Найти тему

Законны ли платные возвраты на маркетплейсах?

Оглавление

Каждый из нас пользуется маркетплейсами и периодически в ленте то и дело проскакивают новости, связанные с платными возвратами товара. Такая практика со стороны маркетплейсов действительно существует и иногда при оформлении заказа появляется та самая плашка: возврат платный. Давайте разберёмся, законно ли это?

Заранее отмечу - вопрос с платными возвратами возникает в случае с товарами надлежащего качества, а взимание платы за возврат в случае товара ненадлежащего качества 100% будет являться незаконным. Так Апелляционным определением Московского областного суда от 17.07.2023 по делу N 33-24342/2023 действия Вайлдберриз по взиманию денежных средств с потребителей за возврат товаров ненадлежащего качества были признаны незаконными. Поэтому далее речь пойдет о возврате товара надлежащего качества.

Сравним, что указано о платности возврата в офертах разных маркетплейсов:

Wildberries. п.9.5 Оферты - денежные средства, равные стоимости товара надлежащего качества, возвращаются потребителю за исключением стоимости услуги Вайлдберриз по доставке товаров надлежащего качества обратно к продавцу товара или на склад Вайлдберриз.

Ozon. Оферта не содержит таких условий.

Lamoda. п. 7.1.4 Оферты - при возврате товара в пункты выдачи заказов возврат товара бесплатный.

Яндекс.Маркет. Оферта не содержит таких условий.

Проанализируем платность возврата с точки зрения закона:

Для начала определимся чем является возврат товара в правовом смысле - это отказ от договора купли-продажи.

Согласно п.4 ст. 26.1 Закона РФ “О защите прав потребителей” при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Таким образом, закон допускает взимание платы только за расходы на доставку от потребителя. Казалось бы, на этом можно и закрыть вопрос, ответив, что все законно, но и здесь есть свои нюансы, поскольку плата может взиматься именно за расходы на доставку, например, плата за оказание услуги по оформлению возврата товара будет незаконной. Спорным будет и вопрос с размером платы, поскольку для всех покупателей она одинакова, тогда как реальные расходы на доставку будут каждый раз разными, поэтому в случае чрезмерно больших сумм, например, в случае возврата нескольких товаров, данную сумму можно будет оспорить по основанию её несоответствия фактическим расходам на доставку.

Кроме того, после проверки Генпрокуратуры в 2023 году плата за обратную доставку возвращенного товара была признана правомерной.

Применительно к Wildberries существует ещё один момент: в их Оферте покупателю возвращается суммы за исключением стоимости услуги маркетплейса по возврату, а согласно закону имеются исключения в части расходов продавца. Как известно, продавцом на маркетплейсе в большинстве случаев является не сам Wildberries, поэтому взимание платы в этом случае вытекает не из п.4 ст. 26.1 Закона РФ “О защите прав потребителей”, а из договора между потребителем и маркетплейсом. В этом же пункте Оферты сказано, что возвращая товар надлежащего качества или отказываясь от товара надлежащего качества, потребитель заключает с Вайлдберриз договор по оказанию услуги доставки товара обратно к продавцу товара или на склад Вайлдберриз. То есть наш отказ от товара = заключение услуги с маркетплейсом по доставке, что также допустимо по гражданскому законодательству, поскольку при оформлении заказа мы соглашаемся с Офертой.

Итог: платные возвраты как таковые допускаются действующем законодательством

-2