Иван Антонович Ефремов - писатель-классик отечественной научной фантастики, доктор биологических наук, палеонтолог известный в научных кругах всего мира, философ, лауреат Сталинской премии - умер от сердечного приступа в Москве 5 октября 1972 года. Ему было всего 64 года. А спустя несколько месяцев, 22 января 1973 года, было возбуждено одно из самых загадочных уголовных дел в СССР - о причинах и обстоятельствах смерти писателя Ивана Ефремова. Тогда же, представитель Главлита (Главное управление по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР, де-факто - Комитет по цензуре), озвучил журналистам, обновленный список запретных тем. В том числе в нем фигурировал запрет на упоминание в прессе, имени Ивана Ефремова.
ШПИОН
Сразу после этого, фамилия Ефремова, создавшего такие литературные шедевры, как: «Таис Афинская», «Туманность Андромеды», “Час быка” и многие другие, в том числе и такие, в которых автор “пел” гимн коммунистическому всепланетному будущему, исчезла со страниц газет, журналов и научных докладов. Доходило до абсурда, когда его фамилию, запретили упоминать авторам кроссвордов. И нет ничего удивительного в том, что вскоре по стране поползли слухи, объясняющие странный запрет. По одной из таких “народных” гипотез, агенты английской Секретной Разведывательной Службы СИС (SIS - Secret Intelligence Service), убили Ефремова в 1949-м, когда тот возглавлял научную экспедицию в пустыне Гоби. А вот обратно в СССР вместе с участниками экспедиции, вернулся уже его английский двойник-шпион. Сотрудники КГБ вычислили резидента, но задержать его не успели. Из посольства Англии ему пришло отравленное письмо. Лже-Ефремов вскрыл конверт и умер… Интересно, что в постановлении о возбуждении уголовного дела, Хабибуллин указывал следующие причины:
“...в связи с возникшими подозрениями относительно обстоятельств смерти писателя”. И “......В момент ухудшения состояния здоровья Ефремова его жена Ефремова Т. И. из городской станции скорой помощи врачей не вызывала, вскрытие трупа Ефремова не производилось, и он 6 октября 1972 года был кремирован. Кроме того, к моменту возбуждения дела имелись материалы, дающие основание предполагать, что Ефремов не являлся тем лицом, за которое себя выдавал при жизни”.
При этом, следует учитывать тот факт, что дело курировал непосредственно руководитель Управления КГБ по Москве и Московской области генерал-лейтенант Виктор Алидин, а Глава КГБ Юрий Андропов держал расследование на личном контроле. Поэтому, сотрудники КГБ проверяли версию о фальшивом Ефремове со всей основательностью. Вдову писателя несколько раз опросили, попросив перечислить, есть ли у покойного шрамы и родинки на теле. Были изъяты все фотографии Ефремова, начиная с детского возраста. Найдены и допрошены несколько человек, знавших Ефремова в разные периоды жизни. Всем им были предъявлены фото для опознания. Подверглась тщательной проверке вся переписка писателя с читателями и знакомыми, на возможность содержания в ней шифрованных сообщений. Особенно внимание следователей привлекло письмо от литовца Урбонаса, который в довоенное время был агентом литовской контрразведки. Но, ничего компрометирующего в письме по факту не оказалось.
ПРИШЕЛЕЦ
Другая “народная” гипотеза о том, почему ГосБезопасность заинтересовалась причинами смерти писателя, сводилась к тому, что Ефремов на самом деле был инопланетным пришельцем. Этот слух пополз по стране сразу после того, как спустя месяц после кончины Ефремова, к его вдове, Таисии Иосифовне, нагрянули сотрудники КГБ и на протяжении более чем 13 часов, проводили тщательный и бесцеремонный обыск квартиры. Руководил всем этим старший следователь по особо важным делам Управления КГБ по Москве и Московской области Ришат Хабибуллин. Из воспоминаний Таисии Ефремовой:
“Утром в нашу квартиру пришли 11 оперативников со спецтехникой и провели тщательный обыск. Были изъяты все документы мужа, сохранившиеся письма, лекарства, несколько книг, в том числе одна на иностранном языке, а также разборная трость и некая "металлическая палица".
Всего, по факту обыска был изъят 41 предмет. Это полностью укладывалось в народную версию об инопланетном происхождении Ефремова. То есть, по мнению советских конспирологов, чекисты провели обыск, с целью обнаружения на квартире писателя средств связи с другими пришельцами.
Годы спустя, советский фантаст Аркадий Стругацкий, знавший об обысках у Ефремова, с долей иронии, предположил следующее:
“...Возможно, сотрудники КГБ заподозрили Ефремова в том, что он является инопланетянином. Не секрет, что на рубеже 60-70-х годов в кругах любителей научной фантастики была весьма популярна идея, что ведущие писатели-фантасты являются пришельцами, которые описывают землянам их будущее. Да что там, я лично несколько раз получал письма с подобными утверждениями, и поэтому не исключаю, что с чьей-то подачи, сотрудники ГосБезопасности могли на всякий случай проверить и патриарха советской фантастики”.
ПАСПОРТ ПРИШЕЛЬЦА
Также известно, что при обыске был обнаружен «паспорт землянина», выписанный на имя Ивана Антоновича Ефремова.
Как оказалось, этот шуточный документ был выдан писателю 21 апреля 1957 года,
его друзьями-биологами, в качестве подарка к предстоящему дню рождения.
Интересно и то, что подписал этот паспорт-подарок, биолог-эволюционист Иван Иванович Шмальгаузен (1884—1963),
который, по совпадению, отмечал свой день рождения одновременно с Ефремовым, 23 апреля.
ИТОГИ РАССЛЕДОВАНИЯ
В 1973-м Хабибуллин ушел на пенсию. Уголовное дело принял к производству его ученик, выпускник Высшей школы КГБ Владимир Каталиков. Следственные мероприятия продолжались больше года. В качестве свидетелей были опрошены 15 дальних родственников писателя, знавших Ефремова с детства. Все они, без тени сомнений, опознали Ивана Антоновича по фото. Также была проведена сравнительная криминалистическая экспертиза по всем доступным следствию фотокарточкам писателя, начиная с полутора лет и до последних лет его жизни. Дополнительно, Каталиков, воспользовавшись данными ему полномочиями, смог отыскать и пригласить из разных уголков СССР ведущих специалистов в новой для того времени сфере идентификации. Эксперты, все как один подтвердили: на всех представленных им для изучения фото один человек - Ефремов! Почерковедческая экспертиза рукописей фантаста также не оставляла сомнений в том, что все было написано рукой Ефремова. Были и другие экспертизы, включая криптографическую. И снова ничего криминального. Шифровок в письмах фантаста обнаружено не было.
Сотрудники КГБ не смогли найти криминала и в обстоятельствах смерти писателя. Было установлено, что в последние годы у него было диагностировано заболевание сердца. Все подозрения с вдовы Ефремова, также были сняты. В ходе расследования было установлено, что 5 октября 1972 года, когда у мужа случился сердечный приступ, Таисия Иосифовна сразу вызвала скорую помощь, но не городскую, а из Центральной поликлиники Академии наук СССР, где обслуживался писатель. Выехавший по вызову дежурный врач констатировал смерть… В своих воспоминаниях Владимир Каталиков написал следующее:
“Учитывая, что Ефремов И. А. умер естественной смертью, 4 марта 1974 года уголовное дело за отсутствием события преступления мною было прекращено. Сомнений в личности писателя не осталось”.
Но, при этом добавляет:
“Оперативную работу по писателю консультировал проживавший тогда в Москве знаменитый разведчик Ким Филби. В результате задолго до возбуждения уголовного дела проверка так называемой разведывательной составляющей в биографии Ивана Ефремова была прекращена как неосновательная…”
P.S. от автора. Между тем, даже учитывая тот факт, что давно нет ни СССР, ни КГБ, мы никогда не узнаем всех обстоятельств того расследования. Потому как, все 40 томов загадочного и засекреченного уголовного дела Ефремова были отправлены в архив Московского управления КГБ, а 28 апреля 1999 года их подчистую уничтожили. Во всяком случае официально. Вопрос: Зачем?
Надеюсь, Вам было интересно и до новых встреч на канале “РиториRoom”!