Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Бальзаминов, Кустодиев и Суздаль

Поехали мы намедни в Суздаль, отметить тысячелетие древнего города. Я больше по церквям, товарищ мой по Бальзаминову. Ну как не соединить две темы? Особенно если сюда вмешался Кустодиев. Кто ж не знает сцену в саду у купчихи Белотеловой (Нонны Мордюковой)? Кто ж из побывавших в Суздале не находил того самого ракурса? Если кто-то не искал, так вот вам: Это ладно, так, надеюсь, многие развлекаются. И по прочим Бальзаминовским местам гуляют. Бальзаминов – определенно фишка Суздаля не слабее «кремля» или Спасо-Евфимиевого монастыря. Ему, кстати, на 1000-летие города памятник поставили. А вот попалась мне картина художника Бориса Кустодиева «В старом Суздале»: Как тут в первый момент не крикнуть: ой, да это же сад купчихи Белотеловой, та самая церковь! А пригладишься во второй момент: нет, не та. А какая? А вот такая: Она, она, не сомневайтесь. Та самая, что и на картине Кустодиева, только с другой стороны. Так уж получилось, что когда фоткал, о Кустодиеве не знал. И совсем не та, что в сад
В саду у Белотеловой. Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964).
В саду у Белотеловой. Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964).

Поехали мы намедни в Суздаль, отметить тысячелетие древнего города. Я больше по церквям, товарищ мой по Бальзаминову. Ну как не соединить две темы? Особенно если сюда вмешался Кустодиев.

Кто ж не знает сцену в саду у купчихи Белотеловой (Нонны Мордюковой)? Кто ж из побывавших в Суздале не находил того самого ракурса? Если кто-то не искал, так вот вам:

В саду у Белотеловой, а на самом деле на крепостном валу Суздаля.
В саду у Белотеловой, а на самом деле на крепостном валу Суздаля.

Это ладно, так, надеюсь, многие развлекаются. И по прочим Бальзаминовским местам гуляют. Бальзаминов – определенно фишка Суздаля не слабее «кремля» или Спасо-Евфимиевого монастыря. Ему, кстати, на 1000-летие города памятник поставили.

А вот попалась мне картина художника Бориса Кустодиева «В старом Суздале»:

Б. Кустодиев. В старом Суздале, 1914 год.
Б. Кустодиев. В старом Суздале, 1914 год.

Как тут в первый момент не крикнуть: ой, да это же сад купчихи Белотеловой, та самая церковь!

А пригладишься во второй момент: нет, не та. А какая? А вот такая:

Никольская церковь, Суздаль.
Никольская церковь, Суздаль.

Она, она, не сомневайтесь. Та самая, что и на картине Кустодиева, только с другой стороны. Так уж получилось, что когда фоткал, о Кустодиеве не знал.

И совсем не та, что в саду у Белотеловой. Хоть к главке присмотреться, хоть трубы печные сравнить. Не она да и только. А что же тогда у Белотеловой?

А всё просто, у купчихи из «Женитьбы Бальзаминова» вид на рядом стоящую Христорождественскую церковь. Вот более полная панорама:

Панорама из «сада Белотеловой».
Панорама из «сада Белотеловой».

Слева Никольская церковь, в центре та самая Христорождественская. Ну а вдалеке собор Рождества Богородицы. С ним всё просто, о нем отдельный разговор будет. Пока же Никольская и Христорождественская церкви.

Они идут парой, как это часто делалось в XVII веке: холодная большая церковь дополнялась меньшей, теплой. Летняя и зимняя церкви.

Возведены они в XVIII веке, но явно тяготеют по стилю к XVII веку. Скорее всего, здесь воспроизводился стиль предшествующей церкви.

На месте Никольской издавна стояла церковь. В 1719 году предыдущая постройка погорела. И в 1720 году началось создание новой. Получился кубик, поддерживающий свод. Сверху четырехскатная кровля и изящный высокий барабан с двумя рядами аркатур.

Строительство Христорождественской церкви относят уже к 1770-м годам. Хотя теплая церковь во многих других ансамблях обычно выглядела намного беднее главного «зимнего» собора, но здесь удалось найти идеальное сочетание.

Христорождественская, конечно, не копия, а как бы младшая сестра Никольской. Потому и попутал я в первый момент церковь в саду у Белотеловой.