С этим автомобильчиком, в начале 1990-х годов, мне довелось пересечься несколько раз у сочинского цирка. Он стоял в скверике на широкой дорожке с обезьянкой в комплекте, ожидая клиентов, чтобы запечатлеться с ними на фотоплёнке. После визуального знакомства, я воспринял его за игрушку, реквизит для фотографирования, не более. Тогда ещё не знал, что эта машинка имеет вполне горячее сердце, поэтично именуемое пламенным мотором, и прочую реальную автомобильную начинку.
История этого интересного четырёхколёсного объекта, героя данной публикации, началась в первой половине 80-х годов ХХ века. В 1982 году на страницах венгерского журнала "Ауто-мотор" была опубликована иллюстрация французского автомобиля, выпущенного в начале 20-го столетия, уже не существующей фирмой.
Житель города Нижневартовск, молодой пилот вертолёта по профессии и увлечённый конструктор-любитель в душé — Сергей Гордиенко (сейчас конечно же уже Сергей Юрьевич), увидел довольно интересный старинный автомобиль в той журнальной публикации. Более того, изображённое транспортное средство, родом их начала ХХ века, произвело на Сергея сильное, неизгладимое впечатление.
В те времена в СССР было популярно движение самодеятельных автоконструкторов, создававших свои необычные комплектации автомобилей на агрегатах, как правило, серийных транспортных средств, но с оригинальным внешним видом . Сергей же, напротив, решил в точности повторить облик реально существовавшего старинного французского легкового авто, рисованное изображение которого из венгерского журнала, и вдохновило его на постройку копии в натуральном масштабе 1:1 в советском Нижневартовске.
По словам Сергея:
— Это был порыв души. И чтобы показать людям, что представлял собой автомобиль 1902 года. Город наш — новый, отыскать в нем старинную машину невозможно.
Прототипом копии ретроавто был французский автомобиль «Де Дион Бутон Попюлер 1902 года».
Мне неизвестно, какую информацию иллюстрировала картинка на страницах венгерского печатного издания 1982 года, но вполне могу вкратце пересказать историю оригинального автомобиля уважаемой французской фирмы.
De Dion-Bouton
Фирма основана маркизом Жюлем-Альбером де Дионом (Jules-Albert de Dion), механиком Жоржем Бутоном (Georges Bouton) и инженером Шарлем-Арманом Трепарду (Charles-Armand Trépardoux) под названием «Де Дион-Бутон и Трепарду» (De Dion-Bouton et Trepardoux) в начале 1883 года для создания паровых автомобилей. Маркиз де Дион выступал в роли финансиста, Бутон был сборщиком и технологом, а в лице Трепарду было представлено конструкторское бюро.
Молодой компании удалось внедрить в производство несколько новаторских изобретений. Так, в 1890 году она запатентовала одноцилиндровый бензиновый мотор, а в 1893 году — новую автомобильную ось. Альберт де Дион, почувствовав перспективы двигателей внутреннего сгорания в дальнейшем стремился переориентировать производственные мощности с паровых автомобилей на бензиновые моторы. Однако компаньон маркиза — Трепарду, напротив, не верил в будущее бензиновых ДВС и вышел из союза, опасаясь банкротства. Как следствие — название компании сократили на одну фамилию, оставив только «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton).
Между тем, бензиновые моторы «Де Дион-Бутон» получились довольно удачны, и их приобретали другие автопроизводители. Дела у фирмы, как говорится, «пошли в гору».
Компания не остановилась на достигнутом и в 1895 году сконструировала маленький трехколесный автомобиль с бензиновым двигателем, мощностью 0,75 лошадиных сил. А в 1899 году фирма «Де Дион-Бутон» представила свои первые четырехколесные транспортные средства, с задним расположением двигателя. Эти машины получили неофициальное название «Vis-a-Vis».
Последнюю версию этих самоходных экипажей, Type L, в 1902 году оснастили бензиновым двигателем развивавшем мощность в 6 л.с.
Следуя автомобильной моде начала ХХ века, в 1901 году компания «Де Дион-Бутон» сконструировал первую в своей истории модель авто с передним расположением двигателя.
В массы она пошла уже в 1902 году под наименованием Type J. Внешний облик этой модели и основные технические решения стали применяться в последующих типах одноцилиндровых автомобилей выпускавшихся компанией. Радиатор располагался впереди перед шасси внизу, наклонная рулевая колонка поддерживалась двумя тонкими вертикальными стойками, на которых находились органы управления зажиганием, карбюрацией и сцеплением.
В том же 1902 году фирма начала продажи упрощённого переднемоторного легкового автомобиля Type N. Суть конструкции Type N заключалась в простоте, как в эксплуатации, так и в обслуживании. Благодаря более дешевому в производстве шасси, бюджетной коробке передач, с двумя скоростями вперёд (без заднего хода), компактному двухместному кузову типа «фаэтон» и ряду других решений, удалось получить доступное по стоимости транспортное средство. Как следствие большая группа потенциальных покупателей могла позволить себе приобрести этот автомобиль. Отсюда и произошло название Populaire (Попюлер) - это второе неофициальное обозначение модели Type N.
