◄ Часть 1. Нотр-Дам и его окрестности
В прошлой части мы рассмотрели, как изменилось за прошедшие столетия сердце Парижа остров Ситэ. Сегодня мне хочется рассказать о другом знаковом для французской, да и всемирной истории месте — Бастилии. С неё когда-то началась Великая французская революция, вместе со своими преемницами потрясавшая Европу и мир почти столетие.
Королевская тюрьма Бастилия
Сама тюрьма появилась у восточных стен Парижа ещё задолго до появления крепости. В Средние века Бастилия была одной из многочисленных башен, окружавших Париж, откуда и пошло её название — бастида в Средневековье это сторожевая двух- или трёхэтажная башня.
В 1370 году король Карл V Мудрый (с его личностью мы ещё не раз встретимся в этой статье) отдал приказ создать у ворот Сент-Антуан крепость. К 1382 году Бастилия приняла тот вид, который сохранит до событий 1789 года.
Однако Бастилия служила не только как тюрьма — она по-прежнему оставалась королевской крепостью, и здесь во времена волнений укрывались монархи со своими семьями.
Как мы знаем, Бастилия была уничтожена с началом Великой Французской революции, когда революционеры полностью разобрали её к 16 мая 1791 года. Из камней Бастилии позднее был выстроен Мост Согласия.
Церковь Сен-Мари-де-ла-Визитасьон
В 1610 году Жанна де Шанталь и Франсуа де Саль (оба впоследствии стали католическими святыми, а благодаря Жанне распространение получило женское имя Шанталь или Шантель) основали женский монашеский Орден посещения Пресвятой Девы Марии. Он был посвящён евангелической встрече Девы Марии и Праведной Елизаветы. Затворнический орден сестёр-визитанток существует и по сей день.
Уже в 1619 году орден основал свой монастырь в Париже, и к 1632 году он был достроен.
Однако история распорядилась совсем не так, как планировали монахини. С началом Великой Французской революции монастырь был закрыт, а в церкви Сен-Мари устроен склад. После прихода к власти Наполеона церковь вновь была передана христианам, но... протестантам.
В дни Парижской коммуны церковь значительно пострадала, и при переустройстве Парижа бароном Османом осталась единственной уцелевшей частью монастырского ансамбля. По сей день она является центром прихода реформатской церкви Франции.
Стоит сказать, что визитанток не просто выгнали, а переселили. Им выделили место в другом районе города, где монастырь Посещения находится и по сей день по адресу авеню Денфер-Рошро, 68.
Монастырь Сен-Селестен
Недалеко от Бастилии король Карл V, который собственно Бастилию и приказал перестроить в крепость, приказал основать монастырь. Ранее на этом месте располагалась часовня. Здание было отдано ордену Святого Целестина, который поселил здесь монахинь, сделав монастырь женским.
История монастыря примечательна тем, что со временем он превратился во вторую по значимости королевскую усыпальницу после самой базилики Сен-Дени. Здесь хоронили принцев и принцесс, епископов, заслуженных деятелей, а также родственников короля, не имевших своих усыпальниц. Ни одна больше церковь во всей Франции тех лет не приблизилась так близко к Сен-Дени в вопросах престижности.
Карл V очень любил обитель и жертвовал большие суммы на строительство и расширение. Его преемники тоже не обходили монастырь вниманием. В 1730 году началась масштабная перестройка монастырских зданий. В этом смысле плану Тюрго немного не повезло — он не запечатлел монастырь целиком в старом виде, но и новых построек почти не застал.
Монастырь Великую Французскую революцию не пережил. В 1790-м он был закрыт, а в его зданиях расположились склады и казармы. Однако Сен-Селестен повезло меньше, чем Сен-Мари — его не восстановили и оставили казармами. В таком виде здания простояли до 1890-х годов, когда было принято решение перестроить этот район.
По территории Сен-Селестен должна была пройти новая улица. К 1901 году от бывшей престижной усыпальницы и любимого монастыря Карла V ничего не осталось. Эту территорию заняла штаб-квартира французской республиканской гвардии, которая располагается здесь и по сей день. Память о монастыре сохраняется только в названии этого здания — Казармы Селестен.
Остров Лувье
Пожалуй, самое очевидное различие Парижа XVIII века и современного — остров Лувье. Он располагался совсем недалеко от Сен-Селестен и долгое время был третьим в этом районе после Ситэ и Сен-Луи островом. Куда же он делся?
