120 лет назад, 28 июля 1904 года, погиб Вячеслав Плеве, министр внутренних дел Российской империи. Его убили террористы за то, что он исполнял свой долг и вел с ними борьбу. Причем борьба против него продолжилась и после смерти. Он стал жертвой клеветнической кампании, как со стороны террористов, так и со стороны своих противников в имперской элите. И до сих пор многие если и знают о нем какие-то факты, то почти все эти факты не достоверны.
Понятно отношение к нему поклонников революционеров, пришедших к власти в 1917 году, с которыми Вячеслав Константинович вел борьбу – хотя тогда большевики были не главной проблемой Империи. Но, по идее, после 1991 года можно было бы очистить от клеветы имена так называемых «врагов революции», включая и Плеве. Однако распространение недостоверной информации о нем продолжилось, в том числе на телевидении. И в те редкие моменты, когда Плеве мелькает в исторических фильмах, возникает мысль, что лучше бы он там не появлялся.
Министр Вячеслав Плеве является эпизодическим персонажем в нескольких сериалах: «Раскол» 1993 года о создании партии социал-демократов и их расколе на большевиков и меньшевиков, и «Империя под ударом», снятом в 2000 году, о борьбе имперских офицеров с террористами в начале XXвека, «Богатство» 2004 года по одноименному роману Валентина Пикуля, посвященного событиям на Камчатке накануне Русско-Японской войны и во время нее, и «Столыпин. Невыученные уроки», вышедшем на экран в 2006 году – о Петре Столыпине и его борьбе с террористами.
Как ни странно, самое лучшее изображение Плеве получилось в сериале «Раскол», который начали снимать еще в советское время. Там Вячеслава Константиновича играет наш замечательный «товарищ Сухов», Анатолий Кузнецов, и благодаря ему, Плеве выглядит, по крайней мере, обаятельным. Также авторам этого сериала нельзя отказать в попытке следовать источникам. Но проблема в том, что чуть ли не самым раскрученным источником оказываются мемуары Сергея Витте, который был противником Плеве. В результате в справке от автора говорится, что Вячеслав Константинович был карьеристом, а в кадре мы видим конфликт Плеве и его начальника, министра внутренних дел Сипягина, который видит, что подчиненный метит на его место. Впрочем, в сериале показана и другая, более деятельная активность Вячеслава Константиновича. Его инициативы начальство одобряет, и становится понятно, почему он двигался по карьерной лестнице. Хотя зритель, скорее, не одобрит многие его дела, такие, как, например, подавление хлебных бунтов в 1902 году, что в фильме вызывают возмущение у Витте.
Также в сериале показаны сложные отношения Вячеслава Плеве и Сергея Зубатова, который, по замыслу авторов, оказывается чуть ли не единственным деятельным борцом с революцией. Плеве с подозрением относится к Зубатовскому эксперименту с легальным рабочим движением. Запоминается его фраза: «Никаких пряников. Только кнут». В конце концов, Плеве недовольный контактами Зубатова и Витте, отправляет своего подчиненного в отставку. Уходя, Сергей Зубатов предсказывает ему печальный конец, и глазах зрителя именно Зубатов оказывается моральным победителем.
У тех, кто посмотрит этот сериал, может создаться ощущение, что Вячеслав Плеве был решительно против любых реформ. При этом именно он был разработчиком рабочего законодательства 1880-х. Просто тогда он еще не был министром внутренних дел, из-за чего эта его деятельность не попала в учебники. В результате ученики знают только то, что в 1902-1904 годах он был министром внутренних дел.
В целом надо признать, что, как и большинство героев сериала «Раскол», Плеве получился, по крайней мере, неоднозначным. Но создатели не обошлись без штампов о «косном карьеристе», которого волнует продвижение по службе и который против любых реформ.
В сериале про Столыпина министру Плеве уделяется гораздо меньше внимания. Если не считать сцены его гибели, там всего две сцены с ним. Вначале он участвует в небольшом совещании с участием императора Николая IIи Ивана Горемыкина, а затем встречается с представителями еврейской элиты. В первой сцене Плеве ничего особенного не делает, кроме того, что беспокоится о сложившейся ситуации в Империи – он занимает более озабоченную позицию, чем спокойный и оптимистичный Горемыкин. Также он сообщает, что созывает комиссии для решения «крестьянского вопроса», и авторам можно сказать спасибо за то, что у них Плеве готов проводить реформы. И в целом играющий его актер Владимир Козлов изображает вполне обаятельного героя. А вот вторая сцена с Плеве, скорее, огорчает. В ней раввины жалуются ему на тяжелое положение евреев и призывают к установлению «равноправия с русскими». Плеве же отказывается и призывает их повлиять на еврейскую молодежь, которая участвует в революционном движении. «…Иначе – погромы, господа. Погромы по всей России», - угрожает он, и это можно трактовать, как подтверждение легенды, по которой Вячеслав Константинович якобы стоит за Кишинёвским погромом евреев в 1903 году. Никаких доказательств этой версии нет. При этом Плеве действительно встречался с видными еврейскими деятелями, но разговаривал он с ними совсем о другом. Так, известный деятель сионистского движения Теодор Герцль отзывался о Плеве вполне уважительно.
