Рецензия и обзор
Иногда в Голливуде случается хорошее кино, которое не оставляет равнодушным. Один из них - «Гражданская война» английского режиссера Алекса Гарленда. В российском варианте картина называется «Падение империи». Это не только экшен, но и философия, нравственный выбор героев. А еще - приговор для мирового гегемона и пророчество…
Сюжет: США, наши дни. Параллельная реальность. Америка объята гражданской войной. Все воюют против всех. Президент находится в Вашингтоне, «правит» третий срок. Он узурпатор, могильщик демократии. Его дни сочтены, но пока он об этом не знает. Два штата (Флорида и Техас) объединились в силы Запада и двинулись на Белый дом.
В Вашингтон из Нью-Йорка отправляется группа журналистов на автомобиле, чтобы взять у хозяина Белого дома последнее интервью и сделать его последний снимок. Это их работа. Ехать им предстоит в зону боевых действий. Дорогая пролегает через штаты, где люди бегают с огнестрельным оружием и палят направо и налево. Где нет ни власти, ни порядка. Где каждый чинит самосуд.
Журналисты – это основные герои фильма. Познакомимся с ними.
Ли Смит - известная военная фотожурналистка из Колорадо, фотограф международного фотоагентства «Магнум», сорока лет, в исполнении американской актрисы Кирстен Данст.
Джоэл – корреспондент (пишущий) международного агентства «Рейтерс», родом из Флориды, сорока с лишним лет, выпивоха и донжуан, в исполнении бразильского актера Вагнера Моура.
Сэмми – пожилой и мудрый журналист (пишущий) остатков газеты «Нью-Йорк Таймс», хороший друг Ли и Джоэла, афроамериканец, более семидесяти лет от роду, в исполнении американского актера Стивена Маккинли Хендерсона.
Джесси Кален – начинающий (начинающая) молодой фотограф из Миссури, фрилансер, лет двадцати, в исполнении американской актрисы Кейли Спэни. Амбициозна, хотя и неопытна.
Итак, собрались в дорогу матерые журналюги, закаленные в боях военкоры – Ли и Джоэл. Ли – чтобы первой сделать последнее фото павшего президента, Джоэл – чтобы первым взять последнее интервью у павшего президента.
С ними напрашивается старина Семми, который не хочет на пенсию, а хочет работать. В пул военкоров его уже не берут, потому что старый и хромой. Поэтому старина Семми ищет транспорт среди своих друзей, чтобы отправиться на линию фронта и сделать репортаж о подготовке военной операции по свержению президента силами Запада.
Также Джоэл берет симпатичную начинающую журналистку Джесси, которая мечтает стать военным фотокорреспондентом. Своим кумиром она считает Ли Смит. Кстати, последняя накануне спасла от смерти Джесси на площади, где столкновение между группой людей и полицией переросло в теракт с серьезными жертвами.
Я смотрела этот фильм не только как простой зритель, но и как журналист и фотокорреспондент. Было интересно наблюдать за работой коллег, хоть и вымышленных. Правда я никогда не было военным фотокорреспондентом, но репортажей на разные темы наснимала массу.
Люди, которые не сталкивались с работой военных фотокорреспондентов, могут быть шокированы сценами из фильма. Идет война, льется кровь, люди гибнут, а журналисты щелкают фотоаппаратами, как будто снимают звезд на красной дорожке. Выглядит на первый взгляд бесчеловечно. Но для того фотокоры и снимают войну, чтобы показать ее жестокость и бессмысленность. Об этом говорит главная героиня фильма Ли, об этом же говорили и говорят все настоящие (не киношные) военные корреспонденты. Это история. Ее надо знать, чтобы не повторять ошибок.
Итак, главная героиня Ли Смит. Она фотограф престижного международного агентства «Магнум». Быть фотографом этого агентства мечта каждого фотографа. И не только в кино, но и в жизни. Ее фотоработы хорошо продаются. Она ездит в горячие точки, отважно снимает, хорошо зарабатывает. Правда душа сильно очерствела, но это издержки профессии. Готова не останавливаться ни перед чем, чтобы сделать классный кадр - даже заснять смерть лучшего друга.
Думаю, что профессия военного корреспондента (фотокорреспондента) похожа на наркотик. Сначала страшно, потом привыкаешь, впадаешь в раж, а потом уже и жить без этого не можешь. Эта трансформация случилась с Ли Смит. Эта же трансформация в процессе фильма происходит и с молоденькой Джесси.
