Найти в Дзене
Богослов

Что сказал Сисой Великий ученикам перед смертью. Суть покаяния

Сисой Великий был подвижником Христианского монашества, который жил в IV веке. Уже умирая между ним и его учениками состоялся вот такой диалог. — Ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я мог покаяться. — Тебе нет нужды в покаянии, отче, — удивились ученики. — Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего, — был ответ старца. После этого Сисой увидел Самого Господа, в руки Которого и предал свою душу. Сисой считал, что даже несмотря на свою беззаветную веру и праведную жизнь, он был не уверен в том, что он положил начало своему покаянию. То есть, если говорить в общем, то Сисой считал, что он грешен, даже несмотря на свою праведную жизнь, постоянные молитвы и постоянное покаяние перед Господом Богом. Но почему же он так считал? Для глубокого понимания внутреннего состояния Сисоя Великого и смысла его слов необходимо разобраться в концепции покаяния в православной церковной традиции. В греческом языке слово "покаяние" пер

Сисой Великий был подвижником Христианского монашества, который жил в IV веке.

Уже умирая между ним и его учениками состоялся вот такой диалог.

— Ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я мог покаяться.
— Тебе нет нужды в покаянии, отче, — удивились ученики.
— Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего, — был ответ старца.
После этого Сисой увидел Самого Господа, в руки Которого и предал свою душу.

Сисой считал, что даже несмотря на свою беззаветную веру и праведную жизнь, он был не уверен в том, что он положил начало своему покаянию. То есть, если говорить в общем, то Сисой считал, что он грешен, даже несмотря на свою праведную жизнь, постоянные молитвы и постоянное покаяние перед Господом Богом.

Но почему же он так считал?

Для глубокого понимания внутреннего состояния Сисоя Великого и смысла его слов необходимо разобраться в концепции покаяния в православной церковной традиции. В греческом языке слово "покаяние" переводится как "метанойя", что буквально означает "изменение ума". Этот термин подразумевает не просто изменение мыслей, но и качественное внутреннее духовное преобразование, которое затрагивает всю жизнь человека.

Покаяние включает в себя несколько ключевых этапов.
Первый из них — осознание своей греховности. Это важный момент, требующий от человека честности перед самим собой. Он должен признать, что его действия и мысли могут противоречить Божьим заповедям, и что грехи отдаляют его от Бога. Это осознание часто сопровождается глубокими переживаниями и внутренней борьбой, когда человек начинает видеть свои недостатки и ошибки в новом свете.

Следующий этап — раскаяние. Это искреннее сожаление о совершенных грехах, которое находит свое выражение в таинстве Исповеди. Исповедь — это не просто формальный обряд, а важный момент, когда человек открывает свою душу перед Богом и получает прощение. В этом процессе он не только освобождается от бремени грехов, но и получает Божью благодать, необходимую для борьбы с искушениями и преодоления своих недостатков.

Третий этап покаяния — это постоянные усилия по исправлению своей жизни. Это процесс, который продолжается до самой смерти и требует от человека искреннего стремления к изменениям. Он должен работать над собой, устраняя причины своего греховного поведения, и стремиться к святости. Это может включать в себя молитву, участие в церковных таинствах, чтение священных текстов и духовную литературу, а также общение с духовными наставниками.

В православной традиции покаяние рассматривается не как одноразовое событие, а как
глубокий и длительный процесс, направленный на преображение всей жизни. Он ведет к восстановлению утраченной связи с Богом, стяжанию благодати и достижению внутреннего мира и радости. Однако стоит отметить, что с каждым шагом на пути покаяния человек может чувствовать себя все более грешным.

Это связано с тем, что, приближаясь к Богу, он начинает видеть свои недостатки в свете Божьей праведности. Чем больше он углубляется в духовную жизнь, тем яснее осознает свои ошибки и недостатки, что может приводить к чувству смирения и покорности.

Таким образом
, Сисой Великий и видел свои грехи, так как был очень близко к Богу.

Для понимания этого можно привести аналогию с грязной одеждой.

Когда одежда очень грязная, то еще одно грязное пятно на ней не будет сильно заметно. Но если на чистой одежде будет это пятно, то оно будет на ней очень заметно.

Вот так и Сисой Великий видел эти "пятна" (грехи) на своей чистой одежде (духовной жизни) и об этом он сказал своим ученикам.

А грехи смываются только покаянием. Поэтому видя свои грехи, Сисой и хотел в них покаяться.

Монах-отшельник Сисой , подвизался в Египетской пустыне. Местом его подвигов была пещера, в которой ранее подвизался преподобный Антоний Великий.
За 60 лет пустынного подвига преподобный достиг высокой духовной чистоты и получил от Господа дар чудотворения, так что даже воскрешал мертвых

Молитва

Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Сисо́е,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя, и ду́ши ве́рою притека́ющих ти́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.
Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Сисой: постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.