Одни из моих читателей в комментарии к этой публикации изложил следующую позицию:
…но если честно то уставы устарели.
…сам факт того что данные уставы это детище прошлого века говорит о том что они устарели.
Для понимания надо брать за основу удачные штурмы и анализировать их.
…тот же опыт с мотоциклами.
всё сводиться к тому что тактика быстрого перемещения до линии обороны противника более эфективная.
может пора признаться, что эпоха танков прошла?
Про «новизну» штурмов и малых пехотных групп изложил ещё год назад в этих публикациях
Думаю, что многие видели советские фильмы про ВОВ и в кадрах немцев с пулемётами на мотоциклах, а ещё и на велосипедах.
Что же касается БЛА, то авиамодельные кружки 60-х годов прошлого века - свидетельство тому, что идея БЛА не ноу-хау наших дней.
Вот и оказывается, что если тщательно посмотреть в военно-историческое и научно-техническое прошлое, то все принципиальные основы новизны дня сегодняшнего - это «детище прошлого века», приспособленное к современным техническим, технологическим и научным возможностям, а сам-то «велосипед» давно изобретён. И оценить это, как нечто устаревшее, было бы в корне не верно.
Конкретно про уставы, инструкции излагал здесь
Повторяться не стану, кому интересно могут ознакомиться.
Касательно же общего обозначенного вопроса об изменения продемонстрированных нынешней войной, читал одно интересное большое интервью генерала армии, бывшего начальника Генштаба (2004–2008) Юрия Балуевского. Его текст воспроизвожу фрагментарно ниже.
СВО показала несостоятельность многих прогнозов развития военного дела и потребовала переоценки роли и места разных видов оружия…
Налицо ренессанс пехотного боя, к которому после Второй мировой войны армии ведущих стран мира не готовили ни своих солдат, ни своих офицеров.
…новый облик войны…противоречит прежним представлениям. Его основные признаки — высокая рассредоточенность и низкая плотность войск, резко возросшие возможности разведки и высокоточного поражения целей в реальном масштабе времени.
Любое сосредоточение войск становится немедленным объектом поражения. Более невозможны скрытная концентрация сил и внезапный манёвр. Невозможно, как хотя бы пару десятилетий назад, скрытно накопить на узком участке фронта пару сотен танков и тысяч двадцать солдат для прорыва. Не удастся…скрыть их передвижение в прифронтовой полосе.
Что касается пилотируемой боевой авиации, то, по мнению Балуевского, в ходе нынешнего вооружённого конфликта она на всех направлениях вчистую проигрывает ПВО.
…не только лишилась способности массово действовать над территорией противника, но и над своей территорией вынуждены летать и базироваться с опаской.
Некто Сергей Ищенко из «Свободной прессы» рецензирует интервью генерала и вторит ему:
…артиллерия в ходе СВО фронтовыми обстоятельствами снова вознесена на пьедестал "бога войны". Едва ли не определяющим фактором любого боя и даже операции становится количество выпущенных противоборствующими сторонами снарядов. Наконец, стремительно и безоговорочно воздушное пространство завоевала беспилотная авиация. Небо заполонили тучи микроаппаратов — коптеров, fpv-дронов, охотящихся чуть ли не за каждым пехотинцем. Беспилотная революция обеспечила небывалую прозрачность поля боя и начала теснить артиллерию даже в контрбатарейной борьбе.
Танки теперь на Украине никто и не думает применять массированно. Хотя бы в составе батальона или полка.
…сегодня любой танк в битве на территории этой…бывшей советской республики превращён в обычное средство поддержки пехоты. Вроде обычной и менее защищённой бронёй самоходной артиллерийской установки.
Коли всё, чему до сих пор учат в наших училищах и академиях - это вчерашний день, следует…провести ревизию в военно-научных библиотеках. И безжалостно выкинуть из них всё устаревшее. Вроде книг про разработанную ещё в СССР теорию стратегических наступательных операций.
Для тех, кто не в курсе: это когда фронтам назначали полосы наступления шириной 200−300 км. В полосе каждого фронта намечался один или несколько участков прорыва общей протяжённостью не более 50 км, на которых развёртывались сильные ударные группировки наземных войск и авиации. Армиям первого эшелона нарезались полосы наступления шириной 40−50 км и более, участки прорыва шириной до 20 км и ставились боевые задачи на глубину до 200 км. Так вот, боевые действия на Украине уже камня на камне не оставили от этой теории.
Просто жесть какая-то. )))
Известный блогер Максим Калашников насчёт авиации вступает в жесткий спор с Балуевским и Ищенко, выступая со здравой мыслью, что новейший авиакомплекс с устаревшим оружием, а также в отсутствие концепции и выучки лётчиков в преодолении системы ПВО противника - это истинная проблема ВКС России на начало нынешней войны, минимизирующая роль авиации.
В качестве эффективности американской доктрины «воздушно-наземной операции», разработанной в 1982 году, Калашников приводит примеры боеаых действий в Югославии, в Ираке, в Ливии, где натовская авиация успешно решала вопрос противостояния с ПВО неприятеля.
Вот такой клубочек. Стоит его разобрать «по полочкам», но об этом в другой публикации. Данная статья и так длинная.))