Поколение Z – особая возрастная группа людей, рожденных в период с 2000 по 2020 годы, при этом, ученые по-разному определяют данные границы: кто-то считает, что данное поколение – рожденные с середины 90-х гг. по 2010, кто-то с 2000 по 2020. Именно это поколение можно считать особенной и малоизученной группой, так как только их юность и детство (время формирования паттернов и ценностей по концепции Н. Хоува и У. Штраусса) проходило в период пика цифровизации, интернета и технологий. На современном рынке все же преобладают поколения Y и X, однако исследуемая когорта постепенно наращивает потребление, а также выходит на рынок труда, создавая целые направления (коучи, менторы и другие профессии не присущие другим поколениям).
Основной характеристикой любого поколения являются ценности и моральные ориентиры, изучаемая группа людей находится на временной границе между несколькими поколениями, следовательно в их характерах можно наблюдать особенности присущие и прошлому поколению, поколению Y. Данная группа людей была рождена во временна государственной нестабильности и геополитических катастроф, мир менялся, а в месте с ним менялись и стандарты поведения, рыночные правила и в целом старые паттерны быстро канули в лету. Именно за счет этих изменений люди, рожденные в середине 80-х, отличаются особой адаптивностью, мобильностью, подвижными устоями, они могут сочетать в себе индивидуализм зачастую наравне с коллективизмом. Таким образом, многое, что повлияло на них спроецировалось на воспитание нашего «цифрового» поколения: адаптивность, низкий горизонт планирования, подстраивание под быстроменяющийся рынок.
Характеристика
Психофизические особенности: цифровая революция, произошедшая в начале нулевых, не могла не оставить след и на ментальных особенностях развития, современные школьники обладают доступом к значительно большему количеству информации, нежели их родители в детстве. Подростки, входящие в состав поколения Z, в день потребляют терабайты данных, что приводит к слишком раннему развитию нервной системы, наряду с этим они могут работать в режиме многозадачности, что в свою очередь приводит к эффекту рассеивания внимания, гиперактивности. Однако, цифровизация имеет и положительные эффекты, за счет доступа ко всем знаниям мира буквально в считанные секунды, молодые люди формируют взгляды на жизнь, ценностные ориентиры и моральные принципы куда раньше и часто независимо от родителей, уже в период полового созревания человек имеет четкие планы, цели, а иногда даже политические позиции, что в сравнении с предшествующими поколениями – значительно раньше.
В 2016 году Сбербанк совместно с компанией Validata провели исследование, с целью выявить некоторые схожие элементы поведения молодежи, были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодежью. Вот некоторые из фактов, приведенных в исследовании, которые можно взять за основу характеристики поколения Z:
1. «Родились с кнопкой на пальце».
Простая истина, которую многие не берут во внимание, современная молодежь значительно эффективнее обращается с гаджетами, социализация, а порой и обучение проходят в онлайне, таким образом виртуальная сеть зачастую замещает собой реальность.
2. Обработка информации и внимание.
Гипотезы психологов касательно внимания и концентрации молодого поколения во многом стали реальностью: у все большого количества подростков наблюдается клиповое мышление: концентрация на одном объекте не превышает 10 секунд. Молодые люди охотнее воспринимают динамичную и краткую информацию, потребляя ее маленькими «перекусочными» частями.
3. Отсутствие долгосрочных тенденций и трендов.
Социальные сети создают «эффект потока» быстро меняющаяся мода, тренды и так далее. Это приводит к непостоянству и нестабильности точки зрения и даже к неустойчивой лояльности бренда (в поколении Y и X, к примеру наблюдается приверженность к одной и той же группе товаров и брендов).
4. Социализация.
В результате активной цифровизации процесс социальной адаптации занимает куда меньше усилий, при этом в обществе выросла ценность коммуникабельности и общительности.
5. «Поколение мейнстрима».
Несмотря на представление о собственной исключительности, современные дети крайне похожи друг на друга, при этом отсутствует выраженность субкультур, как это было у поколения их родителей. Подобное можно связать со свойственным «тотальным следованием тенденциям».
6. Отсутствие долгосрочного горизонта планирования.
Все чаще в СМИ и блогах мы можем увидеть быстрый и легкий успех, при этом история, примеры родителей, показывают современной молодежи, что долгий и упорный труд зачастую не приводит к их цели, вследствие чего дети начинают жить «сегодняшним днем».
7. «Тихое сопротивление»
Нынешнее поколение выступает против открытого бунта, ограничиваясь спокойным сопротивлением. Поколение Z не стремится к разрушению, ценит спокойствие и старается формально следовать правилам, даже если с ними не согласно.
Полные результаты исследования можно найти тут: https://clck.ru/3CAo7T
Читайте другие статьи на схожую тематику: