Не успели мы прийти в себя после странной экранной версии «Мастера и Маргариты» и уже совсем никчемного «Онегина» , как нам подкидывают новость: в России снимают сериал под названием… «Война и мир». И не только сериал, но и фильм-эпопею. С ума сойти! Авторами этих версий станут – Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян, который и превратил пушкинский шедевр в почти пародию на какой-нибудь КВН.
Я, конечно, понимаю, что надо создавать новую мифологию, основанную на литературе, которую не одно поколение россиян «проходило» и проходит в школе. Но зачем, скажите, нам множить кино, которое потом ничего, кроме чувства отвращения и досады, не вызовет. Молодежь и так не ходит в кино на отечественные фильмы, а уж на экранизации классики и подавно.
С талантливой сноровистостью представителя армянской культурной диаспоры на российской бюджетной ниве все уже ясно и вряд ли требует дополнительных комментариев. Ясно, например, что Наташу Ростову сыграет его нынешняя супруга Елизавета Моряк. Когда-то она на экране представала в образе экскортницы и женщины с низкой социальной ответственностью. Нынче ей «Грозит» - один из ярчайших женских образов нашей культуры. А сынок Сарика обязательно мелькнет в кадре в роли Пети Ростова. Совсем иное дело обстоит с мастером губить хорошие книги форматами сериалов, с господином Урсуляком. У меня возникает в последнее время горячее желание разобраться с его «талантом» по гамбургскому счету.
Когда-то он снимал яркие и оригинальные фильмы, и ему даже удалось сделать вполне приличный ретросериал «Ликвидация». Но когда дело дошло до литературы, большой и качественной, то последовали провалы, один за другим. Перечень сериальных позорищ Сергея Владимировича известен – «Тихий Дон» (М. Шолохов), «Ненастье» (А. Иванов), «Жизнь и судьба» (В. Гроссман) и, как венец творческой самонадеянности – «Одесский пароход» (М. Жванецкий). То, что выдавалось его продюсерами и телепокровителями за новый взгляд на литературную классику, на самом деле оказалось свидетельством его неумения увидеть в экранизируемых текстах главное и найти этому главному адекватное экранное воплощение. Нужны ли здесь какие-либо комментарии? Даже подумать страшно: ЧТО может в результате потуг товарища Урсуляка получится. Представляю, что, видимо, роль Наташи Ростовой сыграет одна из его талантливых дочерей. А роль Элен Безуховой отойдет супруге режиссера. Кастинг в последних экранных «виршах» С.В. Урсуляка едва ли не самое слабое место в художественном решении фильма. Посмотрите «Праведник» и вы согласитесь со мною. В этом растянутом и нудном киноплаче о судьбе бедного еврейского народа отсутствует самое важное – ощущение исторического контекста.
Шутки шутками, но, как мне кажется, нас ждет такая ситуация, к которой словосочетание «испанский стыд» уже никак нельзя будет применить. Осталось только делать ставки на то, кто первым выпустит свою экранную версию «Войны и мира». В этом «мире голого чистогана» нет ничего невозможного. Ведь хватило же совести у Первого канала снимать новую версию (!) сериала «Противостояние», будто бы в насмешку сделали продюсеры подарок к юбилею Семена Арановича. Так и хочется спросить нашего министра культуры: «Вы за что зарплату из бюджета получаете? Неужели за то, чтобы опускать подобные безобразия?! И допускать нецелевое использование средств и никем не контролируемое издевательство над русской классикой». Ольга Борисовна, дайте ответ! Не дает ответа…И потому все ждут телесериал Урсуляка на канале «Россия-1». А он ведь мастер на все руки и пока снимает что-то вроде музыкального фильма «Ничего не бойся, я с тобой». Вот этого, как раз и надо боятся: Урсуляк с нами и с русской классикой.
Молчание министра Любимовой весьма выразительно в контексте складывающейся скандальной ситуации с двумя попытками экранизации «Войны и мира». Наверное, поэтому «талантливый» и «умный» сын армянского народа и соответствующих анекдотов от армянского радио имел наглость разразится следующими словами. «Книга, изменившая мир! — написал в соцсетях Сарик. — Что должен снимать режиссер после успеха «Онегина»? Конечно «Войну и мир»! Большое кино, соответствующее великой книге! Приступаем в следующем году! Пожелайте нам удачи!».
Видимо, скромность – не самое очевидное душевное качество скромняги-режиссера, которому что про маньяка фильм снимать, что творить тупую комедию со своим соотечественником в главной роли. А желать удачи ни тому, ни другому не хочется…Поживем – посмотрим: можно ли будет обойтись при оценке такого кино только одним словом «ужас!». Или все-таки придется произносить заветное слово трижды: «ужас, ужас, ужас!».
Владимир Бессер