Вопреки распространенному мнению, кораллы не являются растениями и не белого цвета. Это два заблуждения, которые нужно развеять. Кораллы на самом деле — морские беспозвоночные, образующие колонии полипов и создающие симбиотические отношения с зооксантелловыми водорослями: водоросли обеспечивают энергию через фотосинтез и разноцветные пигменты, в то время как кораллы предоставляют убежище и питательные вещества.
Вместе эти организмы являются архитекторами моря, поддерживая четверть всех морских видов, покрывая менее 1% площади океана.
Но эти отношения хрупки. Когда кораллы долгое время подвергаются стрессу, они изгоняют водоросли из своих тканей, теряя свой основной источник энергии и питания, свои яркие цвета, и становятся более уязвимыми для смерти.
Вы, вероятно, видели изображения выбеленных кораллов. Они выглядят красиво, их белоснежный скелет виден сквозь полупрозрачную плоть. Но если приблизиться, становится ясно, что они больны, безжизненны и умирают. Кораллы чрезвычайно уязвимы к глобальному потеплению. Они могут выжить после отбеливания, если температура не слишком высокая или длительная. В противном случае экстремальные морские тепловые волны могут убить их мгновенно.
И каждый день, более года, глобальная средняя температура поверхности моря находится на рекордном сезонном уровне в данных, которые существуют с 1979 года. И эти исторические рекорды не просто немного превзойдены, они уничтожены.
Это привело к тому, что коралловые рифы приближаются к четвертому и худшему в истории массовому событию отбеливания.
Оглушительный сигнал бедствия
«С февраля 2023 года по апрель 2024 года значительное отбеливание кораллов было зафиксировано как в Северном, так и в Южном полушариях каждого крупного океанского бассейна», — сказал Дерек Манцелло, доктор философии, координатор NOAA Coral Reef Watch.
Глобальное событие отбеливания объявляется, когда как минимум 12% кораллов в каждом основном океанском бассейне испытывают экстремальный тепловой стресс в течение года. Сегодня тревожные 54% океанических вод, содержащих коралловые рифы, охвачены массовым отбеливанием в тропиках, Карибском бассейне, Бразилии, восточной тропической части Тихого океана, на больших территориях южной части Тихого океана, Красного моря, Персидского залива и залива Аден. Великий барьерный риф Австралии, мировой символ, переживает худшее массовое отбеливание за восемь лет, с 80% рифа, охваченного этим явлением, что значительно превышает предыдущий максимум в 60% в 2017 году.
Первое глобальное событие отбеливания в 1998 году привело к тому, что 20% кораллов рифов океана подверглись тепловому стрессу, достаточно высокому, чтобы вызвать отбеливание. В 2010 году эта цифра выросла до 35%, а в период с 2014 по 2017 годы — до тревожных 56%.
Манцелло предупреждает, что текущее событие отбеливания может превзойти катастрофический рекорд глобального отбеливания 2014–2017 годов. Почему? «Потому что процент рифовых районов, испытывающих тепловой стресс, вызванный отбеливанием, увеличивается примерно на 1% в неделю».
Корни отбеливания
Более 90% избыточного тепла, образующегося в результате антропогенного глобального потепления, поглощается нашими океанами. Это поглощение создает иллюзию, что изменение климата — медленный, управляемый процесс. Это не так. Наши океаны сейчас являются полем битвы для экстремальных температур, ежедневно устанавливая новые рекорды. И они не только нагреваются; они также кислотнее и теряют кислород, разрушая морские экосистемы. С 1971 по 2018 год океан поглотил ошеломляющие 396 зеттаджоулей тепла — это более 25 миллиардов атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. И этот темп увеличения тепла ускоряется.
Глобальная средняя температура поверхности моря обычно достигает пика в марте — в конце лета Южного полушария. Однако в прошлом году температура достигла рекордного уровня в августе и снова побила рекорд в этом году. У ученых есть теории, но нет уверенности в том, что происходит.
Один из вероятных виновников — Эль-Ниньо, естественный климатический феномен, возникающий в экваториальной части Тихого океана, который, как правило, повышает глобальную температуру и был значительным фактором в рекордном нагревании океана.
Текущее глобальное событие началось прошлым летом в северном полушарии. Первые тревожные звонки прозвучали с южного конца Флориды, когда чрезвычайно сильная и продолжительная тепловая волна привела к температуре моря, сравнимой с джакузи. Это быстрое повышение температуры вызвало острую тепловую реакцию у мягких кораллов, которые буквально распадались и превращали целые колонии в кладбища.
Эта смертельная комбинация затем переместилась в южное полушарие, приводя к тому, что 98,5% рифов Атлантики испытали тепловой стресс уровня отбеливания.
Затем это распространилось по всему миру.
