О ригведийско-южноазиатских корнях древнегреческой мифологии.
Отражённая в изобразительном искусстве древнегреческая мифология VI в. до н.э. сохраняла чрезвычайно архаичные элементы, восходящие к эпохе греко-арийского и даже индоевропейского единства.
Так, на древнегреческой керамике VI в. до н.э. часто встречаются рисунки сына Посейдона с хвостом змеевидной рыбы или морского змея Тритона [Илл. 232[1]–233[2]–234[3]–235[4]–236[5]–237[6]–238[7]–239[8]–240[9]–241[10]–242[11]–243–244[12]–245–246[13]–247[14]–248[15]–249[16]–250[17]–251[18]–252–253[19]–254–255[20]–256–257[21]–258–259[22]–260[23]–261[24]–262[25]].
На последней вазе Посейдон с трезубцем изображён рядом с Тритоном.
В Лувре хранится датируемый 550–525 гг. до н.э. полихромный рельеф небольшого алтаря с Сицилии с изображением Тритона [Илл. 263[26]].
Последний является прямой и несомненной параллелью ригведийскому Трите Аптье или Трите Водяному (tritás āptiyáḥ) (I.105.9; VIII.12.16; VIII.47.13; VIII.47.14; VIII.47.15; X.8.8)[27], живущему в реках (ní pastíyāsu tritá stabhūyán párivīto yónau sīdad antáḥ) (X.46.6) и несущему Варуну в море (tritó bibharti váruṇaṃ samudré) (IX.95.4).
Общий предок Посейдона и Тритона Океан на датируемом 580–570 гг. до н.э. аттическом чернофигурном чане на подставке из Британского музея изображён с хвостом змеевидной рыбы или морского змея, коброй в левой руке и рыбой в правой и с рогом единорога на голове [Илл. 264–267][28].
Т.е. в данном образе наблюдается уникальное сочетание двух ригведийских (Змей Вод, Рог Истины/Марутов) и двух зрело-хараппских (рог единорога, змея) мотивов, как и само имя Океанос (Ōkeanós) трактуется как калька ригведийского эпитета Змея–Ахи Вритры āśáyāna «лежащий»[29].
Ахи Вритра описывается как разлёгшийся и тем самым запрудивший воды (áhim apá āśáyānam) (V.30.6), как перекрывший поток Змей, разлёгшийся через семь потоков (áhim pariśáyānam árṇaḥ || saptá práti praváta āśáyānam áhiṃ) (IV.19.2–3), как лежащий поперёк стока Змей (práti praváta āśáyānam áhiṃ) (IV.17.7).
То, что подобное изображение Океана с рогом единорога и хвостом морского змея неслучайно, доказывается аналогичным изображением бога всех речных вод и сына Океана Ахелоя на датируемой 530–500 гг. до н.э. краснофигурной вазе из Аттики, найденной в Каере (Италия, Лацио, Черветери) [Илл. 268][30].
[1] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=751629001&objectid=462438.
[2] [Электронный ресурс:] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/247220?sortBy=Relevance&ft=triton&offset=40&rpp=20&pos=60.
[3][Электронный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Herakles_Triton_Met_06.1021.48.jpg — фотография артефакта изMetropolitan Museum of Art, Manhattan, New York City, United States of America.
[4] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=518348001&objectId=462466&partId=1.
[5] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=452774001&objectId=458920&partId=1.
[6] [Электроный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=452760001&objectid=417158.
[7] [Электронный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pittore_di_berlino_1686,_anfora_A_con_eracle_e_il_mostro_marino_Triton,_quadriga,_550-525_ac._02_da_necrop._crocif._del_tufo,_orvieto.JPG — фотография артефакта из Museo Claudio Faina, Orvieto, Terni, Italia.
[8] [Электронный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pittore_di_berlino_1686,_anfora_A_con_eracle_e_il_mostro_marino_Triton,_quadriga,_550-525_ac._03_da_necrop._crocif._del_tufo,_orvieto.JPG — фотография артефакта из Museo Claudio Faina, Orvieto, Terni, Italia.
[9] [Электронный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pittore_di_berlino_1686,_anfora_A_con_eracle_e_il_mostro_marino_Triton,_quadriga,_550-525_ac._04_da_necrop._crocif._del_tufo,_orvieto.JPG — фотография артефакта из Museo Claudio Faina, Orvieto, Terni, Italia.
