Идея этого фильма первоначально пришла в голову продюсеру Дугласу Уику, который, по его же словам, всегда интересовался идеями феминизма и первый его фильм "Деловая женщина" (Working Girl, 1988) был напрямую им посвящён. Вот он и подумал, а почему бы ему не спродюсировать молодёжный фильм "о девочках-подростках и о том, как внезапно они осознают огромную силу своей сексуальности", добавив туда магию и колдовство как метафору "расширения прав и свобод женщин, их загадочности и связи с природой с точки зрения продолжения рода".
С предложением оформить свои идеи в сценарий Уик обратился к сценаристу Питеру Филарди, сочинившему хитовый молодёжный мистический триллер "Коматозники" (Flatliners, 1990). Филарди в то время как раз работал над сценарием о жизни подростка-сатаниста Рикки Кассо, который в период так называемой "Сатанинской паники" (прим. социальный феномен 80-х, состоявший в распространении в США, Великобритании и ЮАР моральной паники относительно существования масштабного сатанинского заговора с совершением ритуальных убийств людей и десятками тысяч жертв) в США в ходе сатанинского ритуала принёс в жертву 17-летнего Гэри Лауэрса. Это событие получило масштабную огласку в СМИ и небывалый общественный резонанс. Так что в поисках материала он с головой погрузился в изучение идей сатанизма, магии земли, природной магии и других сверхъестественных вещей. "Я много знал о том, как работает магия и откуда она берется, - заявлял Филарди. - Я был очарован Рики Кассо, пионером подросткового сатанизма."
В общем, когда Уик обратился с предложением к Филарди, тот недолго думая ответил согласием. "Мы с Дугом [Уиком] часами разговаривали о магии, грибах и состоянии экстаза, - вспоминал позже сценарист. - Помню, я сказал ему, что магия исторически была оружием низших слоев общества. Изначально ею пользовались жители вересковых пустошей (прим. people of the heath), или «язычники» (прим. heathens) - бедные люди, на которых не распространялась власть короля, армии или церкви. И наши героини не могли быть популярными и прекрасными правителями своей школы. Чтобы настоящее волшебство сработало, они должны быть изгоями с невыполнимыми желаниями. Для настоящего волшебства была необходима нужда. И Дуг согласился."
Определившись с сюжетом, Уик решил предложить его студии Sony, на которой он как раз тогда работал над своим вторым фильмом "Волк" (Wolf, 1994). Боссы студии заинтересовались и предложили Филарди написать полноценный сценарий. "Но это был очень необычный проект для студии, - заявлял Уик, - поскольку это было ещё до того, как фильмы о «young-adult» (досл. молодой-взрослый) стали популярны, и его нельзя было отнести к обычной категории. И тогда ещё было намного легче снять фильм о мальчиках-подростках, чем о девочках-подростках."
В своей работе Филарди опирался в основном на две книги. Первой и основной была "Сила Земли: техники природной магии" (Earth Power: Techniques of Natural Magic, 1983) Скотта Каннингема, популярного в 80-е писателя, написавшего несколько книг о Викке (прим. от древнеанглийского Wicca - ведун, колдун - неоязыческая религия, основанная на почитании природы). Другим источником вдохновения для него послужила работа известной американской женщины-психиатра, последовательницы юнгианской аналитической психологии Джин Шиноды Болен "Богини в каждой женщине: Новая психология женщин" (Goddesses in Everywoman: A New Psychology of Women, 1984). Также в работе над сценарием Филарди очень помог альбом “Live Through This” группы Hole, в котором, по словам сценариста, чувствовалась "грубая сила подростковой боли".
Филарди закончил свой вариант и передал его студии, которой он в принципе понравился, однако для его доработки было принято решение нанять ещё одного сценариста - Эндрю Флеминга. Sony как раз выпустила в прокат его комедийную мелодраму "Трое" (Threesome, 1994), которая не стала большим кассовым хитов, но многие критики в лучшую сторону отмечали написанные Флемингом диалоги. Также у него был опыт и в работе над фильмами ужасов - его дебютом стал мистический триллер "Плохие сны" (Bad Dreams, 1988), сценарий к которому он написал совместно со Стивеном де Соузой ("Крепкий орешек", "Уличный боец"). И не смотря, на то, что Флеминг сам же и режиссировал эти фильмы, в качестве постановщика "Колдовства" он первоначально студийными боссами не рассматривался.
