–А это почем? Да вы что?! Сами ешьте, а я дальше пройду! Совести у вас не осталось... Я же работаю в поте лица, да мне скидки надо делать вполовину, не меньше! А вы...
–Так и мы работаем: вот, морковка своя, помидорчики – собственная теплица... И полив нужен, и удобрения... Жадничать-то не надо!
–Я жадничаю, что ли? Я экономная! Знаем мы таких: небось, в магазине купила, а теперь втридорога перепродаешь...
Для Тамары Викторовны существовал только один идеал: она сама. А как иначе? Она и трудится за всех, и выполняет все лучше остальных. А потому наваливают на нее все мыслимые и немыслимые задания, вместо того, чтобы поощрять и поощрять.
–Ну да, – картинно закатывала глаза женщина, жалуясь знакомым и родне на свою непростую жизнь, – Кто везет... Нет, чтобы предложили подешевле или даром отдали. Им чего стоит-то! Нет же: так и норовят выгоду для себя получить. А мне экономить на себе приходится, чтобы выжить!
Постоянные сетования не несправедливость мира вообще и в отношении одного конкретного человека свое действие возымели. Только совершенно иное, не то, на которое рассчитывала жалобщица.
Если раньше овощи и фрукты с дачных участков родственники для заготовок Тамаре предлагали бесплатно, то после высказываний о выгоде и совершенно неродственном отношении разводили руками:
–Самим мало: неурожай. Уж извини, о себе думать тоже надо, дети ведь, им витамины необходимы...
Попариться в деревенской баньке Тамара Викторовна ох, как любила. И была же такая банька, как раз у ее родственников, точнее у двоюродного брата и его семьи. И как же нравилось родственнице набиваться на приглашения: и в гостях побывает, и вкусностей немало получит, и удовольствия с пользой море.
Да только и эти о выгоде вдруг вспомнили: не зовут, словно и нет у них в родне человека, которому необходимо помогать да содействовать. И Тамара решила:
–Раз не зовут, буду сама приезжать. Не выгонят же они меня, в самом-то деле? Сэкономлю по-любому.
Как задумала – так и сделала. И совершено не волновало незваную гостью ни то, что у хозяев могли быть свои планы на этот день, ни то, что вообще-то принято предупреждать о подобных визитах. Ей надо – и все!
Но и на такие действия нашлось противодействие. Родственники также сменили стратегию. Приехала Тамара в гости, как у нее принято, без приглашения и предупреждения, – а хозяев-то и нет.
Женщина не на шутку рассердилась: как же так? Но все же великодушно сделала поправку на невоспитанность родни: мало ли, что там могло приключиться... Но повторилась ситуация и во второй раз, и в третий. Но родственница не унывала, а упорно приезжала, решив взять неприступную крепость измором. И повод так действовать был: больше родственников у брата, кроме Тамары, и не оставалось. Но даже тот, уж на что человеком был радушным и хлебосольным, уставать начал от назойливой гостьи.
К тому же негатив из Тамары не сочился, а просто хлестал могучим водопадом. Как только начинала выкладывать новости – то и дело выдавала нелицеприятные характеристики всем, с кем ей пришлось общаться.
О жадности же супер экономной дамы в родне и не только, ходили анекдоты. Даже ради мелочи готова была женщина ехать за тридевять земель, лишь бы даром получить пусть и совершенно ненужную ей вещь. Так и ездила не раз и не два в район из центра города, потратив на бензин денег в три раза больше, чем на приобретение той самой вещи в магазине.
И вот в один прекрасный момент Тамара вдруг решила: хватит покупать втридорога на рынке овощи и фрукты:
–Торговцы стыд совсем потеряли. Подумать только: за морковку просят столько, что морковь золотой становится!
–Тома, так это рынок, чистое все, свое... В магазине бери, если не нравится.
–А ты чего? Из защищаешь, что ли? Не ожидала от тебя! Коля, а ты чего молчишь? Твоя жена-то, слышишь, торгашей защищает! Или сама решила приторговывать? А я мешаю, значит? Ну конечно, на мне же не наживешься: родня, что люди подумают, правда? А знаете, что, дорогие мои? Не приеду я к вам больше! Оставайтесь одни. А я... А я себе дачу покупаю! Вот.
Новость о том, что Тамара купила участок сенсацией не стала. Родственники удивились лишь тому, что женщина решила затеять строительство капитального дома, а не времянку поставить.
