Найти тему

«Некрополь мастеров искусств» в Санкт-Петербурге. Часть 16

Оглавление

Мельников Иван Александрович (1832–1906)

Выдающийся русский оперный певец (бас-баритон). Обладатель почетного звания Солист Его Императорского Величества.

Родился в Санкт-Петербурге в достаточно богатой купеческой семье. Собираясь стать продолжателем семейного дела в 1843 году, поступил в Коммерческое училище. Во время учебы пел в церковном хоре, но тем ни менее успешно закончил обучение и более 10 лет занимался торговлей.
C 1861 года начал брать уроки пения у Г. Я. Ломакина, а затем совершенствовался в пении у знаменитого итальянского певца и педагога Э. Репетто в Милане.
Дебютировал в 1867 году в Мариинском театре партией Рикардо в опере В. Беллини «Пуритане», и вскоре заслужил славу артиста высочайшего класса. До 1890 года Мельников был солистом Мариинского театра, одинаково успешно выступая в операх русских и зарубежных композиторов. До сих пор считается лучшим исполнителем партии Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила».

Был первым исполнителем ведущих партий в операх «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Был ведущим солистом Мариинского театра до 1890 года, после чего оставил певческую карьеру и занялся режиссурой и преподавательской деятельностью

Скончался в 1906 году. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге рядом с супругой Александрой Петровной.
В 1909 году на могиле был установлен памятник работы скульптора Г. Скильтера, представлявший собой постамент из красного гранита с профилированной верхней частью и каннелюрами на боковых гранях, установленный на цоколе с выступающим блоком и скошенной лицевой гранью. Венчал постамент бюст певца из белого мрамора.

В после революционные годы бюст был похищен и судьба его неизвестна. Постамент вместе с прахом супругов Мельниковых в 1936 году был перенесен в «Некрополь мастеров искусств». Находится на Южной дорожке.

-2

Мещерский Петр Иванович (1802–1876)

Жан Огюст Бард (1812 -1861). Портрет князя Петра Ивановича Мещерского с сыном Николаем. Италия 1835 год.
Жан Огюст Бард (1812 -1861). Портрет князя Петра Ивановича Мещерского с сыном Николаем. Италия 1835 год.

Князь – подполковник гвардии в отставке. По свидетельству современников человек добродушный, но совершенно заурядный. Отец литератора и публициста В.П. Мещерского.
Был женат на княгине Кагульской Екатерине Петровне (1806–1826) внебрачной дочери графа С. П. Румянцева. Скончалась в возрасте 19 лет при первых родах. Младенец Сергей так же не выжил.

Похоронив жену и сына на Тихвинском кладбище, князь Мещерский заказал для них надгробие в виде монолитного саркофага белого мрамора, с двускатной крышкой с фронтонами и акротериями, на двух профилированных ножках, плинте и гранитном постаменте.

-4

Спустя два года Петр Иванович Мещерский повторно женился на одной из первых Петербургских красавиц Екатерине Николаевне Карамзиной – дочери автора бессмертной «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина.

-5

Супруги прожили в браке почти 40 лет и вырастили пятерых детей. Екатерина Николаевна скончалась в 1867 году в Париже. Тело доставили в Петербург и захоронили на Тихвинском кладбище. В 30 е годы могила была утрачена. Сам же Петр Иванович Мещерский умер в 1876 году и был похоронен рядом с первой женой и сыном.

Мичурина-Самойлова Вера Аркадьевна (1866–1948)

-6

Великая русская и советская актриса, Заслуженная артистка Императорских театров, Народная артистка СССР. Более 60 лет играла на сцене Александринского театра, в советское время переименованного в Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина.

Происходила из знаменитой династии Петербургских актеров Самойловых. Дебютировала на сцене Александринки в 1886 году в возрасте 20 лет и оставалась верна своему театру до конца жизни.
В 1918 году стала одной из основательниц и преподавателей Школы русской драмы при Александринском театре.

Во время блокады Ленинграда наотрез отказалась покинуть родной город и все 872 дня не только прожила в нечеловеческих условиях, но и постоянно выступала в концертах поддерживая моральный дух ленинградцев. Кроме того Вера Аркадьевна, которой в то время уже было под 80, была постоянной участницей радиопередачи «Театр у микрофона». В 1943 году актриса Мичурина- Самойлова стала лауреатом Сталинской премии первой степени, которую она полностью перечислила в Фонд обороны Ленинграда. В 1946 году выпустила книгу мемуаров «Шестьдесят лет в искусстве».

Вера Аркадьевна Мичурина – Самойлова скончалась в 1948 году и похоронена в «Некрополе мастеров искусств» рядом со своими родственниками:

Василий Васильевич Самойлов (1813–1887)

Актер. Памятник и прах перенесены в 1936 году с Новодевичьего кладбища.

-7

Самойлова-Мичурина Вера Васильевна (1824–1880) и Самойлова-Макшеева Надежда Васильевна (1818-1899)

-8

Мама и тетя Веры Аркадьевны Самойловой-Мичуриной. Эпитафия на памятнике «Алмаз и жемчуг русской сцены». Прах и памятник перенесены из уничтоженной Троицкой Сергиевской приморской пустыни в 1931 году.

На могиле самой Веры Аркадьевны на основании распоряжения Совета Министров СССР от 7 января 1949 года был установлен полнофигурный бронзовый скульптурный портрет В.А. Мичуриной-Самойловой в концертном платье, установленный на прямоугольном постаменте и цоколе красного полированного гранита.

-9

Авторами памятника стали скульпторы В. И. Ингал, Л. Ф. Фролова-Багреева, архитектор Н. И. Смирнов. Торжественное открытие состоялось 6 мая 1952 г.

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года