Флеминг не стал трогать основную идею и тональность работы Филарди, все его изменения по большей части коснулись личностей и мотиваций главных героинь, а также он практически полностью переписал весь третий акт. В частности, это он добавил в историю главной героини попытку самоубийства и ожог на теле у девушки по имени Бонни, а Рошель он сделал чернокожей и придумал для неё сюжетную линию, в которой она страдала от проявления расизма в школе. Все эти идеи он позаимствовал из собственного школьного опыта. Плюс ко всему Флеминг хотел сделать все проявления магии в фильме как можно более реалистичными. "Я много чего изучил, - рассказывал он, - это было очень интересно, оказывается у нас так много заблуждений о язычестве. Основной идеей было показать её [магию] как можно более реалистично и показать, как люди практикуют её. И когда магия происходит, то это делает её более правдоподобной."
Флеминг и сам не собирался становится режиссёром второго в своей карьере фильма ужасов, однако в процессе работы над сценарием, по его словам, он был им просто "очарован" и предложил продюсеру Дугласу Уику свою кандидатуру на должность постановщика. Уик оказался не против, студийные боссы тоже не возражали, так что Флеминг без особых трудностей оказался в режиссёрском кресле.
Далее начался один из тяжелейших этапов подготовительного периода - кастинг, который занял целых девять месяцев и в течение которого было просмотрено 85 девушек. По воспоминаниям Флеминга, они просмотрели каждую актрису в Голливуде, которая бы им подходила им по возрасту. "Мы устроили пробы и просмотрели многих девушек, - рассказывала директор по кастингу Пэм Диксон, - некоторые из них впоследствии стали по-настоящему знаменитыми. Мы уже было выбрали одну девушку, но нам пришлось её отпустить, потому что ей предложили роль в другом фильме, а мы не знали, будет ли наш фильм вообще снят. Этой девушкой была Анджелина Джоли. Вместо этого она снялась в «Ложном огне» (Foxfire, 1996). Ещё одной девушкой, которая пришла на прослушивание, была Скарлетт Йоханссон, ей тогда было всего 12 лет. Ещё была Алисия Сильверстоун. Это был 1995 год. Она только что снялась в «Бестолковых» (Clueless, 1995), но фильм ещё не вышел. Алисия тоже получила другое предложение, пока мы успели официально запустить фильм в производство, так что мы не смогли выбрать её, и она ушла сниматься где-то ещё. Все они рассматривались на роль Сары."
Первой актрисой, официально принятой в проект, стала афроамериканка Рэйчел Тру, которой досталась роль Рошель. На тот момент Рошель по сценарию ещё была белой девушкой страдающей булимией, однако Флемингу понравилась Тру и он решил переписать роль специально под неё сделав акцент на её расовой принадлежности.
Следующей стала Файруза Балк - её утвердили на роль Нэнси, главной антагонистки фильма. Как оказалось, Балк и сама увлекалась магией и даже практиковала её, а при подготовке к роли приобрела в Голливуде тематический магазинчик Panpipes Magickal Marketplace, которым продолжала управлять до 2001 года.
Робин Танни была знакомой директора по кастингу Пэм Диксон, и та просто попросила её как-то помочь и почитать роль вместе с другими девушками, однако все настолько впечатлились ею, что предложили пройти отдельный кастинг на роль Бонни. Танни как раз закончила сниматься в фильме молодёжной музыкальной мелодраме "Магазин «Империя»" (Empire Records, 1995), где её героиня была совершено лысой, так что на пробы в "Колдовство" ей пришлось одеть парик, из-за чего она ужасно нервничала. "Когда пришла Робин, - вспоминал Флеминг, - она только что остригла все свои волосы для «Магазина 'Империя'», и я подумал, что она странная. Думаю, она нервничала. Она прыгала по комнате, и я никак не мог понять, что она за человек."
Самой известной на тот момент среди всех остальных девушек была Нив Кэмпбелл. Появление в популярном сериале "Нас пятеро" (Party of Five, 1994-2000), стала для неё настоящим прорывом - она получила признание как зрителей, так и критиков. И продюсеры этого фильма были очень рады заполучить её на главную роль - девушки по имени Сара, поскольку это существенно облегчало продвижение фильма в массы.
Однако Эндрю Флеминг решил, что главная роль больше подойдёт Робин Танни, а Кэмпбелл будет просто отлично смотреться в роли Бонни. От этой идеи оказалась не в восторге Танни и Флемингу пришлось буквально уговаривать её согласиться на главную роль. "Она же хорошая девочка! - объясняла позже своё нежелание Танни. - Её хочется запереть в шкафчике и сказать, чтобы она заткнулась! Я не хочу играть такую девчонку!» Гораздо веселее быть плохой, но Фаруза уже точно играла Нэнси, так что я заявила: «Я буду кем-то ещё!»
