Эта история любви точно заслуживает нашего внимания: Наталья Пушкина и Пётр Ланской.
Скажите честно - вы когда-нибудь задавали себе вопрос, что было с женой Александра Сергеевича Пушкина? С ней, с его детьми? Нет? Жаль.
Я вообще, чем больше о ней узнаю, тем больше и больше уважаю эту женщину. Прожив в первом браке 6 лет, родив детей, она СЕМЬ лет вдовствовала, почитая память мужа. Не отвечая на ухаживания. Не поддаваясь уговорам. Не слушая сплетен, которые продолжали крутиться вокруг её имени.
Её считали поверхностной красоткой, ничего не смыслящей в поэзии, увлечённой лишь балами и светскими приёмами, называли любовницей Николая I, вступившей чуть ли не в сговор с семьёй Дантеса, и, конечно, косвенной виновницей гибели "солнца русской поэзии". Переписка А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой, опубликованная уже после её смерти дочерью, во многом изменила представление о Наталье Николаевне - сейчас литературоведы и биографы склонны к мнению, что Гончарова была такой же жертвой враждебно настроенного общества, бесконечных анонимных писем и клеветы, всю дорогу омрачавших жизнь Пушкиных, поженившихся не по расчёту, а по любви.
Перед смертью поэт сказал жене: "Отправляйся в деревню, носи траур по мне в течение двух лет, потом выйди замуж, но только не за шалопая".
Смерть поэта произошла в пятницу, и до конца своих дней Наталья Николаевна в пятый день недели никуда не выезжала. Оставшись вдовой в 25 лет, она не думала о том, как будет устраивать свою жизнь. Все её мысли были заняты только их детьми…
Серьезно заболевшая после похорон мужа Наталья Николаевна, по совету врачей, уехала из столицы в имение своей семьи.
Чем она там занималась? Выживала. Без денег, которые должен был переводить брат, но почему-то постоянно задерживал эти выплаты, без понимания и сострадания со стороны вечно недовольной всем матери, без любимого мужчины, о котором ежеминутно напоминали так похожие на него дети...
По её собственному признанию, возвращаться в Петербург она не хотела категорически! Жизнь при дворе была ей отвратительна. Она ничуть не изменилась - всё так же была сдержанна и скромна. Но ей пришлось вернуться в северную столицу: младшую сестру готовили к поступлению во фрейлины. И Наталья Николаевна вновь стала появляться на придворных мероприятиях. Шёл 1843 год.
Снова поклонники, снова предложения руки и сердца. И снова - внимательный взгляд императора Николая Павловича.
***
Хотите верьте, хотите - нет, но я не верю, что император снова пытался её домогаться. В дневниках поэта есть удивительное воспоминание о его встрече с государем. Там он просил Николая I в случае, если с ним произойдёт какой-либо несчастный случай, позаботиться о его семье. Что, если помните и было сделано императором. Он заплатил долги Пушкина, детям и жене была назначена пенсия, по достижению определённого возраста сыновья должны были поступить в военные училища за государственный счёт... И вот теперь, когда Наталья Николаевна вышла в свет, император следит за тем, с кем она общается. Чтобы вмешаться, если что... Но она ведёт себя безупречно.
"Она прекрасна!" - воскликнул государь, когда после затворничества Н.Н. Пушкина появилась при дворе. Он лично подвёл вдову к императрице - а это знак большого расположения...
***
Н.Н. Пушкина вновь была в центре внимания. У неё вновь были поклонники: итальянский дипломат граф Гриффео, граф А. Карамзин, Н.А. Столыпин. Своё восхищение ей открыто высказывал обладатель огромного состояния князь А.С. Голицын. Он даже обещал Наталье Николаевне всё устроить: дом для неё в столице, лучшие учебные заведения для детей, желательно с их постоянным проживанием там. Но она отказала князю не раздумывая, сказав: "Кому мои дети в тягость, тот мне не муж!"
Наталье Николаевне настойчиво советовали искать мужа. Она не торопилась.
Зимой 1844 года Наталья Николаевна вполне себе случайно познакомилась с Петром Петровичем Ланским. Он привез ей письмо и посылку от её брата Ивана, с которым вместе отдыхал на немецком курорте. Ему было 45 лет, и он слыл известным холостяком. Наталье Николаевне исполнился 31 год. Вдова Пушкина понравилась гвардейскому офицеру с первого раза, и он стал частым гостем в её доме. Но несмотря на возникшие у него чувства, Петр Петрович некоторое время не осмеливался их высказывать и решиться на более серьезный шаг: его материальное положение не позволяло ему обеспечить Наталью Николаевну и её детей.
Весной 1844 года она собиралась на морские купания в Ревель для поправки здоровья детей. Однако поездка была отложена, так как Наталья Николаевна вывихнула ногу, а в мае Ланской осмелился сделать ей предложение. В каком ключе обсуждался этот брак в светском обществе, свидетельствует дневниковая запись Модеста Корфа от 28 мая 1844 года:
"После семи лет вдовства вдова Пушкина выходит за генерала Ланского <…> ни у Пушкиной, ни у Ланского нет ничего, и свет дивится этому союзу голода с нуждою. Пушкина принадлежит к числу тех привилегированных молодых женщин, которых государь удостаивает иногда своим посещением. Недель шесть тому назад он тоже был у неё, и, вследствие этого визита или просто случайно, только Ланской вслед за этим назначен командиром Конногвардейского полка, что, по крайней мере временно, обеспечивает их существование"
Император, узнав о сплетнях, распространяемых в свете, назначил Н.Н. Пушкиной денежное приданое. Назло всем! А императрица его поддержала. Государь пожелал быть посажённым отцом на свадьбе, однако Наталья Николаевна настояла на скромном торжестве для узкого круга близких людей. Николай I на своём присутствии настаивать не стал, однако прислал новобрачной бриллиантовый фермуар в подарок и высказался, что он всё равно приедет в дом, как только у Натальи Николаевны родится ребёнок. И когда она родила дочь Азю, впоследствии Александру Арапову, то Николай I стал её крёстным.
