Термин «бизнес-аналитик», как правило, является общим названием должности в различных отраслях. Хотя должностные обязанности могут сильно различаться, эти аналитики обычно работают внутри бизнеса или организации, чтобы выявлять и внедрять улучшения, которые помогают компании достигать своих целей. Званием бизнес-аналитика могут обладать как начинающие специалисты, так и опытные профессионалы, и компенсация варьируется соответственно. В этой статье рассматриваются работа, зарплата и перспективы для бизнес-аналитиков.
Чем занимаются бизнес-аналитики?
Бизнес-анализ — это упорядоченный, структурированный и формальный подход к анализу бизнес-процессов, выявлению улучшений и внедрению изменений, чтобы компания могла эффективнее достигать своих целей. Он основан на фактах, цифрах и наблюдениях.
Функции бизнес-аналитиков могут быть разнообразными практически в любой отрасли. Например, системный аналитик — это бизнес-аналитик, который фокусируется на том, как наилучшим образом использовать технологии для решения проблем и улучшения результатов. Другие должности, на которых сотрудник выполняет бизнес-анализ, включают аналитика данных, поставщика решений, агента изменений, менеджера по требованиям, составителя спецификаций, исследователя, владельца продукта, менеджера продукта или консультанта по управлению.
Бизнес-аналитики могут заниматься обеспечением качества, сбором требований, документацией или поддержкой клиентов. Они также могут специализироваться на улучшении продаж, уделяя внимание предпродажной подготовке, обслуживанию клиентов, взаимоотношениям с клиентами и управлению счетами.
Бизнес-аналитики также могут быть сосредоточены на внутренних процессах организации и координации между различными отделами и заинтересованными сторонами.
Международный институт бизнес-анализа утверждает, что бизнес-аналитик работает над тем, чтобы «определить и сформулировать решения, которые максимизируют ценность, предоставляемую организацией своим заинтересованным сторонам». Бизнес-аналитики работают на всех уровнях организации и могут участвовать во всём: от определения стратегии до создания корпоративной архитектуры и вплоть до того, что берут на себя ведущую роль в определении целей и требований для программ и проектов или поддерживают постоянное улучшение технологий и процессов в компании.
Какими качествами должен обладать бизнес-аналитик?
Согласно основному руководству по работе бизнес-аналитика (BABOK), выделяют 6 основных групп компетенций:
Аналитическое мышление и решение проблем (Analytical Thinking and Problem Solving), что включает:
- Творческое мышление (Creative Thinking) для генерации новых идей и подходов, поиска альтернативных вариантов решения проблем и реализации возможностей.
- Принятие решений (Decision Making) – сбор и анализ информации о возможных решениях, сравнение альтернатив, поиск компромиссов и выбор варианта, наиболее выгодного для стейкхолдеров и предприятия в целом.
- Обучение (Learning) – способность быстро усваивать различные виды новой информации, изменять и адаптировать существующие знания к динамике развития окружающей среды.
- Решение проблем (Problem Solving) – определение проблемы и поиск ее корневых причин, разработка вариантов ее решения и выбор наилучшей альтернативы.
- Системное мышление (Systems Thinking) – взгляд на предприятие как на систему, из взаимосвязанных компонентов (люди, процессы, технологии и другие факторы), которые взаимодействуют друг с другом для достижения определенных результатов.
- Концептуальное мышление (Conceptual Thinking) для понимания связи между разрозненными элементами и поиска закономерностей с использованием опыта, знаний, творческих идей, интуиции и абстрактного мышления для генерации альтернатив, вариантов и новых идей.
- Визуальное мышление (Visual Thinking) — визуализация результатов анализа и предлагаемых решений в виде понятных и наглядных концепций, моделей, диаграмм, таблиц и прочих графических конструкций для сообщения стейкхолдерам.
Поведенческие характеристики (Behavioral Characteristics), которые позволяют бизнес-аналитику добиться доверия и уважения стейкхолдеров. В эту группу входят:
- Этика (Ethics), включая фокус на справедливости, внимательности и соответствии моральным нормам в отношениях со стейкхолдерами.
