Найти тему

Как Сперантова и Фрейндлих играли мальчиков - лучшие советские травести

Это редкое амплуа позволяет взрослой актрисе играть ребенка, подростка или любой персонаж противоположного пола. Амплуа гарантировало востребованность, но из образа травести нужно было вовремя вырваться, чтобы не застрять в нем навсегда.

Мальчишки Валентины Сперантовой
Мальчишки Валентины Сперантовой

Актрису Валентину Сперантову мы помним и любим по ролям мам и бабушек. К примеру, в замечательном фильме Анатолия Эфроса и Георгия Натансона "Шумный день" по пьесе Виктора Розова. Сперантова здесь - мудрая, все понимающая мать, из уст которой чуть ли не первый и единственный раз в советском кино звучат слова о том, что любовь это вовсе не что-то хорошее, а даже, наоборот, плохое и приносящее страдания. Чуть позже Сперантова появилась в еще одной запоминающейся роли уборщицы тети Глаши из комедии "Большая перемена". В кино у нее сплошные мамы и бабушки, но мало кто знает, что Валентина Александровна десятилетиями играла мальчишек в родном Московском ТЮЗе. Детская аудитория - очень непростая, порой жесткая и злая. Если маленькие зрители не верили мальчишкам Сперантовой, в ее по-женски широкую пятую точку, обтянутую какими-нибудь короткими штанишками, летели пульки из рогаток. Так что Сперантова была рада, когда ей удалось вырваться из этого амплуа и перейти на возрастные роли. Кстати, в ТЮЗЕ было целых две актрисы-травести, получивших звание народной артистки СССР.

-2

Второй была выпускница ГИТИСа и студии при Московском ТЮЗе Лидия Князева. Почти всю жизнь она играла мальчиков, маленьких девочек или подростков, подобрав многие роли у Сперантовой. И Князеву юные зрители тоже обстреливали из рогаток, но только не за то, что их сверстников играла взрослая тетя, а за убедительность. Зрители принимали ее за ребенка, а Князева нередко исполняла роли проказников, шалунов, бедовых мальчишек, которые аудиторию раздражали. Чуть позже на сцене ТЮЗа появился спектакль "Бармалей", заглавную роль в котором играл муж Князевой Ролан Быков. Через некоторое время он поставил фильм "Айболит-66", позвав жену на ту же самую роль обезьянки Чичи. Именно по этому образу ее до сих пор и помнят. Вскоре Быков оставил Князеву, которой из-за возраста и комплекции уже гораздо реже предлагали роли мальчишек и девчонок. Она много лет болела, жила с сестрой, умерла в 62 года.

Янина Жеймо в фильме "Разбудите Леночку", 1934
Янина Жеймо в фильме "Разбудите Леночку", 1934

Легендарной травести советского театра и кино была Янина Жеймо, которая, правда, играла, в основном, не мальчиков, а маленьких девочек, уже будучи на четвертом десятке. За три таких роли в 1930-е годы Жеймо вручили орден "Знак Почета". Ну а самой знаменитой ее девочкой стала Золушка, которую она воплотила на экране в 38 лет. Хотя последние 30 лет жизни Жеймо провела на родине своих родителей в Польше, после смерти в 1987 году ее тело перевезли в Москву и похоронили на Востряковском кладбище. Так пожелала сама актриса.

Алиса Фрейндлих и Анатолий Равикович в спектакле "Малыш и Карлсон"
Алиса Фрейндлих и Анатолий Равикович в спектакле "Малыш и Карлсон"

Сейчас сложно поверить и в то, что очаровательная Алиса Фрейндлих, товарищ Калугина из "Служебного романа" и королева Анна Австрийская из "Трех мушкетеров", тоже начинала в амплуа травести. К слову, именно благодаря этому амплуа Фрейндлих пригласили на роль Шурочки Азаровой в "Гусарскую балладу" Эльдара Рязанова. Но режиссеру исполнительница в мужском костюме не показалась убедительной - во Фрейндлих было очень много женственного. И зрители, по мнению Рязанова, просто никогда бы не поверили, что этот лихой гусар мог так долго всех водить за нос, выдавая себя за юношу. Зато в самом начале своей театральной карьеры Алиса Бруновна в спектакле "Снежная королева" умудрялась играть Кая и Герду одновременно.. А одной из самых известных театральных работ Фрейндлих в Театре им. Ленсовета был Малыш из пьесы "Малыш и Карлсон". У нее выход из амплуа травести произошел очень органично и вовремя

Ольга Бган в спектакле "Маленький принц"
Ольга Бган в спектакле "Маленький принц"

Одна из самых удивительных и таинственных актрис советского театра и кино Ольга Бган (родители назвали ее Конституцией, а старших брата и сестру - Эрой и Декретом) свою наиболее значительную театральную роль сыграла в спектакле "Маленький принц" Екатерины Еланской на сцене Театра им. Станиславского. К счастью, этот спектакль был записан в 1974 году для Центрального телевидения, и сегодня его можно пересмотреть. На Бган в этой роли в свое время, что называется, ломилась вся театральная Москва. Впрочем, это был чуть ли не единственный эксперимент актрисы в жанре травести. В последние годы Ольга Бган почти ни с кем не общалась, жила затворницей, в кино не снималась. В новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 1978 года Бган выпила смертельную дозу снотворных таблеток.