Де Дион Бутон Попюлер оснащался фирменным шести сильным одноцилиндровым бензиновым мотором, перешедшим по наследству от предыдущих типов автомобилей компании. Он соединялся с коробкой перемены передач через карданный вал. КПП, объединенная с главной передачей, связывалась с задними колесами двумя полуосями с двумя карданными шарнирами каждая (т.н. «мост Де Дион»). Радиатор автомобиля устанавливался спереди под передней поперечной балкой шасси. Колёсная база составляла 182см, колея - 118см.
Дальнейшая история французской автомобильной компании и её модельного ряда выходит за рамки повествования о главном герое публикации — автомобиле «De Dion-Bouton Populaire» и его самодельной копии. Скажу лишь, что фирма-производитель перестала выпускать легковой автомобильный транспорт в 1932 году, а в дальнейшем и вовсе закрылась...
Копия Де Дион Бутон
Вернёмся в 80-е годы ХХ века.
Чертежей автомобиля «Де Дион-Бутон Попюлер образца 1902 года» у Сергея Гордиенко не было. Вернее их наброски конструктору-любителю пришлось делать самому высчитывая внешние параметры с журнальной иллюстрации. Поиски масштаба начались с колеса: его размер Сергей вычислил по картинке, а по нему и остальные габариты автомобильчика.
— Строил два года в однокомнатной квартире на пятом этаже. Два года беготни по мастерским и терпения жены. Какие трудности пришлось преодолеть — не опишу.
Визуальное сходство современной копии автомобиля и старинного оригинала получилось довольно правдоподобным. Кузовные элементы созданные вручную внешне соответствуют прототипу. Можно придираться к мелочам, но не стоит забывать, что источником знаний было всего одно рисованное изображение. Некоторые детали экстерьера легкового авто не функциональны и играют чисто декоративную роль. Например змеевик радиатора.
Агрегатная начинка построенного в Нижневартовске самоходного экипажа, естественно не соответствует оригиналу, она собрана из узлов и деталей современных советских транспортных средств. Так двигатель — от тульского мотороллера «Муравей», рулевая колонка — от «Запорожца». Шасси самодельное, собственной конструкции также с применением современных материалов.
Мощность мотора в 11 л.с. позволяет разогнаться до 45 км/ч. Авто имеет 4 скорости вперёд без задней передачи.
Автомобиль с водителем весит менее 200кг
Первый выезд своим ходом копии французского ретро авто, состоялся в Нижневартовске в начале 1985 года.
Следующим испытанием для Сергея стало постановка на учёт своего транспортного средства. Благодаря своей настойчивости, нижневартовский конструктор-любитель добился регистрации копии Де Дион Бутон, как «самодельная мотоколяска».
В Сочи диковинный авто замечен с 1989 года.
Из Нижневартовска на юг Сергей свой Де-Дион привёз самолётом. Хранился авто у родителей конструктора, в городе Сочи.
— А зачем в Сочи эту машину привезли?
— Понимаете, у нас в Нижневартовске её мало кто увидит. А здесь столько людей.
Отпускá Сергей проводил за рулём своего творения, совершая прогулки на копии ретроавтомобиля по улицам курорта, путешествия по дорогам Северного Кавказа и Крыма.
Самоходное средство передвижения в историческом облике, а также водитель в шлеме и защитных очках подстать своему транспорту, привлекали внимание и вызывали интерес любопытных очевидцев.
Оценили самодельный автомобиль и французские туристы:
— В Сочи ко мне подходила группа французов. «О Дион, о Бутон, о ля-ля!». И через переводчика они спросили: «Откуда у Вас этот автомобиль? У нас они только в музеях стоят, а Ваша ещё и ездит». Ответил: «Сам сделал!» — но они не поверили
В дальнейшем, на подобные вопросы иностранцев Сергей отвечал:
— Дедушка подарил...
Кроме летних прогулок и путешествий по югу большой страны, самоходную копию автомобиля «Де Дион-Бутон Попюлер», в последствии, стали использовать в качестве привлекательной декорации для фотографирования в живописных уголках курортного вечнозелёного города Сочи. Впрочем, с этого факта я и начал данную публикацию.
По словам конструктора-любителя из газетной публикации 1989 года, его автомобиль предлагали выкупить за 10 тысяч рублей или обменять на «Жигули». Но как бы не складывались жизненные ситуации в 1990-е, 2000-е годы, Сергей сохранил автомобиль у себя.
Сейчас, отечественный де Дион Бутон Попюлер образца 1902 года, находится в хорошем техническом состоянии в городе Екатеринбург. Участвует в городских праздниках и автомобильных ретро выставках на радость любопытной публике. С автомобилем, как и раньше фотографируются. На различных мероприятиях Сергей Юрьевич с радостью катает желающих на своём уникальном транспорте с историей...
Материал про автомобиль Сергея Гордиенко основан на публикациях газеты «Черноморская здравница» от 16 августа 1989 года, журнала «За рулём» №04/1991г.
Материал про французскую компанию Де Дион Бутон основан на данных с сайтов www.dedionboutonclub.co.uk; www.automobile.fandom.com; www.wikipedia.org
Частичное или полное копирование материала – с согласия автора и с указанием ссылки на данную публикацию.
__________________________________________________________________________________________
Завёл телеграмм канал с одноимённым названием "Заметки Черномора". Там, периодически, что нибудь, да буду публиковать.