28 июля 1844 года Наталья Николаевна Пушкина вышла замуж во второй раз. Её супругом стал генерал-лейтенант Пётр Петрович Ланской. Детей А.С. Пушкина он принял как своих родных. Этот человек, случайно появившийся на пороге её дома зимой 1844 года, сделал её счастливой, о чем красноречиво свидетельствуют их письма. Она обращалась к нему - "мой дорогой Пьер" или "мой прекрасный муж". И ценила его не за юношескую пылкость, а за заботу, внимание и уважение.
Наталья Николаевна родила своему второму мужу троих дочерей. Её дом снова наполнился детскими голосами. К семерым своим добавились и приёмные дети. В семье Ланских постоянно жили племянник мужа Павел и сын сестры Пушкина Ольги Лёвушка. Иногда надолго в доме оставались друзья детей и тогда детские голоса здесь просто не умолкали.
Из письма Натальи Николаевны мужу:
«Ты знаешь, это моё призвание. И чем больше я окружена детьми, тем больше я довольна… Какое счастье, что я могу заниматься своими делами при таком шуме, иначе мне было бы трудно найти минутку тишины, чтобы писать письма».
А ещё в письмах к мужу она в шутку говорила, что могла бы быть "директрисой приюта", а свой шумный и наполненный детьми дом называла "маленьким пансионом". При этом она признавалась, что никогда не понимала людей, устающих от шума и шалостей детей, ведь сама она в такой обстановке забывала обо всех печалях.
Дети Натальи Николаевны от обоих браков на протяжении всей жизни были очень дружны между собой.
Супруги Ланские дали всем детям отличное образование: сыновья выбрали военную карьеру, дочерям удалось удачно выйти замуж - младшая дочь Пушкина Наталья даже породнилась с Российской императорской семьёй, выйдя замуж за принца Николая-Вильгельма Нассауского.
Спустя несколько лет брака Наталья Николаевна писала мужу:
"Пустые слова не могут заменить такую любовь, как твоя. Внушив тебе с помощью Божией такое чувство, я им дорожу. Я больше не в таком возрасте, чтобы голова у меня кружилась от успеха. Можно подумать, что я понапрасну прожила 37 лет. Этот возраст даёт женщине жизненный опыт, и я могу дать настоящую цену словам. Суета сует, всё только суета, кроме любви к Богу и, добавляю, любви к своему мужу, когда он так любит, как это делает мой муж"
Она была по-прежнему красива, по-прежнему в неё влюблялись. Пётр Петрович ревновал, а она его успокаивала:
"Ты стараешься доказать мне, что ревнуешь. Будь спокоен, никакой француз не мог бы отдалить меня от моего русского… Я тобою довольна, ты - мною, что же нам искать на стороне, от добра добра не ищут".
Они прожили вместе почти 20 лет. Поднимали детей, берегли друг друга. Ей было около пятидесяти лет, когда внезапно начались приступы кашля. Они так мучили Наталью Николаевну, что ей рекомендовали как можно больше времени проводить на курорте. Генерал Пётр Ланской спешно отложил все дела и лично повез любимую на немецкие воды, оттуда - в Швейцарию, а потом - в Ниццу. Там ей стало немного лучше, но это было обманчивое затишье.
Осенью 1863 года Наталья Николаевна Ланская засобиралась в путь - нужно было ехать к сыну и невестке. Там родился третий в её жизни Александр - теперь уже внук. Но по дороге в Москву она почувствовала себя неважно, а затем болезнь ещё обострилась.
Наталья Николаевна умерла в ноябре 1863 года от воспаления лёгких - в окружении мужа, детей и самых близких родственников и друзей. Спустя несколько недель историк и литературовед Пётр Бартенев опубликовал в одной из петербургских газет некролог:
"26 ноября сего года скончалась в Петербурге на 52-м году Наталья Николаевна Ланская, урождённая Гончарова, в первом браке супруга А. С. Пушкина. Её имя долго будет произноситься в наших общественных воспоминаниях и в самой истории русской словесности. С ней соединена была судьба нашего доселе первого, дорогого и незабвенного поэта. О ней, о её спокойствии заботился он в свои предсмертные минуты. Пушкин погиб, оберегая честь её. Да будет мир её праху".
Генерал Пётр Петрович Ланской пережил супругу на 14 лет, всё это время он продолжал заботиться о детях: как об их общих дочерях, так и об отпрысках Пушкина - в том числе и о внуках. Пётр Ланской ушел из жизни в 6 мая 1877 года в 78 лет и был похоронен в Александро-Невской Лавре, в одной могиле со своей любимой и любящей женой.
Он просто когда-то заехал передать посылку от своего друга Ивана Гончарова его сестре. А встретил счастье всей своей жизни.
Лайки помогают развитию канала!