Сериал «Богатство» - отдельный печальный случай. Как уже говорилось, это экранизация романа советского писателя Валентина Пикуля. С этим связаны две проблемы: во-первых, эта книга, изданная в советское время, во-вторых, она написана Пикулем. Этот писатель известен тем, что часто искажал биографии реальных людей, которые становились прототипами его героев или даже героями. А так как он писал в советскую эпоху, то многие искажения были связаны с линией партии. В таких условиях Вячеслав Плеве был просто обречен на клевету.
При этом клевета оказалась оригинальной. Главный антагонист романа и сериала Губницкий фактически оказывается японским шпионом. А Плеве является его покровителем, то есть, он и сам работает на Японию. Это забавно, так как входит в противоречие с другим мифом про Вячеслава Константиновича – широко распространено мнение, что он был сторонником войны с Японией. Почти во все учебники вошла фраза, которую он якобы однажды сказал: «России нужна маленькая победоносная война». Зачастую это единственный факт про Плеве, который многие знают и цитируют. И факт недостоверный. Эту фразу ему приписывал уже упомянутый Сергей Витте, но данный источник, мягко говоря, не надежный. При этом Витте призывал в свидетели Алексея Куропаткина, который, однако, данную версию не подтвердил. Но, так или иначе, в этой версии Плеве выступает, как ярый враг Японии, а у Пикуля он показан фактически японским шпионом. Также он оказывается основным противником главного положительного героя.
В книге и сериале также досталось и Николаю Гребницкому, который был прототипом персонажа-антагониста Губницкого. Достаточно сказать, что, в отличие от литературного героя, Гребницкий умер не в Америке, а в России, недалеко от Новгорода, где он поселился, выйдя на пенсию. Но тут Валентин Пикуль, по крайней мере, изменил фамилию персонажа. Это, видимо, дает возможность для большей фантазии при описании жизни в романе. Но в отношении Плеве у Пикуля такого оправдания нет, так как он в романе, а также и в снятом по роману сериале предстает под своей собственной фамилией.
Единственное, что в этом произведении достоверно, так это то, что Плеве и Гребницкий были причастны к снятию с должности героя обороны Камчатки Антона Сильницкого, который стал прототипом Андрея Соломина, главного героя романа и сериала, где его роль исполнил Сергей Никоненко. Что интересно, в сериале это единственный эпизод с Плеве. И надо признать, актер Николай Трифилов играет его очень даже неплохо, показывает, что в целом его даже есть мотивы поступать так, как он поступает. Как были они и у реального Вячеслава Плеве, поскольку у Сильницкого случился конфликт с местной элитой. Плеве получил донесения от представителей этой элиты и среагировал, вероятно, просто не разобравшись в данном вопросе. В любом случае, после снятия Сильницкого оборона полуострова продолжилась.
В романе «Богатство» главный герой буквально радуется гибели Плеве от рук террористов. Только достоверно известно, что этому очень радовались японцы. Ведь гибель второго человека Империи во время войны не очень хорошо сказалась на положении дел в Империи.
Печально, когда мифы, создаваемые беллетристикой советских времен, продолжают тиражироваться, когда коммунизм уже не является господствующей идеологией.
Самый же печальный пример воплощения образа Вячеслава Плеве на экране связан с сериалом «Империя под ударом», где посвященная ему серия стала одной из худших. Впрочем, начнем с хорошего. В этом сериале Плеве упоминает, что он, будучи начальником Охранного отделения, победил народовольцев, то есть, им был побежден терроризм в Империи в 1880-х годах. За это авторам можно сказать спасибо, так как в учебниках этого нет. Но на этом плюсы сериала заканчиваются. То, как Плеве это говорит, портит все впечатление. «Я уничтожил эту хлипкую организацию еще двадцать лет назад одними жесткими мерами», - заявляет он и при этом не верит в существование новых революционных организаций.
