Найти тему

Соборы Московского Кремля

Рассказываю, чем привлекают и отличаются Музеи Московского Кремля. Соборный ансамбль - Успенский, Архангельский и Благовещенский Соборы, Патриарший дворец, Церковь Ризоположения, который нужно посетить за 800 рублей. Самостоятельное посещение музеев стоит 800 рублей. Часы работы Музеев Кремля с 9.30 до 18.00. Экскурсионное бюро: с 9:00 до 18:00 без выходных

Архитектурный ансамбль "Московский Кремль и Красная площадь" включены в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО  как часть мирового историко-художественного наследия, что подтверждает признание неповторимости и уникальности памятников Московского Кремля. Московский Кремль - русская национальная святыня и символ российской государственности.

История формирования, развития и деятельности музейного учреждения в Московском Кремле насчитывает около 300 лет, в течение которых были периоды бурного развития музейной и научной работы, но были и периоды настоящей борьбы за сохранение национальных реликвий.

Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" включает в себя: Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, Патриаршие палаты, колокольня "Иван Великий", а также выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриарших палат. Все указанные памятники находятся вокруг площади, носящей имя Соборная.

На этой площади в теплый период года (с мая по сентябрь) происходит развод пеших и конных караулов.

итак, читаем.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

ГЛАВНЫЙ ХРАМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА, УСЫПАЛЬНИЦА МОСКОВСКИХ МИТРОПОЛИТОВ И ПАТРИАРХОВ

Часы работы музея: с 09.30 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг.
Часы работы музея: с 09.30 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг.

Собор был возведен в 1475-1479 гг. по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти.

В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Васи­лия III храм был расписан целиком. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески.  В 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около ста пятидесяти искусных живописцев не только из Москвы, но и из многих других русских городов.

Следуя царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года. Для этого на бумагу сняли контурные переводы, после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона истратили 1721 золотой червонец.

На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров.  В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, важнейшие из которых хранили в алтаре на престоле, служили молебны перед военными походами и праздничные службы в честь победоносного возвращения русских войск, отсюда начинались крестные ходы с чудотворными иконами. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

ХРАМ-УСЫПАЛЬНИЦА ВЕЛИКИХ МОСКОВСКИХ И УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ, ПЕРВЫХ РУССКИХ ЦАРЕЙ.

Часы работы музея с 09.30 до 18.00.  Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг
Часы работы музея с 09.30 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг

Архангельский собор построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. В 2008 году Архангельскому собору   исполнилось  пятьсот лет. Однако его начальная история восходит к более ранним временам. К середине XVII столетия стенопись времени царя Ивана IV сильно обветшала. Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652–1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича. Перед началом работ было составлено описание композиций с указанием их местонахождения, что помогло сохранить идейный замысел и систему фресок XVI века.

Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы перед тем, как отправиться на войну. Здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство.

-8

Архангельский собор стоит на бровке Боровицкого холма. Возведенный на месте белокаменного собора 1333 года времени княжения Ивана Калиты (1325–1340), храм был  выше и больше старого. Перед итальянским зодчим стояла сложная задача: создать новый храм-усыпальницу, памятник древнему великокняжескому роду, при котором  Русь заняла достойное место среди самых могущественных европейских государств того времени.

-9

Обычай погребения в церкви пришел на Русь из Византии, где этой чести удостаивались те, кто «не умирал и после смерти»: василевсы (цари), высшие сановники, патриархи. Этот обычай лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Родовые или династические усыпальницы, как правило, посвящались архангелу Михаилу, который, согласно христианской мифологии, был проводником душ умерших в царство мертвых. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий – Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. Но к началу XVI века затеснённость храма гробами была столь велика, что Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Прежде чем приступить к работам, великий князь приказал перенести белокаменные саркофаги предков из собора в церковь Иоанна Лествичника. Через четыре года в  заново построенную усыпальницу возвратили и захоронили на заранее определенные места каменные гробы предков. Но первым в соборе был положен сам его основатель, «государь всея Руси» Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.

Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями.

При этом в надписях были допущены ошибки: удельные князья названы великими, а в ряде случаев приведены неверные даты смерти.

Всего в соборе под сорока пятью надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят шесть захоронений.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ И РУССКИХ ЦАРЕЙ ПРЕДНАЗНАЧАЛАСЬ ДЛЯ ЦЕРЕМОНИЙ СЕМЕЙНОГО ХАРАКТЕРА

Часы работы музея: с 09.30 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг.
Часы работы музея: с 09.30 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг.

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.

-14

Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера. В облике собора черты московской архитектуры соединились с деталями, характерными для псковского зодчества.

В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства. В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей.

В северном и западном порталах собора помещены «златые врата» - железные кованые двери, на лицевой стороне которых укреплены медные пластины, украшенные в технике золотой наводки. На лист меди, покрытый лаком, наносили рисунок, затем его выскабливали, протравливали и накладывали золотую амальгаму с ртутью. При последующем прогревании золото соединялось с участками, освобожденными от лака, образуя эффектное изображение.

Златые врата
Златые врата

Украшением интерьера основного объёма храма, безусловно, является высокий иконостас. Иконостас Благовещенского собора состоит из разновременных частей.

Спроектированная в форме древнерусской гробницы рака покоится на постаменте из серого мрамора. В новую раку в 1894 г. были отобраны 28 ковчегов с сохранившимися в них мощами. Комплекс миниатюрных рак, для хранения которых предназначена была гробница, сам по себе является уникальным историческим и художественным ансамблем конца XVI - первой трети XVII в., имеющим свою, отдельную от раки историю.

