Найти тему
Чувства Штиля

Бобан Маркович и его музыка

Based on phtoto from kiff.ch
Based on phtoto from kiff.ch

“Ненавижу! Терпеть не могу тромбоны, саксофоны, тубы и все эти медные! Они такие громкие и бестолковые!” - так думал я еще лет десять назад. В самом деле, когда привык к гитарной музыке разной степени тяжести, трудно воспринимать что-то кроме. Даже тромбоны в ска-панке слушаются с трудом, если вообще слушаются.

И вот однажды, не вспомню, по какому поводу, включил я послушать подборку Оркестра Бобана Марковича. И как-то сразу стало веселее, жажда жизни обострилась. Медные духовые оказались совсем не шумные, а вовсе даже уместные в умелых руках.

Пришло время еще раз вспомнить интересного музыканта и послушать его музыку.

Популярность сербскому трубачу Бобану Марковичу принесли фильмы Кустурицы "Черная кошка, белый кот", "Аризонская мечта" и "Под землей". Маркович впервые встретился с Кустурицей в начале 1990-х. Их познакомил Горан Брегович, который тоже помогал Кустурице с киномузыкой. Кустурица тогда хотел, чтобы Маркович написал музыку для его "Аризонской мечты". Этот и последующие опыты сотрудничества режиссера и музыканта оказались удачными. Кустурица и Маркович стали деловыми партнерами и друзьями. Кроме Кустурицы, Маркович успел поработать с Алехандро Иньярриту.

Медными духовыми Маркович увлекся в раннем детстве. Он начал играть на трубе лет с пяти, а сама труба стала его любимой игрушкой. Откуда маленькому Бобану было знать, что он посвятит этой "игрушке" всю жизнь?

Маркович рос в семье, для которой музыка была существенной частью жизни. Они музицировали, когда радовались и когда грустили, когда праздновали и когда носили траур. Без музыки не проходило и часа.

Мы еще и говорим друг с другом на языке музыки. Может быть, если бы все могли это делать, между людьми не было бы так много недопонимания.

Крайне "неожиданно", конечно, что Марко, сын Бобана, тоже трубач. Но научил его играть на трубе не отец, а дед. Марко рос, колеся по свету вместе с Оркестром Бобана. Пока группа гастролировала, он узнавал этот мир. Бобан отмечает несомненный талант Марко и говорит, что теперь Марко хочет идти своим путем. Старший Маркович осознает неизбежность этого для любого настоящего артиста. Музыка Марко основана на традиционной балканской музыке и вобрала в себя элементы фри-джаза. Бобан и Марко уже давно равны друг другу по мастерству, но подача у них разная. Бобан вальяжный, даже немного вялый. Марко резкий. Марко добавляет Оркестру Бобана свежести, а новым композициям - резвости.

Бобан, сложись его судьба иначе, мог бы стать профессиональным футболистом. Оказалось, правда, что он не такой хороший футболист, как трубач. Сейчас Марковича вполне устраивает роль болельщика. Его любимый клуб - белградская "Црвена Звезда".

Вне Балкан музыку, подобную исполняемой Оркестром Марковича, объединяют понятиями “цыганская музыка” и “балканский бит”. Но уместно ли такое обобщение? Маркович от него не в восторге, хотя и понимает, что так проще продавать фактически разножанровую музыку.

...музыка, которую я играю, типична для региона, откуда я родом. Годы шли и мы начали добавлять разные составляющие из других жанров, и я думаю, что это больше не помогает людям различать, что есть что.

Бобан Маркович открыт новому и с удовольствием создает такие альбомы, как недавний “Mrak”. На альбоме музыканты экспериментируют с современными элементами, оставаясь в рамках традиций. Они понимают, что фанаты любят их за качественный балканский духовой звук. На музыку альбома в венгерском Театре балета Секешфехервара даже поставили балет из серии "Весна Бартока", а Оркестр живьем исполнял ее на этих спектаклях.

Маркович много лет руководит своим Оркестром, осознает всю тяжесть этой ноши, но понимает, что нужно для успешного руководства.

Руководить группой всегда очень сложно, потому что это большая команда с разными личностями. Мы хотим разного в жизни и у нас разные мнения об одном и том же явлении, но на сцене мы должны быть едины и веселы, потому что мы играем веселую музыку. Поэтому сложно быть очень твердым, но веселым одновременно. Очень важно не беспокоиться о неприятностях, вот почему мы работаем с профессионалами, которые помогают нам организовывать наши поездки, поэтому нам нужно фокусироваться только на исполнении музыки.

Оркестр Бобана Марковича - незаурядный, действенный способ передать весточку от балканской народной музыки сегодняшним нам, которым, кажется, и дела до нее нет. Или все же есть?