Обширную территорию распространения культур мезолита и неолита археологи начала XX века, называли «Fertile Crescent», или «Плодородный полумесяц». Это исторические области Месопотамии и Леванта, Сирии и Иудеи. Полумесяц называют колыбелью человеческой цивилизации, где зародились земледелие и скотоводство, произошла первая аграрная революция, или неолитическая революция. Здесь существовали разнообразные доисторические культуры, которые мы рассмотрим.
Натуфийская культура ( начало 13000 — 10 000 лет до н. э., конец за 5000 — 3000 лет до н. э.) — наиболее яркая культура мезолита, предтеча неолитической революции. Культура получила свое название от реки Вади-эн-Натуф, что в 27 км к северо-западу от Иерусалима. На берегу реки, в пещере Шукбана, были обнаружены первые следы. Ученные предположили, что натуфийцы первыми в мире совершили прорыв, а именно перешли от собирательства к земледелию, а также одомашнили собак, скелеты которых обнаружены в погребениях рядом с человеческими останками. Также натуфийцы первыми осознали пищевую ценность злаков и подвергли продукт обработке (например, растирая собранные зерна пестиками в каменных ступах).
В религиозном смысле натуфийцы мало отличаются от своих предшественников палеоантропов. Они также хоронит мёртвых в положении эмбриона, собирают останки костей и особенно черепа, хранят их отдельно от остальных костей. Вероятно, в тот период зарождаются примитивные представления о душе, как неком «двойнике», обитающем в голове человека или животного, способного к воскрешению, перерождению.
Халафская культура также достигла наибольшего развития в эпоху мезолита раннего неолита (6000 — 5000 лет до н. э.). Культура была распространена по территории Северной Месопотамии и юго-востоку малой Азии. Название получила от поселения Тель Халаф в Сирии, вблизи турецкой границы. Халафиты разводили крупный и мелкий рогатый скот, выращивали зерновые, использовали медные орудия труда и оружие — луки, стрелы и копья.
В захоронениях халафов найдены фигурки и изображения богини-матери, а изображение дикого быка почитается, как символ мужского плодородия. Изображение мужчин все ещё отсутствуют. Также обнаружены многочисленные керамические
Халафиты оставили и наследие религиозного характера. Например, изображения ритуальных сцен и танцев у алтарей, украшенных черепами. Встречаются скульптуры голов человека и животных в почти натуральную величину. Но самым странным наследием халафитов можно считать так называемый «белый замок». Это многоступенчатая пирамида, по форме напоминающая аккадо-вавилонский Зиккурат. Сооружение интерпретируемый многими исследователями, как некий центр вселенной или гора в высший мир.
Важнейшие для развития человечества переход от примитивных форм экономики рыболовов, охотников и собирателей к экономике обрабатывающей и производящей происходит также в периоды мезолита и неолита. Сельское хозяйство на основе животноводства и земледелия, а также новые формы обеспечения человека пищей, характеризуют период, как неолитическую революцию — самую долгую и наименее разрушительную в истории человечества.
Меняющаяся структура общества привносит в жизнь существенные правки. Так, часть охотников осваивают другой род деятельности. Теперь в их задачи входит не только охота, но также охрана поселений, защита сообщества от врага. Человек «развивается» до внутривидового преступления. Может ли это говорить нам о первом грехопадении? Возможно, ведь до того человек жил в пусть и жестоком, но раю, осваивал его, стремился к воссоединению, почитал. Но освоение геометрии оружия, использования его разрушительной силы, позволило человеку создать конкурентную среду. Человек эпохи неолита, при всей своей разумности и развитых способностях отличается от мирного палеоантропа революционной кровожадностью, что до сих пор свойственна сторонникам прогресса.
Охота приобретает сакральный статус. Священный образ жизни предков формирует в некотором роде память поколений. Обряды посвящения во взрослую самостоятельную жизнь проходят непосредственно на охоте. Даже освоение новых территорий предполагают отсылку к погоней за добычей, захват. Кровавые жертвоприношения и ритуальное поедание мяса и внутренних органов распространены и по сей день у архаичных народов.
Таким же образом развивается и военная наука. Практика травли зверя, ловли и погони делает из мужчины-охотника воина-охотника. Такой тип маскулинности — наследие неолита. Если охотник сталкиваясь с безжалостной мясорубкой природы, старается ужиться с окружающим миром, задобрить, то воин, убивая, видит конечность своего действия, власть сильного над слабым. Зарождается маскулинное самоопределение себя, как победителя, наполненного силами и энергией поверженных врагов. С тех пор воины начинают пользоваться привилегиями и составляют костяк будущей аристократии.