- Личная ответственность (Personal Accountability) – эффективное планирование работы по бизнес-анализу для достижения поставленных целей и задач, обеспечение качества поставляемых результатов ожиданиям и бизнес-потребностям, включая детальную проработку всех вопросов и дефектов для полного удовлетворения потребностей стейкхолдеров.
- Надежность (Trustworthiness) – доверие к аналитику со стороны стейкхолдеров и уверенность в том, что результаты его работы принесут пользу бизнесу.
- Организованность и тайм-менеджмент (Organization and Time Management) способность приоритизировать задачи и успешно выполнять их, а также эффективно распоряжаться временем.
- Адаптируемость (Adaptability) – способность быстро подстраиваться к изменениям рабочих условий, выбирая соответствующие техники, стили, методы и подходы, готовность взаимодействовать и выполнять задачи в соответствии с предпочтениями стейкхолдеров.
Знание бизнеса (Business Knowledge) для успешной работы в предметной области, отрасли, конкретной организации, решения и методологии, что включает:
- Понимание бизнеса (Business Acumen) – способность понимать потребности бизнеса, исходя из предыдущего опыта и знания фундаментальных бизнес-принципов и лучших практик
- Знание отрасли (Industry Knowledge) – понимание текущих тенденций, ситуации на рынке (расстановка сил, драйверы роста, поставщики, конкуренты, потребительские сегменты), ключевых процессов, услуг и продуктов, лучших практик, нормативно-правовых актов, а также прочих факторов, с которыми связана текущая и смежные отрасли.
- Знание организации (Organization Knowledge) — понимание структуры управления и бизнес-архитектуры предприятия, в т.ч. пути генерации прибыли, формальные и неформальные каналы коммуникации, а также внутренние политики, влияющие на принятие решений.
- Знание решения (Solution Knowledge) – понимание существующих структурных единиц, окружающих условий и технологий для определения наиболее эффективных способов реализации изменения от текущего состояния к будущему с целью удовлетворения бизнес-потребности.
- Знание методологий (Methodology Knowledge), которые определяют сроки, подходы, роли участников, приемлемый уровень риска и другие аспекты управления изменениями, что дает понимание контекста, зависимостей, возможностей и ограничений при разработке подхода к бизнес-анализу.
Коммуникативные навыки (Communication Skills) для эффективного обмена информацией со стейкхолдерами, куда входят:
- Вербальная коммуникация (Verbal Communication) – произносимые слова и тон голоса для выражения информации бизнес-анализа, идей, понятий, фактов и мнений.
- Невербальная коммуникация (Non-Verbal Communication) – обмен сигналами в виде движений, поз, мимики, жестов, зрительного контакта и прочих проявления так называемого «языка тела».
- Письменная коммуникация (Written Communication) с использованием текста, символов, формальных и неформальных моделей, рисунков для сообщения и предоставления информации. Сюда входят широкий словарный запас, грамотность и знание терминов, понятных аудитории.
- Cлушание (Listening) – понимание слов в контексте сообщаемой информации, включая активное слушание в виде обобщения и повторения сказанного другими словами, чтобы удостовериться в единстве обсуждаемых понятий.
Навыки взаимодействия (Interaction Skills) — умение бизнес-аналитика выстраивать продуктивные отношения, сотрудничать и общаться с разными людьми. Сюда входят:
- Модерирование или Фасилитация (Facilitation) – умение нейтрально вести групповую дискуссию так, чтобы каждый участник мог высказать свою точку зрения на обсуждаемую тему.
- Лидерство и влияние (Leadership and Influencing), чтобы мотивировать людей на совместную работу для достижения общих целей.
- Командная работа (Teamwork), чтобы продуктивно взаимодействовать со стейкхолдерами и членами команды, эффективно разрешая конфликты и увеличивая уровень доверия между людьми.