[10] [Электроный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hydria_Herakles_Triton_Louvre_F51.jpg — фотография артефакта из музея Louvre, Paris.
[11] [Электроный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:NAMA_Héraclès_%26_Triton.jpg — фотография артефакта из Musée archéologique national, Athènes.
[12] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=980384001&objectId=398838&partId=1.
[13] [Электронный ресурс:] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/251345?sortBy=Relevance&ft=triton&offset=0&rpp=20&pos=19.
[14] [Электроный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Black-figured_hydria_with_scene_of_Herakles_wrestling_Triton,_Greek,_Athens,_related_to_the_Lysippides_Painter,_c._530-520_BC,_ceramic_-_Fitchburg_Art_Museum_-_DSC08663.JPG — фотография артефакта из Fitchburg Art Museum, Fitchburg, Massachusetts, USA.
[15] [Электронный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Chiusi_Painter#/media/File:Pittore_di_chiusi,_anfora_a_collo_distinto_con_thyasos,_eracle_e_triton,_525-500_ac._01.JPG — фотография артефакта из Museo Claudio Faina, Orvieto, Terni, Italia.
[16] [Электронный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Chiusi_Painter#/media/File:Pittore_di_chiusi,_anfora_a_collo_distinto_con_thyasos,_eracle_e_triton,_525-500_ac._02.JPG — фотография артефакта из Museo Claudio Faina, Orvieto, Terni, Italia.
[17] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=275694001&objectId=398753&partId=1.
[18] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=516916001&objectid=398831.
[19] [Электронный ресурс:] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/254879?sortBy=Relevance&ft=triton&offset=60&rpp=20&pos=80.
[20] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=367018001&objectId=398965&partId=1#more-views.
[21] [Электронный ресурс:] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/249066?sortBy=Relevance&ft=triton&offset=80&rpp=20&pos=82.
[22] [Электронный ресурс:] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/254551?sortBy=Relevance&ft=triton&offset=60&rpp=20&pos=61.
[23] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=275824001&objectId=398956&partId=1.
[24] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=523608001&objectId=398821&partId=1.
[25] [Электронный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Black_figure_amphora,_Heracles,_Triton,_500_BC,_AM_Syracuse,_121392.jpg — фото артефакта изArchaeological Museum of Syracuse.
[26] [Электронный ресурс:] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Arula_Herakles_Triton_Louvre_CA5956.jpg — фото артефакта из музея Лувр, Париж.
[27] Топоров В. Н. Авест. θrita, θraētaona, др.-инд. trita и др. и их индоевропейские истоки // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. — Т. 2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. — М.: Языки славянских культур, 2006. — С. 479–504; Топоров В. Н., Елизаренкова Т. Я. Трита в колодце: ведийский вариант архаичной схемы // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. — Т. 3: Индийские и иранские языки. Кн. 2. — М.: Языки славянских культур, 2010. — С. 168–171.
[28] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=6115001&objectId=399358&partId=1#more-views.
[29] Kuhn A. Ὠκεανός // Zeitschrift für vergleichende Sprachforschung herausgegeben von A. Kuhn. — Band IX. — Berlin: Ferd. Dümmler’s Verlagbuchhandlung, 1860. — S. 240; Janda M. Die Musik nach dem Chaos // Der Schöpfungsmythos der europäischen Vorzeit. — Innsbruck: Institut für Sprachwissenschaft der Universität Innsbruck, 2010, — P. 57 ff.
[30] [Электронный ресурс:] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=909709001&objectid=461907.
Материал опубликован как часть электронной монографии:
Семененко А. А. Очерки истории (пре)хараппского искусства Северо-Западного Индостана. — Т. III. — Воронеж: Электронная монография на правах рукописи, 2018. — 450 с. + 642 илл. — ISBN 978-5-9907439-6-0. — С. 211–213, 349–375.
Автор публикации — дипломированный историк со специализацией по кафедре археологии и истории Древнего Мира и степенью кандидата исторических наук А.А.Семененко, тема диссертации — «Изучение Ригведы в дореволюционной России (1830—1917 гг.)» (ВГУ, 2011).