И тут видна главная проблема сериала. По идее, он должен был стать апологией тех, кто боролся с терроризмом. Но получилось наоборот. Главный положительный персонаж – выдуманный офицер в исполнении Игоря Ливанова, который получается типичным «Марти Стю», героем без страха и упрека, интуитивно понимающий то, чего не понимают современники, но знают потомки. И чтобы не показывать террористов полными неудачниками, остальных охранителей в фильме вывели гораздо более глупыми, до комичного тупыми. При этом среди них есть реальные исторические личности, и особенно в данном случае «повезло» как раз Плеве.
В этом сериале его играет Николай Еременко-младший. По идее, тот кто когда-то был секс-символом СССР, мог бы создать не менее обаятельного персонажа, чем Кузнецов. Но такой задачи у него явно не было. Он играет карикатуру. Что интересно, другие жертвы терроризма – Дмитрий Сипягин и великий князь Сергей Александрович – выглядят людьми, по меркам данного сериала, вполне живыми и вызывают какую-то симпатию. Но с Плеве совсем другая история. Еременко играет какую-то комедию, в которой глупый начальник своей тупостью должен создать лишние проблемы герою, а комичностью лишний раз повеселить зрителей. Такие сюжетные ходы хороши для вымышленных персонажей, но Плеве не выдуманный герой, а реальное лицо, так что это зрелище не вызывает смеха, хотя бы от того, что заканчивается трагично.
Конфликт героя и тупого начальника еще и усугубляется темой соперничества, так как оба оказываются поклонниками балерины Карсавиной. Так авторы, между прочим, оказываются пособниками мифа о супружеской неверности Плеве – впрочем, его семья в сериале вообще не упоминается.
Но чем особенно поражают авторы «Империи под ударом», так это обилием фраз про то, какой Вячеслав Плеве плохой. Причем начали они это делать еще до серии, посвященной гибели министра внутренних дел. Один из героев почему-то думает, что речь идет о Плеве, когда слышит следующую характеристику: «Глуп, лжив, способен на воровство, любит деньги, славу». Также ранее Плеве обвиняется в упомянутом выше Кишиневском погроме. Правда, обвинителем является провокатор и предатель Азеф, но его обвинение никак не опровергается. При этом данный «факт» является мотивом убийства Плеве для того же Азефа и какого-то спонсора из женевских евреев. Естественно, зрители данному утверждению верят. Другие «факты» озвучивает служанка главного героя. От нее мы узнаем, что Плеве якобы трижды менял веру: «Отец был немец – он был лютеранин, отец умер, он стал католик… Мать полячка умерла, он стал православный. Нельзя, нельзя менять веру как перчатки, грех!» Причем перечисляет героиня только два случая смены веры, но, по сравнению с остальными ляпами, это уже мелочь.
Вообще-то, на самом деле сначала у Плеве умерла мать, а потом – отец. При этом его мать, Елизавета Шамаева, была не полячкой и католичкой, а русской православной дворянкой, поэтому Вячеслав с детства был православным и веру не менял. Так что все сказанное служанкой – лишь один из лживых слухов, которые распускали противники Плеве. К сожалению, нынешние зрители не могут отличить достоверные слухи от недостоверных.
Хотя это все только разговоры героев. Но в сериале есть и авторская речь, а именно, справка закадровым голосом. Этот голос сообщает важную информацию об исторических деятелях. И что мы узнаем о Плеве? «Непреклонен в защите основ самодержавия, искусно устранял своих оппонентов, уверен в своей непогрешимости». Вероятно, «ощущение непогрешимости» - это единственное, что велели играть Еременко. А еще Плеве в его исполнении искусно устраняет соперника, посылая главного героя туда, где тот не сможет ухаживать за Карсавиной. Но в том, что касается реальных оппонентов, мы такого не видим.
И что вся эта негативная информация должна дать зрителям?
По сути, в «Империи под ударом» показан «винегрет» из сплетен политических противников Вячеслава Константиновича.
Получается, сериал призванный прославлять борцов с терроризмом, занимается прямо противоположным – их очернением, и в первую очередь, очернением такого человека, как Вячеслав Константинович Плеве. Ведь, как уже говорилось, именно он внес решающий вклад в победу над российскими террористами в 80-х годах XIXвека. Он один из тех, благодаря кому в России тогда наступила стабильность. Без преувеличения можно сказать, что еще до того, как он стал вторым человеком в империи, для революционеров-террористов он уже был врагом № 1.
Вячеслав Плеве погиб при исполнении своих обязанностей. Погиб, служа России и защищая ее от террористов. Он заслужил хорошую память жителей нашей страны, и хочется верить, что в новых фильмах и сериалах создатели покажут, а зрители увидят его в лучшем свете.
Антон Кизим