Корейцы
Самоназвание — чоcон cаpам (в КНДР) х хангук-cаpам (в Юмной Корее). Народ, основное население КНДР х Южной Кореи. Корейский языn ученые отноcят n тунгуcо-Маньчжурской ветви алтайской cемьи языков. Корейцы Сpеpней Азии pааговаpивают на cевеpо-воcточном диалекте, в котором, в отличии от диалекта Кореи, еcть pяд оcобенноcтей и заимствований из pуccкого, узбекского и казахского языков. В pазговоpной pечи выделяется несколькодиалектов. Для корейцов хаpактеpна большая пеcтpота верований и религиозных культов. Оcновная черта из заключалось в почитании не6а (ханыл), от котоpого, по их мнению, зависили вcе блага. Оpухотвоpялась пpирода, котоpая, cчиталось, наcелена духами — добрыми и злыми. Наpяду c пеpвобытными веpованхями, корейцы исповедовали буддизм — начиная c IV—VI вв., конфуцианство —V—VIII вв. и хpиcтианcтво — XIX в.
uоpехµы в Yа6еnхcтане: 1926 г. — 30
1979 г. — 163 062
1989 г. — 183 140
2000 г. — 163 787
Время появления корейцев в Средней Азии точно не известно, но антропологические и лингвистические данные дают основание предполагать, что этнические корни корейцев восходят к региону Средней Азии и Алтая.
Четкие исторические следы их зафиксированы со второй половины I тыс. н. э. Представитель Кореи (Когурë) запечатлён на одной из композиций монументальной живописи дворцового комплекса Афрасиаб VII в., где изображены сцены посольского приема согдийским правителем Самарканда Вархуманом.
Корейский генерал Гао Сянь-Чжи возглавлял китайскую армию, штурмовавшую в 749 г. Чач (Ташкент). А после поражения китайской армии в 751 г. на Таласе один из потомков древней корейской династии Чао проехал по среднеазиатским городам, и, в частности, был в Самарканде. Сведения о связях в последующие столетия пока неизвестны. Лишь с конца XIX в. отмечается оседание корейцев в Узбекистане.
В 1924 г. в Ташкенте образуется общественная организация “Союз корейцев Туркестанской республики”, объединившая соплеменников не только Узбекистана, но и других республик Средней Азии и Казахстана.
А в 1933 г. только в Верхнечирчикском районе Ташкентской области было уже 22 хозяйства, в 1934 г. — 30 хозяйств. Отмечалось, что в это время 25,8% корейцев Узбекистана обучалось на рабфаках, в техникумах, вузах.
В 1937—1938 гг. начинается насильственная депортация корейцев с
Дальнего Bостока в республику. Наибольшее их число было расселено в сельской местности Ташкентской, Самаркандской областей, Φерганской долины, Каракалпакии. B городах осела лишь незначительная часть.
Однако в последующие годы происходит их самостоятельное переселение в Узбекистан, в первую очередь из Казахстана, так что через 20 лет количество корейцев в республике удвоилось. B дальнейшем активные пополнения продолжались, превысив к концу 80-х гг. XX в. 180 тыс. чел. Bместе с ростом численности корейского населения несколько изменилась и география его расселения. Bысокая мобильность и тяга к образованию обусловили переселение сначала в ближайшие, а затем и в дальние города. B настоящее время значительная часть корейцев живет в городах. A ориентация на русский язык и европейскую культуру послужили основ- ной причиной миграции части корейцев, примерно 10 тыс. чел., в Россию. Тем не менее, в настоящее время в Узбекистане проживают 200—210 тыс.
корейцев.
B 1937—1938 гг. создаются первые корейские колхозы в Бекабадском районе Ташкентской области — “Новый быт”, “Aвангард”, “Правда”. За- тем организуются крупные сельские хозяйства в Самаркандской и Ташкентской областях. Это, в первую очередь, “Полярная звеѕда” (ныне носит имя своего бывшего председателя Ким Пен Хва); “Политотдел” (ныне “Дустлик”) и др. Ныне эти хозяйства стали многонациональными, и корейцы составляют меньшую часть их жителей.
Корейцы издавна славятся как искусные мастера земледелия: рисоводы и огородники. Несмотря на глубокие изменения социального и профессионального характера, значительное их число по-прежнему занято в сельском хозяйстве, где опыт поколений в сочетании с современными технологиями способствует достижению высоких показателей в выращивании различных сельскохозяйственных культур.
Активная культивация риса в Узбекистане началась в 60-е гг. с освоения тугайного побережья Амударьи и Арала, и корейцы в этом сыграли большую роль. Под рисовые чеки были отведены территории в Ташкентской, Сырдарьинской, Самаркандской, Хорезмской областях, Каракалпакии. Далеко за пределами республики известен высокоурожайный сорт риса “кенжо”, культивированный узбекистанскими корейцами, ставший базовым для выведения многих сортов риса. Важен вклад корейцев в выращивание и орошение овощных культур на богарных землях. Особого внимания заслуживает изобретённая ими система орошения земель на склонах, представляющая собой канавки, укрепленные каркасом из железных сто- ек и толя. kто дало воѕможность оросить многие тысячи гектаров неосвоенных богарных земель.
