Найти тему
Есть мнение

О магическом происхождении религии и её монополии на сверхъестественное

Есть мнение, что люди воспринимают реальность по-разному: одни сквозь призму науки, другие, напротив, убеждены в существование того, что не может быть объяснено научным методом. Вторые верят, что кроме мира, в котором обитаем мы - мира посюстороннего, - существует совершенно иной мир, наполненней совершенно другими существами. И этот таинственный мир не просто существует, а населяющие его сущности наделены невероятной силой, позволющей управлять жизнью людей. И люди, верящие в потустороннее, стремятся осуществлять разнообразные действия, имеющие своей целью обратить сверхъестественное в свою пользу.


Так, вопреки фактам, логике и здравому смыслу, многие из нас верят в сверхъестественное. Вера в сверхъестественную силу, культовые действия и обряды - являются неотъемлемыми части абсолютно любой религии. Считается, что за верой в сверхъестественное, стоит магическое мышление. Это определённый способ мышления человека, при котором человек верит в то, что, нарушая законы физики, наши мысли, знаки или ритуалы могут напрямую воздействовать на реальность. Идеи магического содержания выражаются в виде примет, суеверий, ритуалов. Данное мышление проявляется в повседневной жизни в виде увлечения псевдонаучными концепциями, астрологией, колдовством, знахарством и прочей иррациональной чепухой.


В рамках эволюционистского подхода магическое мышление понимается как свойственное " примитивным" народам и тем слоям населения в "цивилизованных" обществах, которые не получили достаточного образования. Ученые утверждают, что человеческое сообщество по мере своего развития становится менее суеверным и более рациональным.
Магическое мышление, как одним из первых способов познания мира, возникает на основе ложных причинно-следственных связей. Это когда полезные принципы мышления, сложившиеся в процессе эволюции нашего вида, используются неправильно. Обряды и ритуалы первобытных племен являются наиболее яркими примерами данного мышления в действии. У первобытных людей не было знаний, которые есть сейчас у нас, но они должны были осуществлять для своего выживания каждый день некую практическую деятельность и познавать объективную связь явлений. Невозможно было, чтобы они не обнаруживали какие-то закономерности, так как в ином случае они бы не выжили. Но иногда события, не имеющие чёткой взаимосвязи, объединялись на основании косвенных признаков. Члены племени могли танцевать, чтобы вызвать дождь, изгонять демонов из одержимых людей с помощью знахарского зелья.


Известный британский антрополог, фольклорист, религиовед, этнолог, историк религии - Джеймс Фрэзер, проанализировав огромный массив данных о верованиях разных народов, пришел к выводу, что в истории человечества была дорелигиозная стадия в виде магической фазы. Магия - основа, из которой произошли все религии, это 1-я из 3-х стадий в умственном развитии человечества, 2- е последующие - религия и наука:
"Больше того, я убежден, что в эволюции мысли, магия, как представляющая низшую интеллектуальную формацию, вероятно повсеместно предшествовала религии" ("Золотая ветвь").

-2

Согласно его теории, на первой стадии развития человек верил в свои способности изменять окружающий мир, в свою колдовскую силу. Позже человек разуверился в этом и стал приписывать сверхъестественные способности уже богам. К ним он стал обращаться с молитвами. На последней стадии своего развития человек отказывается и от этой идеи, приходя к выводу, что ни духи, ни боги, ни он сам не управляют развитием и функционированием природы. Место богов заняли законы природы.


Ученый утверждал, что человеческое мышление, особенное под влиянием схожих обстоятельствах, работает схожим образом. Даже несмотря на то, что культура у разных народов сильно отличается друг от друга. Фрэзер выводит принципы, на которых основывается магическое мышление - два закона симпатической магии. Симпатическая магия - это форма колдовства, согласно которой все предметы, схожие по внешнему виду, либо побывавшие в контакте друг с другом, образуют прочную магическую связь:
"Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй-законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). "("Золотая ветвь").

Первый принцип гласит, что на оригинал можно воздействовать по средствам его подобия. Проклятия, насылаемые при помощи куклы, изображающей жертву, привороты по изображениям человека, привлечение финансового благополучия путем обкладывания себя монетами и денежными купюрами, все это - классические проявления закона подобия.

-3

Не лишены магического мышления и противники генно-модифицирванных продуктов. Многие из них не понимают что это такое, но всё равно негативно относятся к ГМО. Согласно закону подобия, выведенного Фрэзером, человек думает, что если он съест яблоко модифицированное геном рыбы, то у него начнут расти жабры.
В наши дни сохранилось довольно много поверий и примет касательно волос. Существует поверье, что волосы, которые были выброшены в ведро, а после на улице, может найти птица и унести в гнездо. В результате у человека будет сильно болеть голова. Кто-то до сих пор полагает, что с помощью чужих волос можно наслать на человека порчу или приворожить его. Здесь часто закон подобия, так для усиления эффекта, используется совместно с законом контакта: кроме изображения объекта воздействия используются части его тела, или личные предметы.

