Это редкое амплуа позволяет взрослой актрисе играть ребенка, подростка или любой персонаж противоположного пола. Амплуа гарантировало востребованность, но из образа травести нужно было вовремя вырваться, чтобы не застрять в нем навсегда.
Актрису Валентину Сперантову мы помним и любим по ролям мам и бабушек. К примеру, в замечательном фильме Анатолия Эфроса и Георгия Натансона "Шумный день" по пьесе Виктора Розова. Сперантова здесь - мудрая, все понимающая мать, из уст которой чуть ли не первый и единственный раз в советском кино звучат слова о том, что любовь это вовсе не что-то хорошее, а даже, наоборот, плохое и приносящее страдания. Чуть позже Сперантова появилась в еще одной запоминающейся роли уборщицы тети Глаши из комедии "Большая перемена". В кино у нее сплошные мамы и бабушки, но мало кто знает, что Валентина Александровна десятилетиями играла мальчишек в родном Московском ТЮЗе. Детская аудитория - очень непростая, порой жесткая и злая. Если маленькие зрители не верили мальчишкам Сперантовой, в ее по-женски широкую пятую точку, обтянутую какими-нибудь короткими штанишками, летели пульки из рогаток. Так что Сперантова была рада, когда ей удалось вырваться из этого амплуа и перейти на возрастные роли. Кстати, в ТЮЗЕ было целых две актрисы-травести, получивших звание народной артистки СССР.
Второй была выпускница ГИТИСа и студии при Московском ТЮЗе Лидия Князева. Почти всю жизнь она играла мальчиков, маленьких девочек или подростков, подобрав многие роли у Сперантовой. И Князеву юные зрители тоже обстреливали из рогаток, но только не за то, что их сверстников играла взрослая тетя, а за убедительность. Зрители принимали ее за ребенка, а Князева нередко исполняла роли проказников, шалунов, бедовых мальчишек, которые аудиторию раздражали. Чуть позже на сцене ТЮЗа появился спектакль "Бармалей", заглавную роль в котором играл муж Князевой Ролан Быков. Через некоторое время он поставил фильм "Айболит-66", позвав жену на ту же самую роль обезьянки Чичи. Именно по этому образу ее до сих пор и помнят. Вскоре Быков оставил Князеву, которой из-за возраста и комплекции уже гораздо реже предлагали роли мальчишек и девчонок. Она много лет болела, жила с сестрой, умерла в 62 года.
Легендарной травести советского театра и кино была Янина Жеймо, которая, правда, играла, в основном, не мальчиков, а маленьких девочек, уже будучи на четвертом десятке. За три таких роли в 1930-е годы Жеймо вручили орден "Знак Почета". Ну а самой знаменитой ее девочкой стала Золушка, которую она воплотила на экране в 38 лет. Хотя последние 30 лет жизни Жеймо провела на родине своих родителей в Польше, после смерти в 1987 году ее тело перевезли в Москву и похоронили на Востряковском кладбище. Так пожелала сама актриса.
Сейчас сложно поверить и в то, что очаровательная Алиса Фрейндлих, товарищ Калугина из "Служебного романа" и королева Анна Австрийская из "Трех мушкетеров", тоже начинала в амплуа травести. К слову, именно благодаря этому амплуа Фрейндлих пригласили на роль Шурочки Азаровой в "Гусарскую балладу" Эльдара Рязанова. Но режиссеру исполнительница в мужском костюме не показалась убедительной - во Фрейндлих было очень много женственного. И зрители, по мнению Рязанова, просто никогда бы не поверили, что этот лихой гусар мог так долго всех водить за нос, выдавая себя за юношу. Зато в самом начале своей театральной карьеры Алиса Бруновна в спектакле "Снежная королева" умудрялась играть Кая и Герду одновременно.. А одной из самых известных театральных работ Фрейндлих в Театре им. Ленсовета был Малыш из пьесы "Малыш и Карлсон". У нее выход из амплуа травести произошел очень органично и вовремя
Одна из самых удивительных и таинственных актрис советского театра и кино Ольга Бган (родители назвали ее Конституцией, а старших брата и сестру - Эрой и Декретом) свою наиболее значительную театральную роль сыграла в спектакле "Маленький принц" Екатерины Еланской на сцене Театра им. Станиславского. К счастью, этот спектакль был записан в 1974 году для Центрального телевидения, и сегодня его можно пересмотреть. На Бган в этой роли в свое время, что называется, ломилась вся театральная Москва. Впрочем, это был чуть ли не единственный эксперимент актрисы в жанре травести. В последние годы Ольга Бган почти ни с кем не общалась, жила затворницей, в кино не снималась. В новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 1978 года Бган выпила смертельную дозу снотворных таблеток.