Рака для ковчегов-мощевиков, 1894 год
Рака для ковчегов-мощевиков, 1894 год

СТЕНОПИСЬ ХРАМА

"Древо Иессеево", представляющее родословное древо Христа на основе библейских текстов, составляет смысловой центр росписи свода северо-западной галереи. Над входом в северную галерею собора находится фресковое изображение Спаса Нерукотворного. Среди композиций западной галереи —  «Троица», «Собор Богоматери» и «Подвиги монастырских затворников». На склонах сводов галереи помещены иллюстрации библейских пророчеств и евангельские сцены, отмечающие основные этапы пути Христа к искупительной жертве и спасению: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеона», «Лествица Иакова», «Рождество», «Сретение», «Распятие» и  «Вознесение». На  лопатках стен написаны московские князья: основатель московского княжеского дома Даниил Александрович, далее Дмитрий Донской, Василий I, Иван III и Василий III.

В состав экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» включены памятники, непосредственно найденные при археологических раскопках на территории Московского Кремля или связанные с историей существовавших когда-то сокровищниц российских государей, знати, монастырей. Экспозиция является представительной по количеству, исторической и художественной значимости входящих в нее экспонатов ХII – конца ХVII века. Музей размещен в подклете Благовещенского собора, служившем в древности местом хранения великокняжеской казны.

ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ

В первой половине XIV века митрополит Пётр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

Часы работы музея: с 09.30 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг. Фото из интеренет
Часы работы музея: с 09.30 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг. Фото из интеренет

Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения, которые периодически горели и перестраивались. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем — личные покои патриарха. С окончанием строительства Патриарших палат в 1655 году завершилось формирование складывавшегося в XV–XVI веках ансамбля Соборной площади Кремля.

В церкви Двенадцати апостолов экспонируется иконостас из Вознесенского собора, поступивший в Музеи в 1929 году из не сохранившегося Вознесенского монастыря. Иконостас был установлен в церкви Двенадцати апостолов в 1930 году. Его состав был несколько изменен из-за несовпадения размеров двух храмов.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

Крестовая палата
Крестовая палата

Крестовая палата — парадный приёмный зал патриаршего дома. Необычная для середины XVII века архитектура палаты отражала высокий уровень каменного зодчества: огромный зал, площадью 280 квадратных метров был перекрыт высоким сводом без обычной опоры в центре. Использовалась палата как зал для торжественных приёмов: здесь заседали церковные соборы, патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В XVIII столетии в Крестовой палате была возведена печь для варки церковного масла миро. Отсюда её второе название – Мироваренная. Рядом с печью сегодня можно увидеть серебряные сосуды для миро — дары императоров Павла I и Николая II.

С 1963 года в Крестовой палате находится постоянная экспозиция — Музей прикладного искусства и быта России XVII века, в котором представлены экспонаты из собраний Оружейной палаты и соборов Московского Кремля.

В Крестовых палатах представлены личные вещи патриархов Филарета и Никона. Они являются редкими памятниками декоративно-прикладного искусства. Многие из них были выполнены в кремлёвских государевых и патриарших мастерских.

В музее представлены интересные образцы настольных и карманных часов XVI-XVII веков. Многие из них–великолепные образцы технического совершенства и ювелирного искусства двух столетий.

Приказные палаты - экспозиция, характеризующая убранства жилых покоев богатых москвичей, сохранивших первозданный архитектурный облик XVII века.

ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

ИЛИ ЦЕРКОВЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ДОМОВОЙ ХРАМ МИТРОПОЛИТОВ МОСКОВСКИХ ВСЕЯ РУСИ И РУССКИХ ПАТРИАРХОВ

Часы работы музея: с 09.30 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг.фото из интернета
Часы работы музея: с 09.30 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00. Выходной — четверг.фото из интернета

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов московских и всея Руси и русских патриархов.

Церковь Ризположения отличают изящные пропорции и камерный интерьер, прекрасно соответствующие ее назначению – служить местом для домашней молитвы.

-32

Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль.

Небольшая экспозиция, размещенная в крытой галерее храма, знакомит посетителей с коллекцией деревянной скульптуры Музеев Московского Кремля. Представленные на выставке монументальные иконные скульптурные образы, резные иконы, небольшие кресты и складни дают представление о развитии этого вида церковного искусства на протяжении нескольких столетий от XV до XIX века.

В отдельной витрине на выставке экспонируется один из древнейших памятников русской деревянной пластики — скульптура Святой Георгий, выполненная в Москве в конце XIV – начале XV века. Несмотря на большие утраты и повреждения, полученные вследствие пожара, образ был бережно спрятан на чердаке одного из зданий Кремля, где его обнаружили музейные сотрудники в конце 1910-х гг.

-35

Выходящие на галерею северный и западный порталы храма были переделаны в XVII веке и приобрели характерные для этого времени формы. Кирпичная фигурная кладка и цветовой декор северного портала были расчищены и восстановлены.

-36

Выходящие на галерею северный и западный порталы храма были переделаны в XVII веке и приобрели характерные для этого времени формы. Кирпичная фигурная кладка и цветовой декор северного портала были расчищены и восстановлены.

КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»

Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

-37

На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев, а в уникальном памятнике древнерусской архитектуры — колокольне «Иван Великий» открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. В экспозиции колокольни представлены подлинные фрагменты белокаменного декора древних зданий Кремля, известных лишь по летописным упоминаниям.

Видеообзор по музеям Соборной площади и Измайловского кремля смотрите здесь 👇

Друзья и гости нашего канала, рады, если статья была полезной и интересной. Спасибо, что читаете публикации. Оставляйте комментарии и ставьте 👍. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие интересные публикации.