Рассказываю, чем привлекают и отличаются Музеи Московского Кремля. Соборный ансамбль - Успенский, Архангельский и Благовещенский Соборы, Патриарший дворец, Церковь Ризоположения, который нужно посетить за 800 рублей. Самостоятельное посещение музеев стоит 800 рублей. Часы работы Музеев Кремля с 9.30 до 18.00. Экскурсионное бюро: с 9:00 до 18:00 без выходных
Архитектурный ансамбль "Московский Кремль и Красная площадь" включены в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО как часть мирового историко-художественного наследия, что подтверждает признание неповторимости и уникальности памятников Московского Кремля. Московский Кремль - русская национальная святыня и символ российской государственности.
История формирования, развития и деятельности музейного учреждения в Московском Кремле насчитывает около 300 лет, в течение которых были периоды бурного развития музейной и научной работы, но были и периоды настоящей борьбы за сохранение национальных реликвий.
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" включает в себя: Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, Патриаршие палаты, колокольня "Иван Великий", а также выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриарших палат. Все указанные памятники находятся вокруг площади, носящей имя Соборная.
На этой площади в теплый период года (с мая по сентябрь) происходит развод пеших и конных караулов.
итак, читаем.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
ГЛАВНЫЙ ХРАМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА, УСЫПАЛЬНИЦА МОСКОВСКИХ МИТРОПОЛИТОВ И ПАТРИАРХОВ
Собор был возведен в 1475-1479 гг. по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти.
В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески. В 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около ста пятидесяти искусных живописцев не только из Москвы, но и из многих других русских городов.
Следуя царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года. Для этого на бумагу сняли контурные переводы, после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона истратили 1721 золотой червонец.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, важнейшие из которых хранили в алтаре на престоле, служили молебны перед военными походами и праздничные службы в честь победоносного возвращения русских войск, отсюда начинались крестные ходы с чудотворными иконами. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.
Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
ХРАМ-УСЫПАЛЬНИЦА ВЕЛИКИХ МОСКОВСКИХ И УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ, ПЕРВЫХ РУССКИХ ЦАРЕЙ.
Архангельский собор построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. В 2008 году Архангельскому собору исполнилось пятьсот лет. Однако его начальная история восходит к более ранним временам. К середине XVII столетия стенопись времени царя Ивана IV сильно обветшала. Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652–1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича. Перед началом работ было составлено описание композиций с указанием их местонахождения, что помогло сохранить идейный замысел и систему фресок XVI века.
Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы перед тем, как отправиться на войну. Здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство.
Архангельский собор стоит на бровке Боровицкого холма. Возведенный на месте белокаменного собора 1333 года времени княжения Ивана Калиты (1325–1340), храм был выше и больше старого. Перед итальянским зодчим стояла сложная задача: создать новый храм-усыпальницу, памятник древнему великокняжескому роду, при котором Русь заняла достойное место среди самых могущественных европейских государств того времени.
Обычай погребения в церкви пришел на Русь из Византии, где этой чести удостаивались те, кто «не умирал и после смерти»: василевсы (цари), высшие сановники, патриархи. Этот обычай лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Родовые или династические усыпальницы, как правило, посвящались архангелу Михаилу, который, согласно христианской мифологии, был проводником душ умерших в царство мертвых. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий – Рюриковичей и Романовых.
Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. Но к началу XVI века затеснённость храма гробами была столь велика, что Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Прежде чем приступить к работам, великий князь приказал перенести белокаменные саркофаги предков из собора в церковь Иоанна Лествичника. Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили и захоронили на заранее определенные места каменные гробы предков. Но первым в соборе был положен сам его основатель, «государь всея Руси» Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.
Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями.
При этом в надписях были допущены ошибки: удельные князья названы великими, а в ряде случаев приведены неверные даты смерти.
Всего в соборе под сорока пятью надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят шесть захоронений.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ И РУССКИХ ЦАРЕЙ ПРЕДНАЗНАЧАЛАСЬ ДЛЯ ЦЕРЕМОНИЙ СЕМЕЙНОГО ХАРАКТЕРА
В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.
Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера. В облике собора черты московской архитектуры соединились с деталями, характерными для псковского зодчества.
В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.
После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства. В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей.
В северном и западном порталах собора помещены «златые врата» - железные кованые двери, на лицевой стороне которых укреплены медные пластины, украшенные в технике золотой наводки. На лист меди, покрытый лаком, наносили рисунок, затем его выскабливали, протравливали и накладывали золотую амальгаму с ртутью. При последующем прогревании золото соединялось с участками, освобожденными от лака, образуя эффектное изображение.
Украшением интерьера основного объёма храма, безусловно, является высокий иконостас. Иконостас Благовещенского собора состоит из разновременных частей.
Спроектированная в форме древнерусской гробницы рака покоится на постаменте из серого мрамора. В новую раку в 1894 г. были отобраны 28 ковчегов с сохранившимися в них мощами. Комплекс миниатюрных рак, для хранения которых предназначена была гробница, сам по себе является уникальным историческим и художественным ансамблем конца XVI - первой трети XVII в., имеющим свою, отдельную от раки историю.
