Святая равноапостольная княгиня Ольга возглавила Древнерусское государство после гибели своего мужа князя Игоря Рюриковича в 945 г. и управляла им фактически до самой своей смерти в 969 г. Она по праву считается одним из самых известных и мудрых правителей Руси, а также является первой женщиной и первой христианкой на древнерусском престоле.
Однако о происхождении Ольги имеется довольно мало информации. Так самые старые летописи Лаврентьевская и Ипатьевская лишь скупо сообщают нам, что в 903 г. Олег привел возросшему Игорю жену. При этом в Ипатьевской летописи ее называют Ольгой, а вот в Лаврентьевской Еленой.
Ігореви възрастъшю .
и хожаше по Ѡлзѣ и слуш̑ше єго . и прививедоша И єму жену ѿ Плескова . именемь Ѡльгу
Игореви же възрастъшю . и хожаше по Ѡлзѣ и слоушаша єг̑ . и приведоша ємү женоу ѿ Пьскова. именемъ Ѡленү
Считается, что Елена, это крестильное имя княгини Ольги.
Подробнее об этом повествуют более поздние источники. Так в Архангелогородском летописце XVI в. сообщается, свадьба между Игорем и Ольгой состоялась в 912 г. (6420), когда ей было 10 лет. И уже в этом юном возрасте она отличалась красотой и мудростью. Правда дальше в этой летописи следуют нестыковки. Ниже летописец сообщает, что Игорь, погибший в 945 г., правил 34 года, а с Ольгой прожил 43. А это значит, что свадьба между ними должна была состояться не в 912 г., а в 902 г.
Но с датой рождения княгини Ольги, также как с датировками ее бракосочетания с Игорем и рождения сына Святослава, это отдельная история, требующая более тщательного изучению. В рамках же данной статьи нас больше интересует информация об этническом и социальном происхождении будущей русской княгини.
Простолюдинка из Пскова.
Пространная редакция Псковского жития княгини Ольги сообщает нам об этом следующую информацию:
Святая великая княгиня Олга родися в Плесковскои
стране, в веси, зовомыя Выбуто. Отца имеаше неверна сущи,
такоже и матерь некрещену от языка варяжеска и от рода
не от княжеска, ни от велмож, но от простых бяше человек.
О имени же отца и матере писание нигде же изъяви. Обра-
зом бяше святая тиха, и кротка, и любима ко всем, и мудра
зело. Посем князь рускии Игорь поня ю за ся за премногую
ея добродетель и добронравие
То есть, Ольга родилась в селе Выбуты, в Псковской земле в семье простолюдинов варяжского происхождения. Эту версию принимают большинство историков, но тем не менее, она вызывает большие сомнения. Крайне маловероятно, чтобы за князя - правителя государства сосватали девушку не знатного происхождения, да еще и проживающую в какой-то там деревне, фактически на окраине страны, за тысячи километров от столицы. Что в ней должно быть такого?
Видимо этим вопросом задавались не только современные исследователи, и авторы Жития. Поэтому в более поздней версии Жития княгини Ольги, помещенном в Степенную книгу уже имеется дополнение. В котором рассказывается, что Ольга работала паромщицей, а юный князь Игорь переправлялся через реку. Увидев красивую девушку, он воспылал к ней страстью и обратился с непристойными словами. Но Ольга, несмотря на свой юный возраст, мудрыми речами облагоразумила князя. И вот когда Игорю пришла пора жениться, он вдруг вспомнил об этой девушке и отправил за ней своего регента Олега.
Конечно же, данный рассказ является ничем иным, как более поздней вставкой, с единственной целью, объяснить интерес князя Игоря к девушке простолюдинке. Правда вопросов он вызывает больше, нежели дает ответов. Например, сколько лет было Ольге, что она работала паромщицей? Ряд историков усматривают в этой вставке параллели с легендой о князе Кие, основателе Киева, который также по одной из версий был паромщиком.
Существует и еще одна версия происхождения княгини Ольги, которой придерживаются историки Лихачева и Чуркина. Что Ольга могла быть незаконнорожденной дочерью самого Олега, поэтому и имя свое получила в честь отца. Олег мог выдать свою наложницу замуж за незнатного варяга и отправить их в село Выбуты. А когда пришло время, он сосватал свою дочь за Игоря.
