Найти тему
Symple psychology | Нарциссы

Сепарация от родителей по настоящему. Что это такое на самом деле. Часть 1

Общее значение сепарации – это стремление к отдельности, обособление. Сепарация начинается с момента, когда ребенок рождается.

ДЖ. Боулби: сепарация - психологическое и физическое отделение ребенка от родителя в целях изучения им окружающего мира.

М. Малер: главное достижение сепарации – формирование целостного и стабильного образа себя и такого же стабильного образа матери, отличного от своего.

Что такое сепарация на самом деле?

Сепарация - процесс обоюдный: так же как ребенок учится обходится без родителя, родитель должен отпустить ребенка.

➔ Есть только ―мы, никаких ―я, собственных желаний

➔ Куда двое – туда и третий

➔ Мы – единое целое, Мы – семья

Слияние позволяет достроить целостность за счет родителей, детей, партнеров, за счет тотального погружения в процессы работы, творчества или зависимости.

Слияние и сепарация - два неразделимых полюса, определяющие нормы и границы психологических привязанностей.

Мифы про сепарацию:

Миф 1. Сепарация требует прекращения близких отношений с родными.

Миф 2. Различия, проявившиеся в результате сепарации, неизбежно разрушат отношения с близкими.

Миф 3. Для сепарации достаточно съехать от родителей.

Миф 4. В результате сепарации родители становятся больше не нужны.

Миф 5. В результате сепарации уйдут не только обиды, но и тепло, любовь,

забота.

Миф 6. Чем раньше (позже) начать сепарацию, тем проще и безболезненней

она пройдет.

Миф 7. Если человек имеет потребность в отношениях и привязанности, он не прошел сепарацию.

-2

Этапы сепарации:

1 этап. 1-й год жизни ребенка. Физическая сепарация: первые самостоятельные шаги, движения (дотянуться, доползти, дойти до чего-либо).

Препятствие сепарации - родители не поддерживают стремление ребенка к самостоятельности и продолжают все делать за него.

2 этап. Кризис 3-х лет. Ребенок начинает осознавать себя как личность. Проверяет, на что он способен сам, без мамы. Ребенок начинает осознавать: «Я и мама – это разные люди».

Препятствия сепарации:

● «Ты еще маленький! Давай, я это сделаю»

● «Видишь — у тебя не получается! Я сейчас покажу, как надо»

● «Так, как я, будет быстрее»

3 этап. Подростковый возраст. Самоидентификация. Подросток в большей мере ориентируется на сверстников. Обесценивание родителей: ребенок начинает замечать то, на что раньше не обращал внимания. Конфликты.

Препятствие сепарации - подавление родителями подросткового бунта.

4 этап. Возраст 17-19 лет. Вступление во взрослую самостоятельную жизнь. Сепарация произошла, когда ребенок отделяется психологически от собственной семьи, начинает опираться на свои представления о жизни, начинает распоряжаться тем, как дальше обустраивать свою жизнь.

Как понять что сепарация не прошла?

Если этого слияния не было, если ребенок не чувствовал материнскую любовь, то этот ребенок будет находиться рядом с мамой до тех пор, пока он эту любовь от нее не получит. Или пока не поймет, что его могут не любить.

Война за признание самостоятельности. Для ребенка важно его признание, признание его значимости, признание его успехов, признание того, что он с родителями на равных. Очень важно уважение взглядов и решений ребенка.

Главная задача – знать, что с тобой считаются. Если признания от родителей не было, то ребенок будет находиться рядом с родителями до тех пор, пока он это признание не получит. Он сам будет не готов уйти от родителей, потому что ему нужно, чтобы родители признали его значимость.

Отношения двух взрослых людей (вне зависимости от того, кто кому «мать», а кто кому «сын»). Это способность вывести отношения с позиции «родитель – ребенок», на позицию «взрослый – взрослый», когда родители воспринимают, как взрослого человека.

Как ребенок, так и родитель, могут сопротивляться переходу отношений в эту стадию. Застревание на этой стадии - либо смена ролей (попытки опекать своих родителей), либо застревание в детской позиции.

Буду рада вашим комментариям )