СТЕНОПИСЬ ХРАМА
"Древо Иессеево", представляющее родословное древо Христа на основе библейских текстов, составляет смысловой центр росписи свода северо-западной галереи. Над входом в северную галерею собора находится фресковое изображение Спаса Нерукотворного. Среди композиций западной галереи — «Троица», «Собор Богоматери» и «Подвиги монастырских затворников». На склонах сводов галереи помещены иллюстрации библейских пророчеств и евангельские сцены, отмечающие основные этапы пути Христа к искупительной жертве и спасению: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеона», «Лествица Иакова», «Рождество», «Сретение», «Распятие» и «Вознесение». На лопатках стен написаны московские князья: основатель московского княжеского дома Даниил Александрович, далее Дмитрий Донской, Василий I, Иван III и Василий III.
В состав экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» включены памятники, непосредственно найденные при археологических раскопках на территории Московского Кремля или связанные с историей существовавших когда-то сокровищниц российских государей, знати, монастырей. Экспозиция является представительной по количеству, исторической и художественной значимости входящих в нее экспонатов ХII – конца ХVII века. Музей размещен в подклете Благовещенского собора, служившем в древности местом хранения великокняжеской казны.
ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ
В первой половине XIV века митрополит Пётр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.
Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения, которые периодически горели и перестраивались. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем — личные покои патриарха. С окончанием строительства Патриарших палат в 1655 году завершилось формирование складывавшегося в XV–XVI веках ансамбля Соборной площади Кремля.
В церкви Двенадцати апостолов экспонируется иконостас из Вознесенского собора, поступивший в Музеи в 1929 году из не сохранившегося Вознесенского монастыря. Иконостас был установлен в церкви Двенадцати апостолов в 1930 году. Его состав был несколько изменен из-за несовпадения размеров двух храмов.
В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.
В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.
Крестовая палата — парадный приёмный зал патриаршего дома. Необычная для середины XVII века архитектура палаты отражала высокий уровень каменного зодчества: огромный зал, площадью 280 квадратных метров был перекрыт высоким сводом без обычной опоры в центре. Использовалась палата как зал для торжественных приёмов: здесь заседали церковные соборы, патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В XVIII столетии в Крестовой палате была возведена печь для варки церковного масла миро. Отсюда её второе название – Мироваренная. Рядом с печью сегодня можно увидеть серебряные сосуды для миро — дары императоров Павла I и Николая II.
С 1963 года в Крестовой палате находится постоянная экспозиция — Музей прикладного искусства и быта России XVII века, в котором представлены экспонаты из собраний Оружейной палаты и соборов Московского Кремля.
В Крестовых палатах представлены личные вещи патриархов Филарета и Никона. Они являются редкими памятниками декоративно-прикладного искусства. Многие из них были выполнены в кремлёвских государевых и патриарших мастерских.
В музее представлены интересные образцы настольных и карманных часов XVI-XVII веков. Многие из них–великолепные образцы технического совершенства и ювелирного искусства двух столетий.
Приказные палаты - экспозиция, характеризующая убранства жилых покоев богатых москвичей, сохранивших первозданный архитектурный облик XVII века.
ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ
ИЛИ ЦЕРКОВЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ДОМОВОЙ ХРАМ МИТРОПОЛИТОВ МОСКОВСКИХ ВСЕЯ РУСИ И РУССКИХ ПАТРИАРХОВ
Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов московских и всея Руси и русских патриархов.
Церковь Ризположения отличают изящные пропорции и камерный интерьер, прекрасно соответствующие ее назначению – служить местом для домашней молитвы.
Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль.
Небольшая экспозиция, размещенная в крытой галерее храма, знакомит посетителей с коллекцией деревянной скульптуры Музеев Московского Кремля. Представленные на выставке монументальные иконные скульптурные образы, резные иконы, небольшие кресты и складни дают представление о развитии этого вида церковного искусства на протяжении нескольких столетий от XV до XIX века.
В отдельной витрине на выставке экспонируется один из древнейших памятников русской деревянной пластики — скульптура Святой Георгий, выполненная в Москве в конце XIV – начале XV века. Несмотря на большие утраты и повреждения, полученные вследствие пожара, образ был бережно спрятан на чердаке одного из зданий Кремля, где его обнаружили музейные сотрудники в конце 1910-х гг.
Выходящие на галерею северный и западный порталы храма были переделаны в XVII веке и приобрели характерные для этого времени формы. Кирпичная фигурная кладка и цветовой декор северного портала были расчищены и восстановлены.
Выходящие на галерею северный и западный порталы храма были переделаны в XVII веке и приобрели характерные для этого времени формы. Кирпичная фигурная кладка и цветовой декор северного портала были расчищены и восстановлены.
КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»
Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.
На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев, а в уникальном памятнике древнерусской архитектуры — колокольне «Иван Великий» открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. В экспозиции колокольни представлены подлинные фрагменты белокаменного декора древних зданий Кремля, известных лишь по летописным упоминаниям.
Видеообзор по музеям Соборной площади и Измайловского кремля смотрите здесь 👇
Друзья и гости нашего канала, рады, если статья была полезной и интересной. Спасибо, что читаете публикации. Оставляйте комментарии и ставьте 👍. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие интересные публикации.