Семми. Мне по-настоящему симпатичен этот персонаж. Он опытен и мудр. Осторожен. Не лезет зря на рожон. Даже в мятежный Вашингтон ехать не собирается. Его лишь интересует военная база сил Запада. Он – как символ старой и консервативной Америки (США), которой уже почти нет. И конечно же Семми ближе к концу фильма гибнет, спасая своих друзей.
Ли Смит. Она оказалась не такой уж и беспринципной. При всей своей браваде, зарабатывать на смерти своего друга Семми не стала. Она удалила классный кадр покойного коллеги из фотоаппарата, чтобы не выставлять его на продажу в агентстве. Кто не знает, французское международное агентства «Магнум» продает по всему миру документальные фотографии, без фотошопа. Раньше они и в России были доступны. Кстати, еще можно полюбоваться фотографиями «Магнума», сайт пока не заблокирован. Но русского языка уже нет.
Джоэл. Этот персонаж не является особо выдающимся. Его играет бразильский актер. Неплохо. В Голливуде сейчас мода не только на афроамериканцев или азиатов, но и на латиносов. Среди них есть и замечательные актеры. Например, Диего Луно отлично сыграл в сериале «Андор» из вселенной Звездных войн. А Педро Паскаль – мандалорца из той же вселенной в сериале «Мандалорец».
Кстати Джоэл в этом фильме не является альфа-самцом, как впрочем и многие другие белые мужчины в американских фильмах. Моды на это нет. Мода есть на сильных и выносливых женщин. Они теперь в Голливуде «рулят», превращаясь из «слабого» пола в «сильный». Кстати, раньше среди фотожурналистов было больше мужчин, а среди просто пишущих – женщин. Здесь все наоборот. Снимают и с тяжелой техникой бегают исключительно женщины, а мужчины орудуют только диктофонами, шариковыми ручками и блокнотами. Феминизм в действии. Но даже он не испортил этот фильм.
Теперь Джесси. Эта девушка далеко пойдет. Робко начинает и цинично заканчивает. Именно она (а не Ли) снимает убийство своего друга – Ли Смит, когда последняя спасает девушку от смерти, загораживая ее своим телом от пули. Именно Джесси первая делает последнее фото президента, когда его невооруженного убивают солдаты Запада. И естественно потом много на этом заработает.
Джесси – символ новой Америки – беспринципная, амбициозная и в тоже время безбашенная. Тупо рискует. Из – за ее глупости и амбиций погибает Ли Смит.
Кстати, в этом фильме много символов. Во время своего путешествия наши герои попадают в разные ситуации. В одной из них белый мужчина, странным образом похожий на молодого Элтона Джона (гея) в розовых очках, решает кому жить – кому умереть, делит героев на «правильных» и «неправильных» американцев. «Неправильных» – убивает.
Здесь же есть сцена, очень символично для Америки. На зеленой лужайке валяются разбитые атрибуты Рождества (главного семейного праздника США) - Санта Клаус, столики, сцена. Здесь предполагалось провести рождественское представление. Но вместо радости разыгрывалась трагедия. Два мужчины, нарочито выкрашенные в радужные цвета, стреляли в кого-то, кто находится в доме. Стрельба ради стрельбы. У одного "радужного" были крупно показаны неимоверно грязные ногти. Лично я в этой сцене увидела намек на уничтожение нормальной семейной традиции радужной тематикой.
Но есть сцены и пострашней. В них мало крови, но они по сути страшные. Меня шокировали сцены, когда «хорошие солдаты» сил Запада расстреливали в Белом доме безоружных людей, да еще с поднятыми руками (когда они пытаются сдаться в плен).
Режиссер напрямую показывает нам, что стрелять в безоружных становиться нормой и даже геройством. Это ужасно и с точки зрения человечности, и с точки зрения международного права.
Итог
Итак, режиссер Алекс Гарленд своим фильмом «Гражданская война» («Гибель империи») предлагает задуматься - куда катится мир, куда кадится Америка. Грядет мир, где все хорошее воспринимается как архаизм - порядочность, поддержка, честность, бескорыстность, здравый смысл, праведность, семья. Вместо них приходит рачетливость, цинизм, тупость, беспринципность, алчность, греховность, гендер и так далее. И как следствие - грядет хаус и разруха. Алекс Гарленд предвидит будущее. И оно страшно.
И дай Бог, чтобы это предвидение так и осталось только на зкране.