Найти тему
Вестник Кавказа

Вспоминая Владимира Высоцкого: как снимали "Место встречи изменить нельзя"

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года, а 28 июля, ровно 44 года назад, состоялось прощание с ним в Театре на Таганке и похороны на Ваганьковском кладбище. Телефильму "Место встречи изменить нельзя" в этом году исполняется 45 лет, и роль Жеглова стала одной из последних в жизни актера.

В прошлом году в день памяти Высоцкого "Вестник Кавказа" рассказывал о том, как его поэтическое творчество связано с Ираном.

Как появилась идея фильма?

Пятисерийный телевизионный художественный фильм "Место встречи изменить нельзя" снят по мотивам романа Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия". Он был напечатан в 1975 году: сначала в нескольких номерах журнала "Смена" под названием "Место встречи изменить нельзя", а потом в Воениздате вышел полный текст романа под названием "Эра милосердия".

Есть две версии о том, как возникла идея экранизации. Аркадий Вайнер вспоминал, что после публикации книги они с братом подарили несколько экземпляров близким друзьям, среди которых был и Владимир Высоцкий. Прочитав роман, актер заявил авторам, что "Эра милосердия" — готовая основа для фильма и он хотел бы сыграть Жеглова. Другая версия у Станислава Говорухина: режиссер утверждал, что именно он посоветовал Высоцкому прочитать роман, в котором для него есть "прекрасная роль".

Как создавался сценарий?

"Эру милосердия" включили в план Одесской киностудии: сначала предполагалось, что работать над фильмом будет режиссер-постановщик этой киностудии Виллен Новак, потом появилась кандидатура Алексея Баталова, но оба они были заняты на других съемках. Говорухина предложил Высоцкий, братья Вайнеры согласились после личной встречи с ним: режиссер пообещал, что без их согласия ничего в сценарии менять не будет.

Сценарий Вайнеры писали в Переделкине, иногда к ним приезжал Высоцкий и предлагал свои варианты развития некоторых эпизодов. Менялось и название фильма: сначала — в производственном плане студии — "Эра милосердия", потом Говорухин предложил другое — "Черная кошка", но в киногруппе сочли название неподходящим — из-за налета мистики. В итоге на экраны картина вышла под названием "Место встречи изменить нельзя" — этот вариант, как мы помним, был и у первой журнальной публикации романа.

Сценарий на Одесской киностудии утвердили в июне 1977 года и направили на рассмотрение на Центральное телевидение. После его обсуждений в Одессе и Москве пришлось переписывать некоторые эпизоды. К примеру, в первоначальном варианте Варя Синичкина, любимая девушка Шарапова, погибала, но такой финал не понравился руководству Гостелерадио СССР, по заказу которого снимался фильм.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

По мнению председателя ведомства Сергея Лапина, известие о гибели девушки могло бы "омрачить настроение зрителей в начале очередной рабочей недели". Режиссерский сценарий с изменениями утвердили в декабре 1977 года, а через два месяца он был подписан в печать. При этом Вайнеры с правками, которые сделал Говорухин, не согласились, и возник конфликт — сценаристы даже попросили убрать их фамилию из титров, но потом передумали.

Как выбирали актеров на главные роли?

Хотя Высоцкий сразу "забронировал" для себя роль Жеглова, сценаристы обсуждали и других актеров: например, Сергея Шакурова и Николая Губенко. А Говорухин, стремясь утвердить именно Высоцкого, пошел на хитрость и приглашал на пробы более слабых актеров. Об этом, например, вспоминал Евгений Стежко, сыгравший в "Месте встречи…" лейтенанта Топоркова. Перед пробами на роль Жеглова режиссер его сразу предупредил: "Шансов у тебя никаких, это роль Высоцкого. Просто нужен конкурс".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В роли Шарапова Говорухин хотел снимать Николая Губенко, но против его кандидатуры был Высоцкий: он считал, что у них похожие типажи. Еще одним претендентом был Евгений Герасимов. Сценарий ему очень понравился, но актер уже дал согласие на съемки в другом фильме и поэтому отказался. Потом появился Владимир Конкин, который очень не понравился Вайнерам. По их мнению, актер совсем не походил на бывшего разведчика, десятки раз ходившего за линию фронта. Но потом они поняли, что эти возражения могут разрушить творческий настрой режиссера, и согласились с кандидатурой Конкина.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Уже во время съемок Говорухин вспомнил про Леонида Филатова. Это "был бы тот Шарапов, какого я хотел с самого начала — не уступающий Жеглову по силе, не пасующий перед ним", говорил режиссер.

Как и где проходили съемки?

Съемки начались 10 мая 1978 года, и Говорухина сразу ожидал неприятный сюрприз: Высоцкий попросил найти на роль Жеглова другого актера. Он объяснил, что съемки в многосерийном фильме отнимут у него слишком много времени и сил. Режиссер категорически отказался менять исполнителя и пообещал Высоцкому сделать удобный график, чтобы он мог совмещать съемки с гастролями, концертами и путешествиями. А в июне, когда Говорухин отправился на кинофестиваль в ГДР, Высоцкий временно заменил его на съемочной площадке. По свидетельствам очевидцев, работали они очень по-разному. У Говорухина съемки проходили неспешно, что-то он мог придумать прямо на площадке, а Высоцкий требовал, чтобы к началу смены все были полностью готовы к работе, задачи формулировал четко, репетиции проводил быстро и снимал, как правило, с одного-двух дублей. Самостоятельно он снял эпизоды, связанные с опознанием Фокса и допросом Груздева Шараповым, и сцену с участием погибшего оперативника Векшина. По мнению Говорухина, в некоторых из них была заметна "театральная режиссура". Однако в фильм вошли все эпизоды: "не было времени что-то переснимать, да и не было необходимости", объяснял режиссер.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

К началу съемок многие места в Москве, упоминавшиеся в романе и сценарии, очень изменились, поэтому каждый натурный эпизод приходилось долго предварительно подготавливать: художники убирали признаки нового времени, дорисовывали необходимую "старину". В "роли" отделения милиции, куда доставили задержанного Кирпича, выступил особняк на пересечении Садового кольца с Олимпийским проспектом, а рестораном "Астория" стал ресторан "Центральный" на улице Горького (нынешней Тверской). Некоторые московские объекты снимали в Одессе: например, проходные дворы, где происходит часть погони, ограбленный склад и бильярдную. А в павильонах Одесской киностудии были созданы декорации для съемок коммунальной квартиры, где жил Шарапов, подвала магазина, квартиры Ларисы Груздевой и кабинетов МУРа.

Премьера и стремительная популярность

Премьеру "Места встречи…" на Центральном телевидении приурочили ко Дню милиции, который отмечался 10 ноября, а фильм показывали с 11 по 15 ноября 1979 года. Картина моментально получила огромную популярность: про ее героев начали сочинять песни и анекдоты, а их реплики стали крылатыми выражениями, однако кинопремий у "Места встречи…" не было. Его создателям вручили почетные грамоты МВД СССР, а Высоцкий посмертно трижды получил награды за роль Жеглова: в 1981 году на IX Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Ереване — специальный диплом и приз жюри, в 1987-м — Государственную премию СССР и в 1998 году — премию МВД России в области культуры, литературы и искусства.

Лола Мусаева