Будущее: Ла-Нинья и устойчивость кораллов
NOAA прогнозирует прибытие Ла-Ниньи, прохладной противоположности Эль-Ниньо, в период с июня по август этого года, что дает «зерно надежды».
Но события отбеливания все равно происходили в годы Ла-Нинья.
«Я все больше обеспокоен летом 2024 года для Карибского бассейна и Флориды. Когда мы подходим к лету и сезону отбеливания для Флориды и Карибского бассейна, дополнительное сезонное потепление может легко превысить порог отбеливания. Суть в том, что по мере того, как коралловые рифы переживают все более частые и серьезные события отбеливания, время на их восстановление становится все короче и короче. Текущие климатические модели показывают, что каждый риф на планете Земля будет испытывать серьезное, ежегодное отбеливание в период с 2040 по 2050 год», — сказал Манцелло.
Межправительственная группа экспертов по изменению климата прогнозирует, что, если глобальное потепление превысит предел в 1,5°C, установленный Парижским соглашением по климату, 70–90% существующих рифов будут серьезно уменьшены или погибнут. Если мир достигнет потепления на 2°C, что ожидается к 2050 году при текущих темпах, почти 99% кораллов на Земле погибнут. И за последний год глобальные температуры были самыми высокими за всю историю наблюдений, на 1,58°C выше доиндустриального уровня (хотя это не будет считаться превышением, пока эта тенденция не сохранится в течение десяти лет).
Кораллы могут восстанавливаться после теплового стресса, но им требуется время — несколько лет, в идеале. Однако ослабленные кораллы подвержены болезням и могут легко погибнуть. Недавние исследования под руководством Дженнифер МакУортер из NOAA дают луч надежды. Они показывают, что кораллы, живущие в более прохладных, глубоких водах (на глубине 30–50 м) на Большом Барьерном рифе, могут пережить глобальное потепление до 3°C по сравнению с мелководными кораллами, по мере нагрева планеты.
Жестокая реальность заключается в том, что нам нужно принять, что рифы, какими мы их знаем, навсегда изменятся. Малые восстановительные проекты не смогут спасти кораллы по всему миру. Кораллы переходят от того, чтобы быть домами и строениями для морской жизни, к простым лесам.
Но кто хочет жить в лесах?
Единственный способ спасти коралловые рифы
Экономическая ценность здоровых коралловых рифов мира оценивается в 11 триллионов долларов ежегодно.
Они не только предоставляют процветающие экосистемы для дайверов и являются основой прибрежного рыболовства, но и защищают берега от некоторых из самых сильных последствий тропических штормов и ураганов.
«Во время больших штормов волны достигают 10 метров за пределами рифа, но кораллы разбивают волны, и они достигают берега только 3 метрами. Но этого барьера больше не существует», — сказала Бригитта ван Тюссенбрук, изучающая прибрежную экологию в Пуэрто-Морелосе, Мексика.
Болезни, загрязненный сток и водоросли саргассум — лишь некоторые из других угроз, с которыми они сталкиваются в дополнение к повышению температуры воды. И все же, несмотря на все это, мы продолжаем сжигать больше ископаемого топлива и увеличивать выбросы парниковых газов.
Я с тревогой наблюдаю за этим последним массовым отбеливанием кораллов. И через все это я не могу убрать из головы одну мысль: в 2020 году ископаемое топливо получило субсидию в размере 5,9 триллиона долларов, или 6,8% ВВП, с ожидаемым увеличением до 7,4% ВВП к 2025 году. Это 11 миллионов долларов в минуту. На каждый доллар, инвестированный в борьбу с изменением климата, по меньшей мере в пять раз больше тратится на субсидирование того, что нас убивает.
Хотя основные сообщения сосредоточены на возможных решениях, таких как «суперкораллы» или «криогенно замороженные рифы», которые могут лучше выдерживать увеличение тепла в океане, это лишь временные меры. Они важны, да, но только потому, что могут дать необходимое время для кораллов. Потому что лучший способ спасти рифы, вероятно, не в лаборатории.
Юлия Баум, морской эколог и биолог по охране окружающей среды из Университета Виктории, сказала прямо: «Единственное реальное решение для коралловых рифов сейчас — это быстрое прекращение использования ископаемого топлива».
Переход к возобновляемой энергии — наш лучший шанс на спасение коралловых рифов. И как жители Земли, посланники и часть коллективных усилий по созданию лучшего, устойчивого будущего, мы должны быть честными по этому поводу. Потому что это касается не только кораллов. Это касается нас, нашего будущего и будущего нашей планеты. Давайте будем ясными и уверенными в этом.
Когда кораллы умирают, морские существа, которые ориентируются с помощью коралловых звуков, могут с трудом найти дорогу домой. Услышим ли мы сигнал бедствия, который подают кораллы по всему миру, и найдем ли устойчивый путь вперед?