Найти в Дзене

Радиация и радиоактивность

Когда говоришь о погоде, важно отличать радиацию от радиоактивности. Но эта статья – 2 в 1: сегодня мы расскажем и о том, и о другом. Погода и климат – крайне сложные процессы, потому что количество вещей, которые на них влияют, просто огромно. Но есть один фактор, который влияет абсолютно на все физические процессы на земной поверхности и в атмосфере. Главный фактор, от которого зависит все. Который даже не находится на нашей планете, но управляет здесь всем извне. И всегда находится на самом видном месте (чтобы никто на него не подумал, конечно). Это не инопланетяне и даже не иллюминаты. Да и «теневым» этого не особо тайного кукловода трудно назвать, потому что речь идет о Солнце и солнечной радиации. Слово «радиация» в случае Солнца служит синонимом «излучения». То есть солнечная радиация для нас – это все, что покидает недра Солнца и достигает хотя бы окрестностей Земли, включая видимый свет. Но видимый свет – только часть радиации, пусть и самая большая. Солнечное излучение также
Оглавление

Когда говоришь о погоде, важно отличать радиацию от радиоактивности. Но эта статья – 2 в 1: сегодня мы расскажем и о том, и о другом.

Теневое правительство климата Земли

Погода и климат – крайне сложные процессы, потому что количество вещей, которые на них влияют, просто огромно.

Но есть один фактор, который влияет абсолютно на все физические процессы на земной поверхности и в атмосфере. Главный фактор, от которого зависит все. Который даже не находится на нашей планете, но управляет здесь всем извне. И всегда находится на самом видном месте (чтобы никто на него не подумал, конечно).

Это не инопланетяне и даже не иллюминаты. Да и «теневым» этого не особо тайного кукловода трудно назвать, потому что речь идет о Солнце и солнечной радиации.

Солнце планирует свои злодейские схемы по манипуляции нашим климатом в 152 миллионах километров от Земли. В ультрафиолетовом диапазоне. Фото: NASA/SDO
Солнце планирует свои злодейские схемы по манипуляции нашим климатом в 152 миллионах километров от Земли. В ультрафиолетовом диапазоне. Фото: NASA/SDO

Слово «радиация» в случае Солнца служит синонимом «излучения». То есть солнечная радиация для нас – это все, что покидает недра Солнца и достигает хотя бы окрестностей Земли, включая видимый свет.

Но видимый свет – только часть радиации, пусть и самая большая. Солнечное излучение также состоит из частиц света других, невидимых глазу энергий – ультрафиолета, радиоволн и рентгеновских лучей, например. А еще – из распадающихся частиц, то есть того самого радиоактивного излучения, которое приводит к лучевой болезни.

Но давайте по порядку.

Как именно Солнце всем управляет

Все частицы солнечной радиации, которые не отклоняются магнитным полем Земли и не поглощаются верхними слоями атмосферы, достигают планеты и нагревают ее поверхность.

Это, пожалуй, главное, что делает Солнце – нагревает поверхность Земли. С этого все начинается.

Разные участки планеты нагреваются по-разному, это зависит от близости к экватору, типа поверхности, времени года и суток. А из-за неравномерного нагрева получается неравномерная плотность воздуха, ведь теплый воздух менее плотный, чем холодный. Из-за разности в давлении воздух начинает двигаться, то есть появляется ветер.

В частности, теплый воздух поднимается вверх, так как он легче холодного, а холодный опускается вниз – появляется циркуляция воздуха. А если происходит испарение воды, циркуляция уносит влагу с поверхности высоко в небо, что приводит к появлению облаков. А те, в свою очередь, могут пролиться дождем и другими осадками.

Солнце продолжает планировать тайные схемы по управлению Землей. Фото: NASA
Солнце продолжает планировать тайные схемы по управлению Землей. Фото: NASA

А поскольку экватор получает больше солнечной радиации, чем полярные регионы (где солнечные частицы под углом проходят больший путь через атмосферу, а значит больше света поглощается высоко над землей), возникает разница в нагретости поверхности. То есть появляются климатические пояса – тропики, умеренные зоны и другие.

Выходит, нет ни одного элемента климата, на который Солнце прямо или косвенно не влияет. Настоящий кукловод!

А что там с радиоактивностью Солнца

В составе солнечной радиации есть не только частицы света, но и нестабильные ядра атомов – побочные продукты процессов, происходящих внутри звезды. Как древесная стружка в столярной мастерской, но квантовая! И сильно радиоактивная.

Напомним, радиоактивность – это способность распадающихся атомов излучать частицы, которые опасны для всего живого. Это разные частицы, но все они могут привести к лучевой болезни.

Нестабильные атомы прилетают к нам в основном не от Солнца, а от других источников в галактике – после взрыва сверхновых, например. Но в дни повышенной солнечной активности, когда Солнце выбрасывает часть массы в сторону Земли и все ждут геомагнитную бурю, именно Солнце становится для нас основным источником радиоактивных частиц из космоса.

Остатки сверхновой SN 1572, вспыхнувшей на земном небе в 1572 году. Космические лучи летели к нам 7500 лет, так что вряд ли сильно повысили радиоактивность где-либо на Земле. Фото: NASA
Остатки сверхновой SN 1572, вспыхнувшей на земном небе в 1572 году. Космические лучи летели к нам 7500 лет, так что вряд ли сильно повысили радиоактивность где-либо на Земле. Фото: NASA

Хорошая новость в том, что большая часть радиоактивных частиц поглощается до того, как они достигают поверхности планеты. В этом помогает магнитное поле Земли, которое направляет особенно «злые» частицы в полярные регионы.

А еще помогают верхние слои атмосферы, где космические частицы поглощаются воздухом, что может привести к полярным сияниям. Особенно хорошо в атмосфере нас защищает озоновый слой.

На уровне моря солнечной радиоактивности бояться точно не стоит (в отличие от радиации). Влияние растет с высотой, но даже на вершинах самых высоких гор куда более опасен солнечный ультрафиолет, чем что-то радиоактивное из космоса.

Чуть выше нормы радиоактивность на высоте, где летают самолеты – 10-12 километров. Особенно это заметно на длительных перелетах вроде трансатлантических. Но эффект незначителен, и стюардессы и пилоты, например, имеют специальные нормы по полетам в год, чтобы эту дозу не превышать.

Если очень захотеть и собрать комбо – лететь максимально долго и высоко прямо во время катастрофически сильной геомагнитной бури – пилоты скорее всего будут выбирать такой маршрут, чтобы минимизировать воздействие солнечных частиц. А значит, даже в этом случае получить сколько-нибудь опасную дозу вряд ли удастся.

Получается, солнечную радиоактивность можно исключить из списка вещей, о которых стоит волноваться. А вот избегать избытка солнечной радиации вроде очень даже канцерогенного ультрафиолета – стоит.