-4

Лучше всего магию контакта иллюстрирует распространённое в XVII веке популярное лечение ран так называемой "оружейной мазью"(симпатический порошок). Это удивительное средство состояло из жира диких кабанов или других животных. К счастью эту бурду не намазывали на рану. Смысл лечения ран заключался в том, что средство наносилось на оружие, которым эти раны были нанесены.

Закон заразности прекрасно работает и сегодня, так как на смену "симпатической мази" пришла гомеопатия. Гомеопатия удивительным образом объединила в себе два принципа симпатической магии: лечит подобное подобным и использует принцип “один раз в контакте — всегда в контакте”.

-5

Другой современный пример магии контакта -это миф о телегонии. Сторонники этой псевдонаучной концепции уверены, что если у женщины был один или несколько сексуальных партнеров до отца ребенка, то у сына или дочери будут черты всех мужчин.


На самом деле подобных примеров мышления в повседневной жизни огромное количество. Что же касается причин магического мышления, то Джеймс Фрэзер считал, что человек всегда искал нечто общее в законах природы, чтобы извлечь для себя практическую пользу. И в этом поиске некоторые идей оказывались правильными, а некоторые -нет. Правильные идеи антрополог называл наукой, ошибочные -магией. Как говорил Фрэзер, магический ритуал есть неверно истолкованный эксперимент; наука обзавелась механизмом постепенного избавления от таких истолкований. Согласно этому подходу, магия основана на заблуждении ума и неверном представлении о мире, поэтому её можно назвать " недонаукой", "ложной наукой" , следовательно, наука - познание законов природы в соответствии с разумом и логическим мышлением. Науку можно было бы назвать "правильной магией". Фрэзер считал, несмотря на то, что магия является самой примитивной и архаичной формой познания, именно она фундамент для науки. В основе магии лежит тот же принцип, на котором основана и наука. Именно она выявляла первые закономерности и пыталась, в силу своей компетентности, дать объяснение тому, что непостижимо.


Религия же, с точки зрения Фрэзера, принципиально отличается и от магии, и от науки тем, что предполагает сверхъестественные силы и допускает их вмешательство в ход событий. Сущность религии как раз и состоит в вере человекав сверхъестественные силы, стоящие выше него, и в стремлении благорасположить эти силы к себе. Магическая же сила мыслиться как присущая не кому-либо и не чему-либо, а самому человеку. Сам человек наряду с естественной силой обладает еще и сверхъестественной. Человек уверен, что если он применит нужный магический обряд, то сможет добиться всего, чего пожелает. Маги и колдуны непосредственно влияют на природу, людей, пространство и время. А в религии люди обращаются к сверхъестественным существам за помощью и защитой.


Именно этот момент в "Социологии религии" очень подробно описывает немецкий социолог, философ, историк, политический экономист - Макс Вебер. Он пишет, что первобытная религия происходит из магии в тот момент, когда наряду с естественным миром появляется сверхъестественный. Вебер считает, что люди верили в богов и духов, но это еще не религия. Например, когда первобытный человек добывал огонь из палок, то это действие было для него таким же естественным, как и обряд вызывания дождя. Это были действия одного порядка. В этом смысле человек не видел особой разницы между добычей огня и призванием дождя с помощью магии.

-6

Вебер пишет: "Искры, возникающие при вращении деревянных палочек, являются таким же "магическим" эффектом, как и дождь, вызываемый манипуляциями создателя дождя. Таким образом, религиозное или магическое действие или мышление не следует выделять из ряда повседневных целенаправленных действий, тем более что элементарные цели религиозных и магических действий преимущественно экономические" (Социология религии).


Сама же первобытная магия не предполагала существование наряду с реальным, естественным миром мира иллюзорного, не предполагала бытия сверхъестественных существ, вообще не предполагает бытия каких-либо других существ и предметов, кроме естественных материальных существ и естественных материальных предметов. Магия - это манипуляция незримыми силами, которые являются частью природы. Мир мыслится здесь как населённый множеством тайных существ (духов, демонов), имеющих собственную агентность (интеллект, волю, эмоции) и находящихся в определённых отношениях с особыми людьми - магами, колдунами, волшебниками. Эти "сверхъестественные существа" - такие же обычные обитатели мира, как люди и животные. Для взаимодействия с которыми нужен человек, обладающий харизмой и экстраординарными способностями.


Магия пронизывала все сферы жизни древних людей, но постепенно, с развитием религии, а позднее - науки, приобрела дурную репутацию. На протяжении всей своей истории авраамические религии боролись с проявлениями магии. Это могла быть "охота на ведьм", которая была связана с борьбой с пережитками язычества и искоренением ересей, запрет алхимии и многое другое. "Все оккультные и магические услуги должны быть запрещены в России на законодательном уровне", - об этом заявляют представители РПЦ.


Почему же религии запрещают магию? (Спойлер - потому что они - конкуренты, которые борются за одних и тех же клиентов)

-7

Такая борьба безнадёжна. Человек, склонный к магическому мышлению, с равным успехом будет верить во что угодно, что интересно подается. Люди, живущие в современном обществе, знают не только о "христианских чудесах". Здесь и пришельцы, и говорящие камни, и самозваные призраки, и множество другого фэнтези, потакающего обывательской вере в сверхъестественное.

Ольга | Есть мнение | Дзен