Columbia Pictures до последнего момента не была уверена в том, стоит ли ей связываться с таким сомнительным проектом, так что всё это время он держался исключительно на энтузиазме его продюсера Дугласа Уика и режиссёра Эндрю Флеминга. И когда наконец-то были отобраны все главные актрисы, Флеминг снял две тестовые сцены, которые и убедили руководство студии дать проекту "зелёный свет". "Мы сняли две сцены, типа все вместе, и, я думаю, студия просмотрела все диалоги на перемотке. Но что заставило их заявить: «Мы хотим снять этот фильм», - так это то, что мы все в костюмах католических школьниц шагали под песню Моррисси, тряся сиськами. Они такие: «Это выглядит классно!»"
Получив одобрение студии и довольно скоромный бюджет в $15 млн. Уик и Флеминг, наконец-то смогли приступить к съёмкам, которые продолжались с 1 мая по 19 июля 1995 года. Снимали в основном в Лос-Анджелесе и его окрестностях, а также в павильоне студии Sony в Калвер-сити.
Чтобы все показанные в фильме ритуалы выглядели как можно более достоверно, а также, чтобы они случайно не привели к каким-нибудь непредвиденным последствиям, на съёмочной площадке постоянно находился специально нанятый для этого консультант. Ею стала Пэт Дэвин - высшая жрица и ответственная по связям с общественностью калифорнийского викканского ковена "Завет Богини" и старшая жрица ещё одного ковена с забавным названием "Дианическая феминистская сепаратистская традиция". Вот как Дэвин описывала своё участие в создании фильма: "Это художественный фильм, а не документальный, и я сделала всё, что могла, со своей стороны, помня о том, что в фильме рассказывается история четырёх девушек, которые начинают играть с магией и, по сути, создают своё собственное божество. Они не исповедуют религию викка. Это что-то вроде «Девочки просто хотят развлечься» - девочки просто хотят поиграть с магией".
Что касается упомянутого и несуществующего в действительности божества по имени Манон, которому поклоняются героини фильма, то Дэвин так высказалась по этому поводу: "Вы видели [фильм] «Манон с источника» (Manon des sources, 1986)? Я всё время шутила, что они вызывают дух мстительной белокурой француженки. Оказалось, что сценарист позаимствовал имя из этого фильма. Мы намеренно решили держаться подальше от того, чтобы вызывать "настоящих" богинь, таких как Кали или Геката, потому что я считала неуместным призывать потенциально существующую богиню на потеху публике. И я не хочу, чтобы кучка подростков взывала к Гекате, не понимая, что они делают. Это неуважительно, и поверьте мне, если она появится, а вы не будете знать, что делать, вы не захотите, находится рядом."
Как и частенько это бывает на съёмках культовых фильмов на сверхъестественную тематику, не обошлось без некоторых странностей и здесь. На пример, при съёмке сцены, в которой девушки проводят свой очередной ритуал на берегу моря, поднялись сильные волны и смыли часть реквизита и затушили разведённый костёр, хотя по рекомендациям местного рейнджера, присматривающего за этим местом, киношники расположились много дальше места куда обычно добиралась вода. "Каждый раз, когда девушки начинали ритуал, - рассказывал Флеминг, - и только когда они начинали ритуал, волны начинали набегать невероятно быстро и сильно биться о берег. Затем, как раз в тот момент, когда Нэнси произносит фразу: «Манон, наполни меня», - именно в этот момент у нас пропало электричество. Это было очень странно". Были и другие случаи, так, например, ночью во время проведения актрисами одного из ритуалов на съёмочную площадку вдруг опустился туман, из-за чего пришлось даже прервать съёмку и перенести её на другой день. Также, во время сцены, в которой героиня Файрузы Балк призывает Манон, над съёмочной площадкой непонятно откуда появилась стая летучих мышей и некоторое время кружила над ней.
В фильме использовались смешанные специальные эффекты, как более доступные в то время практические, так и более сложные и дорогостоящие компьютерные. За первые отвечал Тони Гарднер (Возвращение живых мертвецов, Зловещие мертвецы 3) и его компания Alterian, Inc., а вторые все были сделаны на студии Sony Imageworks. К слову сказать, что в сцене с бабочками использовалась в основном компьютерная графика, а вот практически все змеи из другой сцены были живые и в какой-то момент их число на съёмочной площадке достигло 10 000 особей.