Лувье был одним из десятка низких песчаных островков на Сене в Париже. Он регулярно затоплялся, его берега часто размывало, а потому к жизни там не было никаких условий. В Средние века здесь пасли скот, потом делали посадки. С годами Париж рос, население тоже, рукав Сены, отделявший остров Лувье от набережной Сен-Селестен, постепенно засорился настолько, что в жаркие годы, когда Сена мелела, на остров можно было попасть пешком и без соединявшего берег с ним моста Граммон.
Такое положение дел часто вызывало предложения засыпать рукав и тем самым расширить пригодную для застройки территорию. Причём часто эти предложения были достаточно радикальными — в годы Великой французской революции предлагалось объединить с сушей вообще все острова Сены.
Тем не менее, решение было принято только в 1840-х, и окончательно остров Лувье перестал существовать в 1847 году. Однако он не исчез бесследно — и сегодня его очертания хорошо видны на карте.
Плас Ройаль / Плас де Вогез
В XIV веке здесь был построен Отель-де-Турнель, одна из королевских резиденций Парижа. Однако использовался он по назначению немногим больше полутора веков (что не идёт ни в какое сравнение с тем же Лувром или Версалем). Последний раз Отель-де-Турнель видел королевских жильцов в середине XVI века — именно здесь от полученных на рыцарском турнире травм в 1559 году умер король Генрих II.
После этого его вдова Екатерина Медичи покинула этот дворец, вскоре он был преобразован в пороховой склад, а затем предприимчивая итальянка и вовсе продала его, чтобы выручить деньги на строительство дворца Тюильри. Зачем?
Дело в том, что Отель-де-Турнель был выстроен в средневековом стиле и уже морально устарел. Екатерина же строила Тюильри по новейшим канонам архитектуры тех лет, вот и рассталась легко с дворцом, где к тому же погиб её муж, пусть и не очень-то любивший её.
Это место продолжало использоваться для дуэлей и впредь — в 1578 году здесь состоялась знаменитая дуэль между сторонниками Генриха III и герцога де Гиза. Здание постепенно ветшало, и в 1603 году Генрих, теперь уже Четвёртый, решил реабилитировать Отель-де-Турнель. Он пригласил итальянских мастеров, чтобы создать производство шёлка, золота и серебра, но... безуспешно.
Отель-де-Турнель устарел и морально, и физически, а потому король приказал архитекторам разработать новый план застройки и в 1604 году раздал эту землю доверенным дворянам для сноса дворца и нового строительства с условием, что они будут придерживаться архитектурного плана. Так родилась Королевская площадь.
Для средневекового ещё по устройству Парижа площадь стала настоящим новаторством — дома с единым фасадом и этажностью были диковинкой в тогдашних европейских городах, где стоили что и как хотели.
Площадь открыли в 1612 году в честь свадьбы дофина Людовика и принцессы Анны Австрийской. Позднее кардинал Ришельё прикажет установить в центре площади памятник тогда уже королю Людовику XIII. Площадь станет местом жительства многих городских аристократов, на первых этажах откроются многочисленные салоны.
И, как всегда, с началом Великой французской революции началась котовасия с названиями. Первым делом Королевскую площадь переименовали в площадь Производства Оружия (Place de la Fabrication-des-Armes). "А раз она больше не королевская, то и король там не нужен", — подумало руководством революционного Парижа и приказало переплавить бронзовый памятник Людовику XIII.
Дальше — больше! В 1800 году департамент Вогезы на востоке Франции начал первым платить дополнительный налог на содержание армии, за что был удостоен чести дать название этой площади. С началом реставрации Бурбонов в 1814–1815 годов площади вернули название Королевской, а заодно вновь поставили памятник Людовику XIII. С падением Бурбонов и установлением Июльской монархии в 1830-м она была названа площадью Республики. В 1848-м ей снова вернули имя Вогезов, уже в 1852-м император Наполеон III в знак примирения переименовал её снова в Королевскую площадь, и только с установлением Третьей республики в 1870-м ей окончательно присвоили название площадь Вогезов.
Спросите, куда всё-таки делся памятник Людовику XIII, раз его вернули Бурбоны? А никуда — теперь он просто прячется от нас в деревьях, надеясь, что в случае нового переименования, его никто не найдёт и не тронет.
Вторая прогулка по Парижу XVIII века подошла к концу. Увы, из всего наследия, рассмотренного сегодня, мы сможем видеть только площадь Вогезов, и ту уже слегка перестроенную и местами новодельную.