При слове «диджей» сразу представляешь человека в наушниках, ловко управляющегося с музыкальной аппаратурой. Несмотря на то, что на смену дискам давно пришли цифровые носители, остались немногие, кто предпочитает в клубах крутить виниловые пластинки. Александр Андросов, более известный как DJ Ключ, рассказал, почему остался верен традициям.
С Александром мы познакомились на открытии нового бара у Верхнего парка. В честь этого события организовали вечеринку, куда его пригласили выступить с музыкальным сетом. Диджей приехал на мероприятие во всеоружии — взял с собой чемоданы с техникой, виниловые проигрыватели и целую тележку пластинок.
Необычное звучание в ретростиле сразу расположило к себе аудиторию и создало волшебную атмосферу. Александр виртуозно смешивал разные композиции, отточенными движениями настраивал скорость и ритм. Он ловко доставал пластинки, осматривал их, прикидывая, подойдёт ли мелодия, и продолжал свою электронную импровизацию. Ничего подобного мы никогда не видели и решили, что нужно непременно расспросить Александра Андросова о его увлечении.
— Винил для меня — не просто носитель информации, в нём есть своя философия, стиль. Все эти бороздки на пластинке, вибрации и лёгкие искажения при проигрывании создают ощущение, что музыка живёт здесь и сейчас. Таких эмоций не получишь от стерильной цифровой записи, — сказал он.
Дискотеки в пионерлагере
Александр заинтересовался музыкой ещё в детстве. Всё началось с танцев в пионерском лагере.
— За пультом стояли ребята постарше. Я постоянно тусовался с ними. Смотрел, как настраивают аппаратуру, выбирают музыку. В чём-то даже помогал. Очень хотел почувствовать свою причастность к организации дискотек, — вспомнил диджей.
В школе Александр помогал в проведении праздников, но уже задумывался о чём-то более масштабном. Электронная музыка становилась всё популярнее, и к 90-м в городе появилось множество тусовочных мест.
— Самые крутые вечеринки были во Дворце спорта «Звёздный». Их организовывала одна из популярных радиостанций, которая и познакомила моё поколение с модной зарубежной музыкой, — объяснил Александр. — Однажды меня пригласили помочь с проведением одного такого мероприятия. Хоть мне и доверили только колонки таскать и подключать аппаратуру, счастью не было предела.
Первый свой сет Александр сыграл в 1997 году. Музыку тогда воспроизводили с кассет, чуть позже появились мини-диски, которые в 2000-х сменили CD.
— Сначала выступал на дискотеках в ДК «Сокол», а когда разобрался и втянулся, стали приглашать в клубы, — сказал он.
Инопланетянин за микшером
Новый виток в восприятии музыки у Александра случился внезапно. Однажды в Липецк приехал DJ Сухов, имевший ошеломительную популярность в клубной среде.
— У меня будто всё внутри перевернулось, когда я увидел, как он «играет» на виниле. Сухов производил впечатление инопланетянина. Он показал такой уровень, о котором мы и не мечтали. Качество звука, композиции, подача — это был высший пилотаж. Тогда я твёрдо решил дальше развиваться именно в направлении винилового диджеинга, — сказал Александр.
К сожалению, на пути у него сразу встало несколько проблем. Пластинки и проигрыватели оказались чудовищно дорогими, а в Липецке и вовсе невозможно было найти ничего кроме советской фирмы «Мелодия». Мечту о виниле пришлось отложить в долгий ящик и продолжать играть в клубах на цифровом оборудовании.
— Через несколько лет перебрался в Москву. Старался развиваться в разных сферах. Пробовал себя в роли мужского парикмахера, занимался бодибилдингом и карате, хотел сниматься в кино. Появились первые деньги, которые я, конечно, потратил на оборудование и пластинки, а также прошёл обучение в школе диджеев, — объяснил он.
Хобби Александра оказалось очень востребованным. Московские фирмы модной одежды приглашали его на свои показы. Диджей не только организовывал музыкальное сопровождение, но и создавал нужный антураж за счёт работы с винилом.
— Удивить обычным микшерным пультом сегодня невозможно. А вот виниловые проигрыватели вызывают интерес. Тем более в среде, связанной со стилем и модой, — заметил диджей.
Гаечный или скрипичный?
Несколько лет назад Александр вернулся в родной город. Здесь устроился на частное производство — работает с деревом и металлом. Производит мебель, металлоконструкции, занимается сваркой сложного оборудования для зернохранилищ и фонтанов. Но своё хобби он не оставил. Такой необычный микс липчанин объясняет тем, что любит что-то создавать своими руками.
— Даже мой псевдоним, DJ Ключ, указывает на этот контраст. Ведь ключ может быть как гаечным, так и скрипичным, — заметил Александр.
Его нередко приглашают в воронежские и липецкие бары, ночные клубы.
— Удивляются, что я почти не готовлюсь к выступлению. Просто прикидываю количество пластинок на вечер, в зависимости от формата мероприятия, а всё остальное уже подбираю на слух. Ведь многое зависит от настроения зала, нельзя ко всему подготовиться заранее, — объяснил диджей.
На полуторачасовой сет требуется порядка 30 – 40 пластинок. Однако у Александра выступления могут продолжаться по 5 – 6 часов. Поэтому он берёт с собой солидную сумку с винилом.
— Собрать такую коллекцию очень непросто. Средняя цена пластинки колеблется от 3 до 5 тысяч рублей. Чтобы получить редкие экземпляры, приходится связываться с коллекционерами, выискивать нужное на интернет-барахолках. Например, недавно я потратил на пластинку почти 13 тысяч рублей. Это самый дорогой винил в моей коллекции, — рассказал он.
Но, несмотря на все сложности и затраты, Александр и не думает отказываться от необычного хобби. В своих пластинках он чувствует душу и уверен, что они позволяют услышать нечто большее, чем то, что заложено музыкантом.
Почему липецкий DJ отвергает «цифру» и играет только на виниле
28 июля 202428 июл 2024
25
4 мин
Взгляните на эти темы