28 июля — православный праздник, день памяти Святого князя Владимира и день Крещения Руси. В спецпроекте МУНИЦИПАЛИТЕТЫ.РФ «Муниципальная энциклопедия» рассказываем о городах и местах, которые исторически связаны с распространением христианства.
📍Псков, погост Выбуты
Церковь Илии Пророка и Памятник Святой Ольге
Несмотря на то, что Крещение Руси неизменно связывают с именем князя Владимира Святославовича, еще до него огромный вклад в распространение христианства внесла княгиня Ольга, его бабушка. Она стала первым правителем государства, принявшим православие. Именно продолжателем ее наследия, выбрав восточное христианство в качестве единой религии Руси, стал князь Владимир.
Считается, что Ольга родилась в деревне Выбуты, где и познакомилась со своим будущим мужем Игорем. По преданию, охотившийся неподалеку князь попросил девушку перевезти его на другой берег реки и был поражен ее красотой. Вернувшись в Киев, Игорь отправил посольство за Ольгой и женился на ней.
В деревне Выбуты стоит Церковь Илии Пророка, памятник псковского зодчества. По местному преданию, каменный храм был возведен рядом с деревянной церковью, основанной на этом месте самой княгиней Ольгой. Дата строительства храма неизвестна, но по узнаваемым чертам древнепсковской архитектуры его можно отнести к XV веку.
Также в Пскове ко дню празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи был установлен памятник Святой Ольге. Она изображается с нимбом и крестом в руке. Слева от нее стоит мальчик — ее внук князь Владимир, держащий в руках икону с ликом Христа.
📍Севастополь, Херсонес
Уваровская базилика и Свято-Владимирский собор
Именно в Корсуни (так по-славянски назывался Херсонес) в 988 году состоялось торжественное крещение равноапостольного князя Владимира. Предание повествует о его слепоте накануне таинства и чудесном исцелении в купели.
Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, Анной. В науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике Херсонеса.
Исследованием сооружения в 19 веке занимался граф А.С. Уваров, поэтому в литературе оно известно под названием Уваровская базилика. Историки и археологи считают, что именно это здание было главным храмом города, посвященным апостолам Петру и Павлу, о которых упоминается в письменных источниках.
Кроме того, на территории заповедника «Херсонес Таврический» располагается Свято-Владимирский собор, специально построенный на предполагаемом месте крещения князя Владимира. Его строительство длилось 30 лет. Сейчас в нем совершается ежедневная Божественная литургия, таинства Крещения и Венчания, молебны, панихиды, проводятся огласительные беседы.
📍Великий Новгород
Перынский скит
Следующий город, который князь Владимир крестил после Киева, был Новгород. Известно, что в 990-х годах обряд крещения совершил епископ Иоаким Корсунянин. В обращении жителей в православие ему помогали тысяцкий Путята и Добрыня, дядя князя Владимира. Поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» известна нам как раз из «Иоакимовской летописи».
Однако действительно ли новгородцы сопротивлялись принятию христианства — неизвестно, важно, что позже город превратился в один из духовных центров страны. Тем интереснее встречать места, которые одновременно связаны и с язычеством, и христианством.
Таким местом в Новгороде является Перынский скит. На его месте раньше находилось капище бога Перуна, которое повелел построить князь Владимир еще до принятия христианства. После крещения Новгорода там была построена деревянная церковь Рождества Богородицы (по преданию в 995 году), простоявшая около 200 лет. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут лишь в 1386 году.
Сейчас каменная церковь Рождества Богородицы является действующей и относится к Новгородской епархии, как и скит. Площадь Перынского скита совсем небольшая. На входе установлены деревянные низкие ворота, в которые можно войти, только смирив гордыню и поклонившись.
📍Ростов
Успенский собор
Другим городом, который достаточно долго оставался языческим, является Ростов.
Два епископа, Феодор и Иларион, посланные туда для проповедования христианства, столкнулись с враждебным отношением местных жителей и были вынуждены бежать из города. Лишь в XI веке русский епископ Леонтий продолжил их деятельность, не отступил под натиском ростовчан. Он до конца нес свое служение и, по одной из версий, принял мученическую смерть от рук язычников. Его мощи покоятся в Успенском кафедральном соборе под спудом.
Собор – самый первый храм всего Северо-Востока России. Его основание восходит к X столетию. В 991 году, когда крестили Ростов, по приказу князя Владимира в городе возвели деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первый каменный храм на этом месте был построен уже Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1161 году.
Известно, что именно в Успенском соборе в 1314 году состоялось Таинство Крещения младенца Варфоломея – спустя годы он станет известен всей Руси как Сергий Радонежский. Вероятно, здесь же молился герой русских былин Алеша Попович, который жил в ХIII веке и был сыном священнослужителя. Потому и звался – Попович.
Современная кирпичная церковь была построена уже в 16 веке. Она является признанным шедевром древнерусского зодчества.
📍Муром
Спасо-Преображенский монастырь
Еще одним из последних оплотов язычества был Муром. Будучи отделенным от остальных, уже крестившихся русских земель, непроходимыми лесами, этот город долго противился принятию христианства.
Князь Владимир дал его в удел своему сыну Глебу. Он был одним из младших детей киевского правителя и потому воспитан в христианской вере. Еще при жизни отца Глеб с 1010 по 1015 гг. старался распространить христианство среди упорных и грубых муромских язычников. Именно здесь он основал Спасо-Преображенский монастырь, который, после Киево-Печерской лавры, считается древнейшим монастырем Киевской Руси.
Первое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится к 1096 году. Однако есть все основания полагать, что он действительно был заложен во времена княжения благоверного князя страстотерпца Глеба.
В 1015 году Глеб и его брат Борис были вероломно убиты, а на Руси началась эпоха кровавых междоусобиц. Но и в такое тяжелое время Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром православия на муромской земле.
Сейчас Муромский Спасо-Преображенский монастырь — главная достопримечательность Мурома, с ним связаны имена более 25 православных святых.
Подписывайтесь на Telegram-канал МУНИЦИПАЛИТЕТЫ.РФ.