Испытание рисом — это весьма неординарный метод доказательства вины подозреваемых, который использовался в Древней Индии. Это испытание заключается в том, что человеку, которого считают виновным в каком-либо преступлении дают разжевать зерна риса, а затем он должен их выплюнуть. После этого смотрят на состояние зерен и по нему определяют, виновен или невиновен этот человек в совершенном преступлении. Самое странное во всем этом то, что эффективность этого метода фактически была доказана, и за ним даже стоит научного объяснение.
Упоминания об испытании рисом встречаются в древнем тексте Нарада-смрити, которая является частью Дхармашастры. Когда британцы колонизировали Индию, Дхармашастра считалась законом для индусов, и таким образом связывалась с индуистским правом.
В целом же этот санскритский сборник, однако, касался не только юридических вопросов, но и других аспектов жизни, включая религию и этику.
Дхармашастра содержит сотни текстов, а также комментарии и разъяснения. Нарада-смрити является одним из основных смрити этого корпуса древних текстов.
Правила испытания рисом
В Нарада-смрити приводятся семь различных видов испытаний, одним из которых является испытание рисом.
В тексте говорится, что испытание рисом должно использоваться только в случаях кражи, а не для любого другого вида преступления.
Также составители отмечают, что должно использоваться только зерна белого риса, а не какое-либо другое зерно. Участвующий в разбирательстве судья должен был очистить себя перед проведением этого испытания, совершив омовение. Затем судья помещал рисовое зерно в глиняный сосуд перед изображением божества солнца - Сурьи. Этот сосуд наполняли водой, которая использовалась для омовения изображения этого божества, и так оставлялся на ночь.
На следующий день обвиняемому давали жевать эти зерна риса. Перед тем, как пройти испытание, обвиняемый должен был также совершить омовение и держать пост. Во время самого "следственного эксперимента" обвиняемый должен был повернуться лицом к востоку и сам объявить обвинение.
После жевания риса обвиняемый выплевывал зерна на лист фикуса священного (также известного в Индии как дерево бодхи). Если его не было, вместо него можно было использовать лист березы (произрастают в индийских Гималаях).
Обвиняемый объявлялся виновным, если на зернах, которые он выплевывал, присутствовала кровь, если у него болели десны или если его конечности тряслись во время испытания.
Недавний случай испытаний риса
Хотя испытание рисом восходит к древним временам, его использовали и в более поздние времена, о чем свидетельствует отчет, датируемый 19-м веком. Этот инцидент был связан с кражей золотых часов, принадлежавших человеку по имени Джордж Кристиан, который проживал в доме с тремя другими мужчинами в Калькутте.
Эти четверо мужчин создали внутренний суд по расследованию, но не смогли выявить виновного. В то время как остальные мужчины подозревали , что за преступлением стоял один из слуг Кристиана, сам Кристиан отказался поддерживать эту идею, полностью доверяя своему старому слуге.
В любом случае, один из мунши (адвокат, юрист), нанятых мужчинами, предложил им воспользоваться услугами местного бенгальского «профессора магии», который работал в полиции Калькутты.
Этот «профессор магии» специализировался на поимке воров с помощью испытания рисом. От безысходности британцы согласились нанять этого человека, и профессор вместе с двумя или тремя полицейскими явился в их дом.
Однако вместо рисовых зерен в его испытании использовалась рисовая мука, которую насыпали в открытые рты слуг. Затем им приказали жевать муку и через пять минут выплюнуть ее на листья фикуса.
Рисовая мука выявляет вора
И вот, именно через это испытание рисом вор был пойман. Как и ожидалось, невинные слуги не испытали никаких трудностей с этим испытанием и смогли выплюнуть муку через пять минут. Только Абдул, любимый слуга Кристиана, не справился, и поэтому был признан виновным.
Абдул признался в своем преступлении и вернул Кристиану часы. Домашний суд приговорил его к 20 ударам ротанговой палкой, после чего он снова приступил к службе на своего хозяина.
Логичнее всего предположить, что неспособность Абдула выплюнуть рисовую муку была вызвана тем, что он нервничал во время испытания, зная, что виновен, и что его преступление скоро будет раскрыто. Из-за этого страха его слюнные железы не могли вырабатывать слюну, необходимую для смачивания муки, и это было принято как доказательство его вины. Так случается довольно часто, когда от страха или сильного волнения у человека "пересыхает во рту".
Научно доказано, что когда человек испытывает сильных стресс или страх, его рот становится сухим, так как слюнные железы в этом состоянии прекращают выделять слюну. Хотя древние индийцы, возможно, не знали о физиологии этого явления (или знали), они, должно быть, провели достаточно наблюдений, чтобы осознать само явление, и поэтому разработали испытание рисом специально для поимки воров.
Кстати, та же логика до сих пор применяется в похожем испытании с облизыванием горячего железа, используемом племенами бедуинов на Ближнем Востоке, в котором подозреваемый должен был облизать горячую медную ложку. Если на его языке не остается ожогов, он считается невиновным, в противном случае — обманщиком.
Похожая история описана и в японском юридическом документе «Гу» VI века, когда подозреваемый должен был проглотить папирус с некоторыми святыми изречениями. Если он лжет, папирус будет беспокоить его желудок до такой степени, что ему придется "вернуть" его обратно. А в Центральной Африке и в наши дни используют испытание, когда на живот испытуемого кладут керамический кипящий горшок. Если он лжет, его кожа обжигается. Если нет - все в порядке. И здесь уже логика с секрецией слюнных желез не работает.
Олег Дургин
Читайте также: