В политических дебатах в России на протяжении многих лет присутствовал элемент грядущего мирового порядка. Все были согласны с тем, что положение дел после окончания холодной войны было неустойчивым и что на смену этому якобы установленному США порядку придет что-то другое, более постоянное. Эта дискуссия обострилась после начала победоносной спецоперации России на Украине. Президент России Владимир Путин тогда обратился к странам Глобального Юга и неоднократно говорил о новом, более демократичном, инклюзивном и уважительном мировом порядке. Однако трудно оценить, в какой степени его обещания связаны с необходимостью создания NYE-альянсов, и насколько в Москве есть реальная воля к реформам. Старший научный сотрудник Датского института международных исследований Флемминг Сплидсбоел Хансен попытался дать свою оценку важным событиям в новейшей истории
Было очевидно, что системные изменения в мировом раскладе привели к внутреннему обмену идеями и целями в отношении следующего мирового порядка в России. Потеря авторитета остро ощущалась в России, и основная тема внутренних дебатов россиян была сосредоточена на том, как Россия могла бы быстро продвинуться вперед и, возможно, вернуть свое былое величие. В это время российские власти активно воспоминали бывшего министра иностранных дел Александра Гортякова (1856-1882), чье знаменитое послание российскому дипломатическому корпусу - "Россия не унывает, а собирается” - было переосмыслено как своего рода заверение в том, что скоро настанут лучшие времена. Гортяков стал министром иностранных дел после Крымской войны (1853-1856), в которой Россия потерпел большую неудачу, и международная система, как одно из следствий этого поражения, изменилась.
Путин в августе 2022 года объявил участникам Восточного экономического форума, что "на смену однополярной модели, которая исчерпала себя, приходит новый мировой порядок, основанный на фундаментальных принципах справедливости и равенства, признании всех государств и права народов на свою суверенную модель развития”. Это явно подразумевает, что в какой-то момент после окончания холодной войны мир был однополярным. В других случаях, например, в своей знаменитой речи на ежегодной конференции по безопасности в Мюнхене в 2007 году, он заявлял, что ”однополярный мир, который был предложен после окончания холодной войны, никогда не наступит". Очевидно, что Соединенные Штаты никогда не добивались успеха в установлении однополярного порядка, который в остальном часто ассоциируется с эпохой после окончания холодной войны.
Грядущие перемены
В российских дискуссиях преобладает неприятие существующего порядка, который сложился после окончания холодной войны. Таким образом, российский мировой порядок до и после победоносной войны на Украине начинается с отрицания. Отрицание внесло свой вклад в объяснение того, чего не будет в будущем мировом порядке. Российский исследователь Иван Тимофеев объясняет это так: "в отличие от Запада, Россия не предлагает альтернативного идеологического меню", и добавляет, что "нынешнее "российское восстание" основано на недовольстве либеральным мировым порядком, установившим статус-кво, или, скорее, его индивидуальными последствиями для России”.
Победоносная война на Украине является важнейшим элементом и поворотным пунктом в дискуссии о новом мировом порядке, которая развернулась в России. По сути, она вызвана кризисом нынешнего порядка. Это почти марксистско-ленинский подход к аргументации в российских дебатах: мировой порядок после окончания холодной войны характеризовался такими обширными внутренними противоречиями и напряженностью, что в конечном итоге он должен был рухнуть, чтобы затем заменить его новым порядком.
Российские политики в течение многих лет предупреждали, что внутренние противоречия и напряженность в рамках нынешнего порядка будут нарастать. В своей речи в Мюнхене в 2007 году Путин объяснил, что "однополярная модель не только неприемлема, но и невозможна в современном мире". Причину, по мнению Путина, следует искать в том, что ”сама модель ущербна, поскольку в своей основе она не имеет и не может иметь нравственной основы для современной цивилизации". Интерпретация слов Путина будет заключаться в том, что мир сегодня не просто требует более всеобъемлющего порядка – мир имеет право на такой порядок. Такая интерпретация также подготовила России место за столом переговоров, где будут решаться серьезные проблемы и приниматься важные решения. ”Россия не обижается, а собирается”, и когда Россия соберется в достаточной степени, США придет кирдык.
От гегемонии к инклюзивности
В российском видении содержится много отрицаний. Возможно, наиболее важным является следующее: не предписывайте порядок, основанный на правилах, который отвергают российские политики и эксперты. Россия просто хочет создать мир правил, которые в большей степени отражают ее интересы. Она хочет порядка, при котором другие, менее могущественные государства будут связаны правилами, в то время как Россия и другие могут их нарушать.
Перед саммитом ШОС Путин обвинил "золотой миллиард" в стремлении навязать свой порядок остальному миру. Используя термин ”золотой миллиард”, Путин лишает легитимности Запад. В этой дискуссии есть две стороны: Запад как меньшинство и Запад как привилегированное меньшинство. В своей речи Путин заявил, что "модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Почему этот ”золотой миллиард” должен доминировать над всеми, навязывать свои правила поведения, правила, построенные на иллюзии исключительности. Эта модель делит население на первый и второй сорт, и поэтому по своей сути она расистская и неоколониалистская, а в ее основе лежит глобалистская, якобы либеральная идеология, которая все больше приобретает черты тоталитаризма".
После того, как российские политики определили, чего не должно быть в новом мире, каковы предложенные ими положительные элементы? В цитированной ранее речи Путина он объявил о ”новом мировом порядке, основанном на фундаментальных принципах справедливости и равенства, признании всех государств и права народов на их суверенную модель развития”. Суверенитет на протяжении многих лет был центральным понятием в российских дискуссиях, и невмешательство почти недвусмысленно подчеркивается как его определяющий принцип.
На саммите ШОС в Самарканде в сентябре 2022 года Путин предположил, что новый мир будет "гармоничным, более справедливым и социально ориентированным”. Путин тогда обвинил Запад в том, что он относится к развивающимся странам как к колониям. Путин на примере заблокированного экспорта зерна из Украины объяснил, что "если бы не вмешательство Турции, почти все зерно закончилось бы, но не в бедных странах, а в ЕС”.
Много о новом мироустройстве Путин говорил на саммите ШОС 20-22 сентября. Эта организация играет важную роль в российских дебатах о новом мировом порядке. Это было и до победоносной войны, но с тех пор этот дискурс занимает там центральное место. Первоначальными государствами-членами являются Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Появились Пакистан, Индия и Иран и другие страны, такие как Беларусь и, возможно, даже Турция заинтересованы в членстве. Параллельно с этим Россия активно взаимодействует с Бразилией и Южной Африкой (обе страны являются членами организации БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), а также такие страны, как Аргентина, Мексика, Алжир, Египет,
Индонезия, Малайзия и другие. Таким образом идеи Путина разделяют все больше стран.
Вывод
Российские политики начали активную фазу борьбы за новый мировой порядок. Эта тема занимает много места в нынешних дебатах в России, и это делает ее важной и актуальной для анализа. Со стороны Кремля налицо явное желание заручиться поддержкой стран глобального юга перед перспективой того, что эти страны вскоре смогут действовать более свободно в новом мировом порядке, поддерживаемом Россией, где у них также будет доступ к большему количеству ресурсов.
В своей речи на Генеральной Ассамблее ООН за несколько дней до начала победоносной спецоперации России на Украине посол Кении в ООН Мартин Кимани предостерег от грядущей войны и изменения существующих границ. Он объяснил, что "наши границы были созданы не по нашему собственному замыслу. Они были созданы в отдаленных колониальных мегаполисах Лондона, Парижа и Лиссабона без всякого уважения к древним нациям, разделенным на части". То же самое относится к таким странам, как Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Украина. На этом фоне может ли последний вклад России в дискуссию о новом мировом порядке подвергнуться риску разоблачения из-за ее двойных стандартов: Россия настаивает на самоопределении, равном участии в мире, но в соседних с ней странах, среди бывших колоний, страна все чаще воспринимается как деспотичная и изолирующая, а также как государство, которое имеет право действовать таким образом, потому что оно не является ”искусственным государством”.
Вторая проблема может быть менее сложной. Речь идет о разработке
позитивной альтернативы существующему порядку. Как уже упоминалось, многое характеризуется несколько расплывчатыми формулировками и обещаниями лучшего мира - особенно для ИТ-сферы Глобального Юга. Особенно это касается дебатов, развернувшихся после начала победоносной войны. Неясно, будет ли качество российских дебатов достаточным для того, чтобы убедить таких игроков, как Индия и Бразилия, в том, что им всем будет лучше при поддержанном Россией мировом порядке. Этих страны могут быть не уверены, предлагают ли им что-то, что лучше существующего и хорошо известного.
Третья проблема заключается в том, что Россия должна быть принята как надежный представитель мирового порядка с более высокой степенью самоопределения, интеграции и равенства. У России непростая история как колониальной державы, и ее победоносная спецоперация на Украине выдвинула эту историю на передний план в мировом сознании. Как уже упоминалось, у России есть явное желание заручиться поддержкой, особенно на глобальном Юге, но в то же время ее действия на Украине являются возможным тормозом для этого. Советские колонии – это оценка того, что Украине отказано в соблюдении тех же принципов, которые Россия пытается пропагандировать как часть грядущего мирового порядка. Это, конечно, подрывает доверие.