А за советом обратиться все же к родне пришлось: от скандалистки муж давно ушел, а в садоводстве и, тем более, строительстве суперэкономная женщина совершенно не разбиралась. Без мужской консультации поддержки никак. Только и тут Тамара осталась верна себе. Приехав для разговора про стройку в гости, она уставилась на перегной:
–Где брали? Мне тоже надо! Почем покупали?
–Да какие деньги, Том? Сами делаем, это же просто...
–Аааа... Это дело другое! тогда мне мешка три не дадите? Такую уж землю плохую всучили, просто ужaс какой-то... Ничего там не взойдет, уже вижу прямо, одни траты. А перегнойчик тут в самый раз будет, да и деньги не надо платить. А я сейчас на мели...
Разумеется, отказывать гостье к такой мелочи хозяева не стали. Довольная удачной поездкой? Тамара с огромной радостью повезла на участок к себе мешки, не задумываясь, сколько потратила на перевозку приобретения бензина. А затем начались ежедневные прозвоны по теме стоимости той либо иной работы.
Вконец доведенный постоянными просьбами и требованиями брат не выдержал:
–Тома, может, тебе строителей хороших найти, а? У меня есть ребята подходящие. Как раз согласятся у тебя поработать: только начинают свое дело. Сам помогать тоже буду.
Тамара даже не поверила в свою удачу: мало того, что Николай давно уже в строительстве работает, опыт имеет немалый, так и экономия какая получается... Это же праздник какой-то!
Но умная женщина сразу поняла: точно, какую-то выгоду почуял. Ну не может человек просто так предлагать помощь от чистого сердца. На ней, на родне сэкономить решил. Вот ведь жук! Едва начали обговаривать стоимость работ, Тамара так и вскинулась:
–Обмануть меня хотел, братец? Не выйдет. Я-то думала, что ты мне по-родственному, даром все сделаешь. А ты вон как... Платить, говоришь надо? Еще чего!
Николай лишь руками развел: такой объем работа один он и выполнять бы не взялся, а уж просить совершенно посторонних людей работать просто так... Нет уж, хочет дармовой работы – пусть сама ищет простаков. И Тамара занялась поисками. Не слышно о родственнице было целых полгода.
Грешным делом, брат с семьей тихо радовались: наконец-то никто не стенает, не поносит почем свет окружающих и не требует отдать то либо другое. А Тамара, решив, что вполне уже наказала неблагодарных родственников игнорированием, великодушно решила простить неразумных. И возобновить общение решила со звонка Николаю:
–Я тут решила, что мне участок побольше нужен.
–Докупать будешь?
–Еще чего. Я прихвачу от соседей немного. Им и так хватает, не засаживают ничем, травой одной. А мне для дела надо. Туи посажу в ряд. Как раз для них место.
–Немного это cколько?
–Да отодвину границу участка, на метр... И не заметит никто.
–Тамара, не чуди! Это верные неприятности. Нужны они тебе? Проблем наживешь – а потом и вернуть все обратно потребовать могут. Между прочим, за твой же счет!
–Ой, да ладно, я поговорила со знающими людьми. Ничего не будет, если делать все с умом.
–Я тебя предупредил.
Но совет родственница слушать не стала. При постройке дачного дома женщина вышла за границы участка, как и планировала. Однако нанятой бригаде пришлось заплатить вполовину больше, чем просил брат. Но об этом родня узнала далеко не сразу. Да и то новостью Тамара поделилась лишь по случаю. Николаю суперэкономная родственница позвонила, чтобы пожаловаться на несправедливость:
–Ты подумай, эти крохоборы требуют, чтобы я участок их освободила! Обнаглели до того, что дачу сносить велят. Близко, мол, построила, а еще на их землю залезла. Вот злыдни!
–А я что тебе говорил?
-Так ладно бы только они! Мне от администрации иск пришел: якобы я часть земли для будущей трассы захватила самовольно... Николай, я требую, чтобы ты разобрался с ними и решил проблему. У тебя же связи!
Однако, помогать, к огромному разочарованию, родственник отказался наотрез. Николай напомнил, что предупреждал Тамару о последствиях. Так что теперь придется ей, как самой предприимчивой, собственными силами урегулировать вопрос.
В итоге дом пришлось перестраивать целиком. А средств Тамара Викторовна потратила гораздо больше, чем планировала. Но выводы женщина сделала, как всегда, верные: виноваты во всем плохой родственник, недобросовестные строители и жадные госслужащие. Ну не она же, в самом-то деле!