- Ведение переговоров и разрешение конфликтов (Negotiation and Conflict Resolution) — посредничество в обсуждениях между участниками, чтобы помочь им признать наличие разных точек зрения на обсуждаемый предмет, разрешить разногласия и прийти к выводам, с которыми согласны все стейкхолдеры.
- Обучение (Teaching) – побуждение стейкхолдеров к получению новых знаний и навыков, необходимых для более эффективного взаимодействия в рамках работ по бизнес-анализу. Например, объяснение смысла и основных приемов конкретных техник и подходов бизнес-анализа, чтобы стейкхолдеры понимали, зачем это нужно и имели ясную интерпретацию полученной информации.
Инструменты и технологии (Tools and Technology) – методологические подходы и программные приложения для поддержки коммуникаций и взаимодействия, создания и поддержания требований, моделирования понятий, отслеживания проблем и повышения общей производительности труда. Сюда входят следующие инструменты и технологии:
- офисной продуктивности (Office Productivity Tools and Technology) – текстовые редакторы, электронные таблицы, средства создания презентаций, электронная почта и мессенджеры, системы взаимодействия и управления знаниями, а также прочее программное и аппаратное обеспечение для документирования и отслеживания информации и артефактов.
- бизнес-анализа (Business Analysis Tools and Technology) – методологии и программные средства для моделирования, документирования и управления результатами бизнес-анализа, таких как модели бизнес-процессов, диаграммы для разработки программного обеспечения, прототипы интерфейсов, требования, риски и пр.
- коммуникации (Communication Tools and Technology) — голосовая связь, мгновенные сообщения, онлайн-чаты, электронная почта, блоги, видеоконференции, электронные доски и календари, Wiki, онлайн средства для мозгового штурма, электронное голосование и принятие решений, системы совместного доступа к документам, средства обмена идеями и прочие коммуникационные инструменты для планирования и совместного выполнения задач.
Образование и карьерный путь бизнес-аналитика
Обычно, чтобы найти работу бизнес-аналитиком, требуется степень бакалавра или выше. Возможные специальности включают финансы, технологии, менеджмент и бухгалтерский учёт. Из-за большого количества необходимых навыков большинство должностей бизнес-аналитиков недоступны для недавних выпускников колледжей. Большинство бизнес-аналитиков получают свою первую должность после нескольких лет работы на смежных позициях, таких как аналитик данных, функциональный аналитик, системный аналитик, аналитик бизнес-требований или финансовый аналитик.
Карьерный путь бизнес-аналитика может включать в себя становление старшим бизнес-аналитиком, специалистом по бизнес-анализу в определённых областях (таких как 1С, Agile или ScrumMaster), бизнес-менеджером, бизнес-архитектором. Другие опытные бизнес-аналитики становятся независимыми консультантами, беря задания на фрилансе.
Бизнес-аналитики могут работать практически в любой отрасли, но больше всего вакансий — в сфере ИТ и управленческих консалтинговых компаниях. Также бизнес-аналитиков нанимают в бухгалтерии, инвестиционном банкинге, финансах и маркетинговых исследованиях.
Зарплата бизнес-аналитика в 2024
Из-за того, что в разных компаниях в должность бизнес-аналитика вкладывают разные обязанности, то и уровень дохода на этой должности может весьма разнится в зависимости от того, что предстоит делать на рабочем месте.
Также важно учесть, что к роли бизнес-аналитика вполне применимы грейды, и рынок труда в РФ спокойно с ними работает.
По результатам исследований, за первую половину 2024 года зарплаты в Санкт-Петербурге и Москве в роли бизнес-аналитика распределяются следующим образом:
- Lead - 294 тыс. руб.
- Senior - 228 тыс. руб.
- Middle - 162 тыс. руб.
- Junior - 88 тыс. руб.
- Intern - 60тыс. руб.
Средняя же зарплата по рынку составляет 147 тыс. руб.
В следующих публикациях я расскажу, как хорошо подготовиться к собеседованию и что важно знать для трудоустройства хотя бы на позицию middle.