За выдающиеся заслуги в выращивании хлопка-сырца, риса, кенафа, кукурузы и других продуктов сельского хозяйства нескольким десяткам корейцев в свое время было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а Киму Пен Хва, председателю колхоза “Полярная звеѕда”, — даже дважды. Помимо сферы материального производства, в настоящее время корейцы работают и в области образования, науки, культуры, здравоохранения,
прикладного искусства.
В 1937 г. в Хорезмской области был создан межрайонный корейский театр. В 1943 г. состоялось его объединение с вновь созданным Ташкентским областным театром. В 1956 г. при Узгосэстраде был создан корейский ансамбль, функционировавший, однако, недолго. Особенностью национальной культуры узбекистанских корейцев является, с одной стороны, сохранение и развитие отдельных традиционных элементов, с другой — влияние других культур, нивелирование этнических особенностей, утеря национальных традиций. Так, с 1969 г. действует корейский ансамбль “Каягым”, в то же время корейские артисты участвуют в узбекских и русских театральных коллективах. Наряду с активным освоением узбекского сельскохозяйственного инвентаря корейцы сохранили свои традиционные орудия труда: легкие кетмени, тяпки (хоми), серп (нат). В быту распространены плетеные шумовки (чори), ручные веялки (кхи), корзины (конгури), соломенные шляпы (саккат). Во многих домах по-прежнему устраивают теплую лежанку (канондоль), используются прямоугольные столики для еды (папсань), небольшие скамейки (моктоксань), валикообразные подушки (пиогз).
Изготовление и ношение традиционной одежды присуще в основном лишь незначительной части женщин старшего поколения, а использование ее в быту ограничено обрядовой сферой. Используется и в сфере про- фессионального и самодеятельного искусства. Она состоит из кофты (чогори), юбки (чхима), халата (турумаги), головного платка (сугон) и матерчатых носков (босон).
Заметна стойкая приверженность традициям в питании. По-прежнему
значительное место в нем занимает рис, овощи, рыба, проросшие бобы, морская капуста, соя, обилие пряностей, соусов, маринадов. B связи с популярностью корейских блюд в Узбекистане во многих местах открыты корейские рестораны, кафе, столовые.
Господствующей формой в структуре семьи корейцев является малая семья, включающая родителей и детей и насчитывающая 4—6 чел., причем сельские семьи более многодетны. Обычно родители живут с одним из женившихся сыновей. Присущая корейской семье в прошлом неограниченная власть отца сменилась равными правами всех ее взрослых членов. B то же время по-прежнему большую роль в семейно-родственных отношениях играет принадлежность к особым экзогамным группам (пон), внутри которых браки запрещены.
Интенсивные межэтнические связи во многом способствуют увеличению смешанных браков корейцев с представителями других национальностей. Число их в городах достигает 9% от общего количества заключённых корейцами браков.
Серьёзное значение в консолидации семьи и социализации подрастающего поколения придается обрядам жизненного цикла. Из традиционной свадебной обрядности фиксируются сватовство, помолвка, или малая свадьба, угощения с весельем и поклонами в доме невесты и жениха, послесвадебное угощение жениха.
Корейский язык используется в основном в бытовой среде, и преимущественно между людьми старшего, реже — среднего, поколения. Происходит дальнейшее сужение сферы его применения. В последние десятилетия этот процесс ускорился. Для корейцев характерно хорошее знание русского языка, играющего большую роль в межнациональном общении. Более того, он все шире играет роль инструмента внутриэтнического общения.
По данным переписи 1989 г., 3,6% корейцев знают узбекский язык. Характерно, что в областях корейцы лучше знают узбекский, чем в Tашкенте и Tашкентской области. В последнее десятилетие с обретением Узбекистаном независимости и приданием узбекскому языку статуса государственного число корейцев, владеющих им, увеличилось. В целом определяющей в этнокультурном развитии корейцев Узбекистана является тенденция к интернационализации во всех сферах культуры.
Корейцы внесли определенный вклад в народное хозяйство, науку культуру Республики Узбекистан. Наиболее известные из них: доктор физико-математических наук Вячеслав Tерентьевич, доктор философии Сергей Михайлович Хан, доктор филологических наук Алексей Шин, востоковед Валерий Ким, художники Николай Сергеевич Шин и Николай Семенович Пак, художник-орнаменталист М. В. Нам, певица Галина Шин
и солист балета Владислав Югай, композитор И. Пак и дирижер Aртем Пак, обладатель Кубка мира по боксу Владимир Шин и мастер международного класса по шахматам Ольга Ким.
Известность получили организатор сельского хозяйства, дважды Герой Социалистического Труда Ким Пен Хва, общественные деятели Виталий Васильевич Φен и Виктор Aнатольевич Чжен.
M. Д. Сaвypoв