Как это и было принято в середине 90-х, особенно в фильмах, нацеленных на подростковую аудиторию, в фильме очень эффектный саундтрек. Всю оригинальную музыку к нему сочинил новозеландец Грэм Ревелл, ответственный за такие культовые фильмы как "Ворон" (The Crow, 1994) и "От заката до рассвета" (From Dusk Till Dawn, 1996). Кроме этого в фильме звучит много классных музыкальных композиций, в частности, каверы на песню The Beatles "Tomorrow Never Knows" в исполнении канадской группы Our Lady Peace и на песню The Smiths "How Soon Is Now?" от английской команды Love Spit Love.
Фильм изначально задумывался студией и создателями как подростковый с соответствующим возрастным рейтингом "PG-13" (14+), поэтому там нет никаких особо жестоких и кровавых сцен и по всем правилам этого рейтинга используется всего один "fuck" в диалогах. Однако, когда фильм попал на стол в рейтинговый комитет, то те оказались непреклонны - картина, в которой идёт речь о школьницах и черной магии, да ещё и с героиней, пытавшейся покончить жизнь самоубийством не может получить иного рейтинга, кроме как "R" (18+). Что-то конечно же очень сильно расстроило всех причастных к его созданию, поскольку это напрямую влияло на его потенциальные кассовые сборы - целевую аудиторию на сеансы попросту не допустят, а более взрослым он зрителям он вряд ли будет сильно интересен.
Премьерный показ фильма состоялась 26 апреля 1996 года в Голливуде, а с 3 мая он вышел в широкий прокат. Как и опасались его создатели большим хитом он не стал - итоговые сборы в кинотеатрах США и Канады составили всего около $25 млн., что с трудом покрывало расходы на его производство и рекламную компанию. Однако фильм довольно неплохо показал себя за пределами страны и собрал ещё около $30 млн., доведя общую кассу до $55 млн.
Не были в особом восторге и критики, от которых у фильма весьма скромные 57% свежести на Rotten Tomatoes. В целом его ругали за поверхностность изображения магии и феминизм, но в лучшую сторону отмечали привлекательный актерский состав и постмодернистский взгляд на заезженную тему. Но это не помешало фильму получить номинацию на премию Сатурн как лучший хоррор, а Робин Танни и Файруза Балк были удостоены премии MTV Movie Award за Лучший поединок.
Несмотря на довольно средние сборы и такие же отзывы критиков, фильм очень скоро стал культовым, в основном уже после выхода на домашнем видео, когда он смог через хорошие отзывы и сарафанное радио добраться до гораздо большей аудитории. До сих пор устраиваются его специальные для фанатов, и он довольно успешно переиздаётся и продаётся на физических носителях и на VOD-сервисах.
В 2016 году Sony даже объявила о работе над продолжением, которое правда планировали выпустить правда сразу на домашнем видео. По слухам, он должен был рассказать историю о Нэнси в исполнении Файрузы Балк. На должность режиссёра была назначена Ли Джаньяк, снявшая неплохой мистический триллер "Медовый месяц" (Honeymoon, 2013). Однако узнавшие об этом фанаты оригинального фильма подняли волну протеста, полагая что он достоит большего чем дешёвый DTV-сиквел. Так что студия решила свернуть этот проект.
Тем не менее Sony не оставила идею подзаработать на популярности оригинального фильма и в 2020 году выпустила ремейк "Колдовство: Новый ритуал" (The Craft: Legacy, 2020), к производству которого привлекла короля хоррора последних лет продюсера Джейсона Блума и его компанию Blumhouse Productions. Режиссёром и сценаристом была назначена Зои Листер Джонс, снявшая приглянувшуюся критикам независимую музыкальную драму "Группа «Лейкопластырь»" (Band Aid, 2017). Фильм был крайне негативно принят зрителями, особенно знакомыми с оригиналом и провалился в прокате, собрав всего $2 млн. при бюджете в $18 млн.
На малых экранах "Колдовство" впервые было выпущено на VHS и DVD 22 июля 1997 года. Чуть позже, 12 сентября 2000 года, в продажу поступило специальное его издание на DVD с отличным набором дополнительных материалов и обновленными изображением и звуком. В высоком разрешении он впервые был издан компанией Sony Pictures 13 октября 2009 года на дисках формата Blu-Ray. Это издание по своему наполнению повторяло DVD версию 2000 года.
Далее права на выпуск фильм на физических носителях ушли к компании Shout Factory, которая перевыпустила его на Blu-Ray 12 марта 2019 года со старым трансфером, но с новым набором дополнительных материалов. И самое последнее и лучшее на данный момент издание было выпущено 17 мая 2022 года также силами Shout Factory, но уже в 4К разрешении, с новым трансфером и старым набором допматериалов.
Мой канал в Telegram с обзорами на приглянувшиеся новинки и не только: