Найти в Дзене
Blackwood history

История заблуждений. Доппельзолднер.

Все мы знаем и любим ландскнехтов. Этих ярких и веселых парней, одинаково любящих порубать на фарш коварного врага, а потом ограбить всех в округе, вынося из домов местных жителей все, вплоть до последней курицы. Говорят, именно ландскнехты стали тем последним камнем, о который споткнулась рыцарская кавалерия Средневековья. И это, в общем, не удивительно. Отлично вооруженная и чрезвычайно мотивированная деньгами пехота - это вам не феодальное пехотное ополчение. Но даже среди этих жадных до крови и золота солдат были те, кто стоял наособицу. Доппельзолднеры. Самые храбрые и яростные бойцы в яркой красочной одежде, с разрезами и буфами, вооруженные огромными двуручными мечами. Они воевали в первой линии и рубили вражеские пики, за что и получали двойное жалование. А что, если я скажу тебе, дорогой читатель, что во всем этом известном любому любителю истории образе яростного наемника с друручником нет почти никакой исторической правды? Что это кто угодно, только не доппельзолднер. Как та

Все мы знаем и любим ландскнехтов. Этих ярких и веселых парней, одинаково любящих порубать на фарш коварного врага, а потом ограбить всех в округе, вынося из домов местных жителей все, вплоть до последней курицы. Говорят, именно ландскнехты стали тем последним камнем, о который споткнулась рыцарская кавалерия Средневековья. И это, в общем, не удивительно. Отлично вооруженная и чрезвычайно мотивированная деньгами пехота - это вам не феодальное пехотное ополчение.

Но даже среди этих жадных до крови и золота солдат были те, кто стоял наособицу. Доппельзолднеры. Самые храбрые и яростные бойцы в яркой красочной одежде, с разрезами и буфами, вооруженные огромными двуручными мечами. Они воевали в первой линии и рубили вражеские пики, за что и получали двойное жалование.

А что, если я скажу тебе, дорогой читатель, что во всем этом известном любому любителю истории образе яростного наемника с друручником нет почти никакой исторической правды? Что это кто угодно, только не доппельзолднер. Как так получилось? Давайте разбираться.

Это не доппельзолднер.
Это не доппельзолднер.

И начнем мы с самого начала XIV века, когда на полях сражения средневековой Европы во весь голос о себе заявила швейцарская пехота. Отлично дисциплинированные, игнорирующие любые потери швейцарцы настолько сильно отличались от привычного пехотного ополчения, что практически полвека было неясно, как с ними вообще воевать.

Длинные пики, которыми были вооружено большинство швейцарцев, а главное, умение ими работать из глубокого строя, делали любую кавалерийскую атаку на швейцарскую баталию скорее причудливой формой суицида, чем приемом военного искусства. Про пехоту и говорить нечего, паршивое французское и чуть более приличное немецкое пехотное ополчение, зачастую даже не решались вступать в бой с примерно равным количеством диких горцев. А если вдруг такое случалось, то упирались ополченцы совсем недолго и при первой возможности старались сбежать.

Единственным более или менее работающим способом борьбы с этой пехотой нового строя, был массированный обстрел из луков и арбалетов, а чуть позже из примитивного еще огнестрела и небольших серпентин. Впрочем, швейцарцы, почувствовав на своей шкуре острую сталь стрел и болтов, почти сразу сделали все нужные выводы и стали бронировать первые шеренги своих построений.

Бойцы, стоящие в первой линии, уже к началу XV века стали одеваться в полный или трехчетвертной доспех, не уступающий, в общем, рыцарским латам, ни в чем кроме тонкости работы и украшения. Вторая линия была так же хорошо бронирована, но, как правило, не носила латные голени и сабатоны. Воины третьей носили полудоспех, состоящий из шлема, кирасы с тассетами и латных перчаток с наручами. Ну а остальной народ бронировался, как бог на душу положит. Все равно большая часть ударов пик, алебард и рыцарских копий приходилась в первые шеренги. Да и стрелы и арбалетные болты ловили в основном они же.

Шли годы, и император Священной Римской Империи, поняв, что такая замечательная пехота отлично смотрелась бы и в его армии, своей волей приказал создать наемные войска, скопировав тактику и вооружение с баталий этих диких горцев, так хорошо показавших себя на полях сражений. И даже пригласил для этого швейцарских военных специалистов. И вот то, что у него получилось, мы и знаем под именем ландскнехтов. Самых веселых наемников позднего Средневековья.

Красиво. Душевно.
Красиво. Душевно.

Переняв боевую традицию у своих швейцарских коллег, что в ближайшем будущем превратятся в их злейших врагов, ландскнехты тем не менее, внесли в нее некоторые изменения. И самые существенные из них относились к процедуре найма новых бойцов. В наемники шли очень разные люди, но почти все они не имели серьезного достатка, и поэтому даже оружие их было, мягко говоря, не замечательного качества. Что уж говорить о доспехе, цена которого была значительной даже в XV веке.

И если пика или алебарда - главное оружие ландскнехтских банд, были, в общем, не очень дороги, и любой, решивший поставить свою жизнь на кон неверной военной удачи, мог скопить денег и купить их перед тем, как подписать контракт. То даже самая простая кираса и шлем, были вчерашнему горожанину чаще всего недоступны. А ведь в первую линию ставить кого-то было нужно. Благородные же рыцари или нобили, могущие себе позволить хотя бы трехчетвертной доспех, по какой-то причине в ландскнехты шли не то чтобы сильно часто.

И для того чтобы хоть как-то решить проблему с бойцами первой шеренги, которые должны будут прикрывать своими бронированными тушами менее защищенных товарищей по строю, им стали платить двойную плату. Восемь гульденов против обычных четырех и повышенный аванс при вербовке, позволяли таким бойца вставать в первую и вторую шеренгу строй более или менее одоспешенными. И вот именно этих бойцов стали называть доппельзолднеры.

А вот это - доппельзолднер
А вот это - доппельзолднер

Да, дорогой друг, образ цветастого наемника с большим двуручным мечом, не имеет к допельзольднерам чаще всего никакого отношения. Потому что главная отличительная особенность такого воина - это не двуручник, а хорошая, а скорее даже отличная броня и вот именно за нее, ну и за риск нахождения в первой линии и платили двойное жалование.

Вооружены же доппельзолднеры были, как и большинство остальных ландскнехтов, длинными пиками и внешне не сильно отличались от коллег швейцарцев или тех же бургундских спешенных жандармов. Одинаковые, в общем, шлемы, одинаковые кирасы и спалдроны. А что одежда цветная и фасонистая, так кто под доспехом разберет.

Но погоди автор, — воскликнет самый подкованный читатель, — а как же двуручный меч? А что двуручный меч? Для начала, нет никаких доказательств, что ландскнехты использовали его в пехотном бою на какой-то более или менее постоянной основе. Все эти прохладные истории про то, что им рубили пики, это предположения ничем вообще недоказанные.

За все время существования ландскнехтов документально подтвержденных использований двуручного меча любого типа в строю банды просто нет. Все истории про героическую рубку таким мечом начинаются или после того, как сражение разваливается и вступает в завершающую фазу, или вообще проходит по категории личных разборок вне строя. То есть, собственно к доппельзолднерам отношения не имеют.

Не ну такие ландскнехты тоже были. Но это не доппельзолднеры совершенно точно.
Не ну такие ландскнехты тоже были. Но это не доппельзолднеры совершенно точно.

Более того, большинство дошедших до нас синхронных изображений ландскнехта с большим двуручным мечем, подписаны именно как "ландскнехт с двуручным мечом". То есть, двуручные мечи ландскнехты совершенно точно знали и использовали, но с доппельзолднерами никак не соотносили.

Кстати, натурные испытания также показывают, что линия даже хорошо бронированных бойцов с двуручными мечами, попав между двумя строями таких же бронированных пикинеров, не в состоянии сколько-нибудь эффективно рубить пики, просто из-за недостатка места для размаха. Да и кончаются они очень быстро. просто потому, что прежде чем они дотянутся хоть куда-то, их успевают по нескольку раз проткнуть.

Вообще, использование большого двуручного меча в строевых пехотных сражениях XV-XVI века - тема настолько дискуссионная и не имеющая под собой доказательной базы, что любая попытка строить на ней предположения по поводу тактики, неизбежно становится, мягко говоря, спорной, если не сказать спекулятивной.

Шанс выживания мечника - невелик честно говря.
Шанс выживания мечника - невелик честно говря.

Но тогда для чего ландскнехты использовали двуручные мечи? По этому поводу нет точных и сколько-нибудь доказанных фактов. Зато есть множество версий и теорий. Кто-то предполагает, что цвайхандерами была вооружена личная охрана капитанов и стражи знамени. Кто-то считает, что бойцов с двуручным оружием ставили второй волной, для того чтобы они вступали в бой, когда сражение сломается и перерастет в свалку. Версию о том, что они стояли в первой линии и рубили пики, мы уже озвучивали выше. Но ни одна из этих версий не имеет подтверждения.

Поэтому все эти хрестоматийные веселые парни, идущие в бой с двуручниками и одетыми в "буфы и разрезы", выделяющиеся среди остальных отличными шляпами шириной в Средиземное море, одетыми на голый череп, могли быть кем угодно. Но только не доппельзолднерами.

Что касается настоящих доппельзолднеров, то вот с ними то как раз все просто и понятно. Первые ряды, тяжелые доспехи, пики, кошкодеры, иногда алебарды. А еще вечная игра в рулетку с неверной солдатской судьбой и мечта накопить достаточно денег, для того, чтобы купить таверну и осесть где-нибудь в коронных землях империи. Мечта, впрочем, несбыточная. Немногие доппельзолднеры переживали даже первый год после своего найма.

Красив зараза.
Красив зараза.

Подытоживая.

Так что, получается, что та картинка ландскнехта с двуручником, что нам выдают за доппельзолднера, им на самом деле не является?
Получается так. Доппельзолднер - это боец первой линии, вооруженный, как правило, пикой и забронированный настолько сильно, насколько у него хватило денег. А вот такой вот красавец с цвайхандером, попав в первую линию, не только бы сразу кончился, но и подвел своих коллег, оставив после себя брешь в строю и препятствие на поле боя.

И что, доппельзолднеры двуручные мечи вообще не использовали?
Ну почему, наверняка использовали, как впрочем и алебарды, гросс-месеры, люцернские молоты и альшписы. В истории, вообще случалось все, что возможно. А то, что невозможно, тоже случалось, но значительно реже. Вот только частота использования доппельзолднером в строю всего того оружия, что не являлось пикой, проходит по параметру статистической погрешности.

Тогда откуда взялось это мнение, что доппельзолднер - это именно боец с двуручом?
Ну так "синдром средневековья" же, о котором мы уже много раз говорили. Допль получает вдвое больше, чем простой ландскнехт? Значит, элита. А если элита, то должен выглядеть лихо и красиво. Ну не может же быть элитой этот вот скучный пикинёр на самом-то деле. А вот это героический красавец - вполне себе может. Такие дела.