Найти в Дзене

Инта – Москва. Какие разные вагончики!

Когда я начинал свою поездную эпопею… А, собственно, когда я её начинал? С самого рождения? Да нет, немного раньше. Тут я всегда вспоминаю фразу из самого начала «Капитанской дочки»: «Матушка ещё была мною брюхата, как я уже был записан в Семеновский полк сержантом…». А я первый раз ехал в поезде ещё в материнской утробе. Та поездка тоже запомнилась (родителям, конечно, не мне) забавным эпизодом. Мама сильно захотела пить, а в доступности ничего не было, кроме бутылки холодного пива. Мама свято соблюдала все рекомендации врачей, в том числе антиалкогольные, но всё же не устояла и сделала один-два жадных глотка. Потом долго испытывала угрызения совести, страхи, что эта преступная слабость отразится на будущем её сыночка. И вот, о, ужас, года через два в очень схожей ситуации, в поезде, сидящий у неё на коленях горластый малыш (думаю, не надо уточнять, что это был я) внезапно захотел пить и потянулся ручонками к стоящей на столе бутылке пива. «Это нельзя, это пиво! Сейчас водички дадим» - вскричала мама. Но слово «пиво» или его соблазнительный вид мне, очевидно, понравились, и все попытки подмены я отвергал оглушительным ревом. Наконец, нашли выход: тайно разбавили в моей бутылочке с соской немного яблочного сока в воде и выдали мне фейковую информацию, что это и есть пиво. Я выпил, успокоился, но некоторое время после этого громко требовал «сосу пия», т.е. подать мне соску с пивом! Бедная мамочка решила, что тем самым давним непростительным поступком породила во мне пагубные наклонности. К счастью, «сосу пия» я скоро забыл, пагубные наклонности больше не проявлял.

Так вот, когда я начинал, сталкивался с вагонами только трех типов: «плацкартные», «купейные» и «мягкие». Были и «общие», в качестве которых использовались плацкартные. О сидячих, где стояли мягкие самолетные сидения, я тогда не слышал. То же самое – не слышал и о «СВ» с двухместными купе. Гораздо позже познакомился с теми и другими. 

-2

-3

Итак, купейные, самые желанные. Чемоданы под полки рассовываются, сумочки и пакеты расставляются, постели заправляются хрустящими простынями, пассажиры по очереди переодеваются. И, наконец, после недолгой послепосадочной суеты, в вагоне воцаряется уют. А теперь… хочешь ты есть и пить, не хочешь, какая разница? Начать поездку в поезде и не сесть за столик, не выпить принесённый проводником чай из стаканов с подстаканниками, не пошуршать пакетами с домашней едой? Да вы что, в самом деле?!

-4

Вообще, люди испытывают какую-то неосознанную потребность в наличии и исполнении множества ритуалов. Некоторые сложились уже давно, другие возникают время от времени. Их исполнение дает людям ощущение какой-то прочности, правильности бытия. Неисполнение – наоборот, ощущение неуверенности, незавершенности чего-то нужного. Хороший пример здесь – пассажиры поезда. Именно такая ритуальность позволила Ильфу и Петрову вывести их из числа «нормальных людей» и обозначить, как особую категорию. «Нормальные люди по ночам не едят. Но пассажиры едят и ночью». Жители Печоры, которые садятся в наш поезд в четыре утра, рассказывали мне как-то, что частенько, заняв целиком купе, даже будучи незнакомы друг с другом, тут же накрывают на стол (повторяю – в четыре утра!). Тайком от проводника извлекается бутылочка, первый тост провозглашается за родной город. От вокзала до моста через реку Печору путь неблизкий. За великую северную реку поднимается вторая. Дальше – не знаю. Спать, наверное, укладываются – ведь это же просто ритуал, а не пьянка. 

-5

Плацкартные вагоны. Подешевле, чего уж тут… Комфорта, уюта конечно поменьше. Но излишние стенания по этому поводу тоже смешат и раздражают: «Ужас! Нюхать чужие носки… Дошираки…» Очевидно, наша «новая аристократия» уверена, что пассажиры купейных вагонов заведомо поблагородней, почище «плацкартников» будут. Увы – заблуждение. Мой немалый опыт подсказывает, что нарваться на обладателя пахучих носков или на пьяненького, ни на минуту не закрывающего рот болтуна в купе и плацкарте примерно одинаковы. При этом в замкнутом объёме купе ваши страдания могут ещё и преумножиться.

-6

По поводу уровня публики в зависимости от класса вагона – ещё интересный опыт. Как-то уговорили разориться на СВ, попутчиком оказался солидный мужчина (ещё бы, не на каком-то плацкарте едем).

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Сошёл он раньше, вскоре я обнаружил пропажу книги «Москва и москвичи» Гиляровского. Книгу, кстати, до сих пор так и не дочитал, но это ладно. Зато подтвердилась мысль о более высоком культурном уровне пассажиров СВ – другой бы спер не книгу, а ботинки или брюки. Правда, у меня пока ничего и в плацкартах не пропадало. Тьфу, тьфу. 

А по поводу новых двухэтажных вагонов – люблю в них ездить, но ещё больше обожаю читать отзывы.

-8

Это песня! Дружная братия из команды «Фсё плохо!» (наверняка знаете такую) выбрала очередную мишень для своего «Ужас, ужас, ужас!» «Проехал одну ночь до Костромы… больше никогда в жизни!».

Немало отзывов прочтя, так и не понял причину ужаса. Кто-то не смог удобно разместиться из-за малых размеров… Странно, по-моему в размеры купе и полок такие же, что и в отсеке обычного плацкарта. Над верхней полкой потолок действительно ниже, но это всё! Все остальные удобства в полном порядке, а цена пока пониже, чем в обычном купейном (что лично для меня небезразлично). Да ещё одну подленькую подтасовку встретил: «Безобразие, пассажиров в два раза больше, на те же два туалета…».

Врешь, ТРИ туалета рядом, и очередь в них не наблюдал НИ РАЗУ! Опять та же знакомая песня – «Всё плохо!». 

Совсем интересно – часто встречаю описания под примерно таким заголовком: «Ездила в … в двухэтажном вагоне. Почему я больше в нём никогда не поеду». Следует описание, где упоминаются некоторые преимущества этого вагона. А вот из недостатков… не назван ни один! Видно, придумать не удалось, а сказать что-то хорошее про что-то нынешнее, не заклеймить – что вы, как можно! Нерукопожатным станешь. Как это всё знакомо! А вам?