«Первый канал» показал сериал Ольги Субботиной «Два берега». Семейная сага – издавна любимый зрителями жанр, а тут ещё присутствуют явные отсылки к двум популярным телевизионным многосерийкам советского времени – «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Эти фильмы в своё время были сняты по одноимённым романам Анатолия Иванова. Есть у писателя ещё относительно небольшая повесть «Вражда», как раз о двух семьях. Думаю, что её драматические коллизии тоже нашли отражение в новом сериале.
Семьи Ермаковых и Сколчиных живут в большом уральском селе. Само время, точнее бурная история XX века развела их по разные стороны баррикад. Но жизнь распорядилась так, что всё же тесно переплелись судьбы Ермаковых и Сколчиных…
Хочу сказать, что у меня к сериалу сложилось очень неоднозначное отношение. С одной стороны, есть здесь весьма существенные минусы, с другой – присутствует значимый для меня, как для зрителя, плюс. Но обо всём по порядку.
Сначала скажу о минусах. Первый и самый большой среди них – отсутствие настоящей атмосферы времени. Здесь её нет совсем, особенно в начале фильма. От этого «всё какое-то неправдоподобное, декоративное», как в плохом телеспектакле. В фильме о прошлом значимость атмосферы нельзя переоценить. Вот если спросить многочисленных поклонников культовой картины Говорухина: «Чем так цепляет «Место встречи»?», вспомнят ли о подлинной атмосфере Москвы 1946 года? А ведь она составляет половину успеха фильма. Я сейчас не преувеличиваю.
Второй весьма существенный минус – небрежность в деталях. Очень много халтуры. Приведу несколько примеров. Флаг над сельсоветом должен быть один, и он должен развеваться по ветру, а не висеть, как тряпка. Так, как показано в фильме, у нас флаги не вывешивали.
Белые халаты на доярках в хрущёвское время – это нонсенс. Рабочие халаты на доярках были синего цвета. Обстановка избы в семидесятые годы не должна быть аскетичной, как предвоенная. Особенно в колхозе, претендующем на звание миллионера. Знают ли вообще создатели фильма, как в СССР жили люди в колхозах-миллионерах?
Третий минус. Речь героев абсолютно не деревенская. Одна зрительница написала, что перед войной в деревне вообще не употребляли слово «папа». Я сразу вспомнила, как мама говорила, что у них главу большой семьи звали тятей, тятенькой. Нельзя экономить на консультантах, когда снимаешь картину о прошлом.
Четвёртый минус. Почему колхозники не работают? Жизнь в сельской местности – это прежде всего труд, особенно летом в страду, с раннего утра и до вечера.
Пятый минус. Безобразный грим, который заметили буквально все зрители. «Герои выглядели, как постаревшие мальчики и девочки из “Cказки о потерянном времени”».
Ну а где же тогда плюсы? Плюсы у меня очень субъективные. Понравилось, как Сергей Горобченко сыграл роль председателя колхоза Захара Ермакова.
Неплох был младший Сколчин (С. Мухин), рано вставший на криминальный путь.
Но больше всех мне понравился Роман Курцын в роли Назара Сколчина и Аглая Шиловская в роли Ирины Ермаковой. Сейчас молодые актёры совсем не умеют показать настоящую любовь. В фильме «Два берега» я её увидела. Назар очень любит свою жену Варю (Е. Аросьева), хотя она вышла за него не по своей воле. Назар даже бил её плетью, потом правда сильно каялся. Когда он сказал: «Я обрублю себе руки, которые тебя били», это прозвучал достоверно и сильно.
Но ещё больше меня впечатлила героиня Аглаи Шиловской – своей беззаветной любовью к чужому мужу. Ирина до потери сознания любит Назара, и Аглая Шиловская сумела эту любовь показать. Сильно она меня за живое задела, я даже решила сделать небольшое лирическое отступление о любви.
Печальных песен о любви куда больше, чем весёлых. Всё потому, что любовь часто связана с печалью. Но иногда в шуточной песне о любви сказано даже точнее. Помните, в «Двенадцати стульях» Марка Захарова: «Когда любовь сама собой идёт, не спрашивая нас». Она вот именно, не спрашивая, определяет для тебя человека. И чаще всего этот человек оказывается неподходящим. Он не совпадает с тобой. Несовпадение может быть существенным очень. Оно может выявиться быстро или проявиться позже, но это уже ничего не меняет. Любовь уже распорядилась тобой, ты втрескалась в неподходящего человека по самые уши и даже осознала сей факт, но как это произошло – понять не можешь. Вот как раз героине Аглаи Шиловской очень не повезло влюбиться в Назара – вся жизнь под откос скатилась.
Для полноценной семейной саги, растянутой во времени, Ольга Субботина – режиссёр слабый. Сериал в дополнение ко всем недостаткам ещё оказался перегружен. Мистическая линия с ожерельем черемисов, на мой взгляд, добавлена зря. Хотели подогреть интерес зрителей, но утяжелили картину. Вот что написал Дмитрий Ратов, кинокритик пятого уровня: «Вообще, фильм нужно было назвать не так, а что-то типа “Проклятье ожерелья”. Сказочное число смертей. Из-за этих смертей я уже с половины сериала просматривал его, а не смотрел. И ещё больше негодовал о новых смертях. Что нам в итоге говорит сериал? Какова главная мысль? И она такова: не воруйте украшений с молитвенников».
На самом деле главная идея сериала другая, она прозвучала в последней серии. Из-за множества событий, из-за перегруженности фильма этот момент не выглядел кульминационным. Варвара, говоря про новый мост, соединивший два берега, сказала, что люди, бывшие раньше антагонистами, должны объединиться, это был призыв к примирению. Жаль, что он прозвучал в таком слабом фильме.
Сериалу «Два берега» я могу поставить лишь 5 баллов из десяти, и то с большой натяжкой. Сами решайте, смотреть вам его или нет.