Найти в Дзене
История для всех

Аллея МиГов в Корее или Советские соколы против Летающих крепостей

12 апреля 1951 года в США предпочитают не вспоминать, ведь именно в тот день в ходе корейской войны американская стратегическая авиация потерпела сокрушительное поражение от советских лётчиков.

Мир столкнулся в Корее

Помимо Северной и Южной Кореи, в противоборстве сошлись США и их союзники, помогавшие Южной Корее, а СССР и КНР, на стороне Северной. Буквально через несколько дней после начала войны был захвачен Сеул и 95% территории Южной Кореи контролировалось северянами. Но в конфликт вмешался ООН, и в войну вступили США, что кардинально поменяло расклад на театре военных действий.

Так как в начале войны китайские и северокорейские летчики летали на старых советских самолетах, используемых еще во Вторую Мировую войну, то господство в небе принадлежало полностью американцам. Наличие «под боком» американских баз не устраивало ни Китай, ни СССР, чтобы не допустить такого развития событий, руководство Советского Союза и Китая приняло решение о военной помощи Пхеньяну. Было принято совместное решение, что масштабное сухопутное вмешательство в войну осуществит китайская армия, которая прислала на помощь более 200 тыс. «добровольцев», а Советский Союз поможет техникой, помощью в обучении специалистов и обеспечит воздушную поддержку. Было сформировано три эскадрильи, а вся группа получила наименование 324-ой истребительной авиадивизии, командовать которой был назначен выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб.

Начало конца

Командование ВВС США принимает решение об уничтожении промышленных объектов в районе границы с Китаем и моста через реку Ялуцзян, по которому обеспечивалось снабжение корейских и китайских войск, где и обеспечивали прикрытие советские истребители.

12 апреля 1951 года раздался рев машин, и армада американских самолётов взлетела для уничтожения моста. Из них – 39 машин были бомбардировщиками B-29, их непосредственное прикрытие в воздухе осуществили 36 истребителей F-84, 20 истребителей F-80, кроме того 18 истребителей F-86 Sabre осуществляли передовой заслон и имели задачу расчистить дорогу сковав боем советские Миг-15. Противник был своевременно обнаружен радиолокационными средствами и Кожедуб дал команду поднять в воздух все боеспособные истребители дивизии, в воздух поднялись 44 МиГ-15. Намечалось воздушное сражение равного, которому в небе Кореи ещё не было, сойтись в бою предстояло свыше 100 самолётам.

Так описывает события в своих воспоминаниях участник того боя капитан Милоушкин: «Все разбились на мелкие группы самолётов, я в этом вылете был ведомым у капитана Суботина. На нас уже шла четвёрка F-86, противник открыл огонь, но мы манёвром ушли из-под огня и пошли на косую петлю. После двух косых петель противник от нас отстал, в это время Серафим передал: «Смотри, справа ниже бомберы, атакуй их я прикрою». Не раздумывая, мы пошли в атаку, ведущий передаёт: «Атакую ведущего, а ты правого ведомого». Это была четвёрка летевшая строем «ромб», никого рядом с ними не было, и мы беспрепятственно пошли на них в атаку. Сближение произошло быстро, в прицеле быстро росли фюзеляж и мотор B-29. Открыл огонь из всех пушек и увидел всплески разрывов на фюзеляже и моторе «крепости». Суботин тоже очень удачно стрелял: «крепость» задымила и за ней потянулся шлейф белого дыма. Мы же вышли из атаки влево. «Ромб» распался, в строю летели только два бомбардировщика, мы снова пошли в атаку. Он атаковал ведущего, а я ведомого. В моём прицеле быстро увеличился силуэт B-29, я открыл огонь, но в большой пушке калибром 37мм кончился боезапас».

-2

Таким образом истребители противника просто не были готовы к тактике советских МиГов и попросту не успевали за многочисленными парами советских истребителей, которые без проблем прорывались к своим главным целям-бомбардировщикам и атаковали их до полного израсходования боеприпасов.

Однако несмотря на понесённые потери и то, что несколько бомбардировщиков, оказавшись подбитыми, развернулись обратно, несколько звеньев B-29 всё же продолжали двигаться в сторону моста и уже легли на боевой курс его непосредственной близости. В этой ситуации Кожедуб, который пристально следил за боем в радиоэфире, бросил в бой свой последний резерв, ещё 8 экипажей истребителей. Они перехвалили бомбардировщики уже в районе моста, через несколько секунд после начала атаки один B-29 упал возле моста, так и не сбросив груз. В итоге лишь несколько B-29 смогли не прицельно отбомбиться по мосту, уничтожить или серьёзно повредить его им не удалось.

Запомнят надолго

Экипажи B-29 таких единовременных потерь от вражеских истребителей ещё не несли никогда. Сбить четырёхмоторный B-29 очень непросто, стоит также отметить, что советские истребители должны были не допустить прорыва бомбардировщиков к мосту, поэтому когда повреждённые B-29 разворачивались не долетя до цели, советские МиГи их не преследовали, благо у них хватало новых целей, но несмотря на это 2 B-29 были сбиты, а значит 24 обученных человека погибли, ещё 1 B-29 получил такие повреждения, что 7 членов его экипажа выпрыгнули с парашютами и попали в плен, а оставшиеся 5 лётчиков дотянули до своей территории но только чтобы не попасть в плен, ещё 4 повреждённых B-29 разбились при попытке посадки, в итоге американцы потеряли безвозвратно 7 B-29 и 2 истребителя F-80. Учитывая что тогда в Корее у ВВС США было всего 70 самолётов B-29, выходит, что стратегическая авиация США за один вылет лишилась десятой части своего состава. С учётом того, что советские истребители не потеряли не одного самолёта и человека, это сражение является самым успешным для советских лётчиков за время войны в Корее. Американцы также почти на два месяца отказались от стратегических полётов в этом районе, прозванном «Аллея МиГов».

Если вам было интересно, то подписывайтесь на канал и ставьте «палец вверх», это мотивирует на создание новых статьей. Если вас интересуют какие-то другие темы, пишите об этом в комментариях.