К сожалению эта теория не имеет веских доказательств, но она все же способна пролить свет на интерес князя Игоря и его регента Олега к девушке простолюдинке из села на Псковщине.
Впрочем, подобные случаи в истории Руси тоже были. Так та же княгиня Ольга, узнав о беременности ключницы Малуши от ее сына Святослава, отправила ее рожать в село Будутино. После чего, ее сын Владимир был изъят и отправлен сначала в Киев под опеку своей бабки, а после ее смерти, посажен отцом наместником в Новгороде. А в последствии и вовсе стал киевским князем.
Болгарская царевна.
И вот мы подходим к самой интересной версии о происхождении княгини Ольги. Она описана в Новом Владимирском летописце:
Игорѧ жє ожєни [Ѻльгъ] въ Българѣхъ,
поѧтъ жє за нєго кнѧжну Ѻльгу
То есть Ольга могла быть болгарского происхождения и уроженкой города Плиска, который на старославянском пишется как Пльсковъ, Плисков. И его летописцы вполне могли перепутать с Псковым (Плесков).
Российский историк А.Л. Никитин, а также ряд болгарских ученых предполагают, что Ольга могла быть внучкой царя Бориса I (852-889 гг.), дочкой то ли его сына царя Владимира-Расате (889-893 гг.), либо же дочери Анны и боярина Сондока (Сурдика).
Большинство историков скептически относятся к этой версии. Хотя, если взять ее за основу, то она объясняет ряд событий произошедших позднее.
В 955 г. княгиня Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство. Византийский император Константин VII Багрянородный устроил в честь нее невероятно торжественный прием. Так княгиня была допущена во внутренние покои императрицы, куда вообще ре допускались иностранцы. Ей было разрешено сесть и беседовать с царственными особами. Кроме того, ее не заставляли совершать тройной проскинесис, посадили за императорский стол и одарили богатыми подарками.
К чему бы такое отношение к варварской княгине язычнице? И это при том, что Константин Багрянородный отличался тем, что очень ревностно соблюдал византийский дворцовый этикет.
Французский историк Жан-Пьер Арриньон считает, что Ольгу принимали на уровне так называемой опоясанной патрикии (патрикия зосте). Данный титул жаловался императорам в честь уважения женщинам принадлежавшим к византийской элите, входивших родственный круг императорской семьи и иногда иностранным принцессам.
Если предположить, что Ольга все же происходила из болгарского царского рода, а ныне правящий царь Болгарии Петр I (927-969 гг.), приходящийся ей двоюродным братом, был женат на Марии-Ирине, внучке императора Романа I Лакапина (920-944 гг.), то она сам как бы являлась Константину Багрянородному свойственницей. Отсюда и такой торжественный прием в ее честь.
Также болгарское происхождение Ольги объясняет такой интерес ее сына Святослава к Болгарии.
Не любо мне в Киеве
быть, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середи-
на земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой
земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Че-
хии и Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск,
мед и рабы
Не совсем понятно, почему князь Святослав из далекой Руси считает Болгарский город Переяславец на Дунае (вероятно это Преслав или же Преславец) центром земли своей. А вот если под это все подставить теорию о болгарском происхождении княгини Ольги, тогда все становится на свои места. Святослав по матери принадлежал к правящей на то время в Болгарии династии Крума и имел право также претендовать на престол в этом государстве.
И вот тут правда возникает еще один вопрос. Если княгиня Ольга происходила из царского болгарского рода, то она по идее, должна быть христианкой, а не язычницей. Так зачем же ей тогда в 955 г. понадобилось креститься в Константинополе?
Вопрос этот отпадает, если предположить, что Ольга все же являлась дочерью Владимира-Расате, который был ярым противником христианства и во время своего короткого правления с 889 по 893 гг., пытался снова вернуть Болгарию к языческим традициям.
Кстати, отсюда объясняется и выбор имени Святославом для своего младшего сына - Владимир. Святослав, который и сам был ярым язычником и противником христианства, мог назвать своего сына в честь деда.
К сожалению, теория о болгарском происхождении княгини Ольги не имеет 100% подтверждения, но все же имеет право на существование.