В Новокузнецке выбирают район города, где можно будет установить памятник Сталину. Глава города Сергей Кузнецов поручил градостроителям и руководителям районов согласовать этот проект, который бы напоминал об историческом прошлом города:
«Как никак у нас Кузнецкий металлургический комбинат имени Сталин всегда был, у нас город назывался Сталинск».
Еще одна илюстрация к тому, что сталинской тема в России опять весьма популярна. В разных городах появляются памятники Сталину, автобусы с его портретами. Церемониал поклонения стали выносить и на природу – коммунисты назвали это возрождением маевок.
Массовости этому движению, правда, не хватало, и сторонники Сталина, наверное, мечтали, чтобы их было так же много, как китайцев. Вот те действительно устраивали настоящие демонстрации в честь Сталина, в разгар дружбы между Москвой и Пекином.
Зато в российских городах коммунисты стали носить иконы со Сталиным в виде святого. А еще Сталин – герой множество мемов, более или менее смешных. Вот, например, такой - генералиссимус сравнивается с Санта Клаусом.
А многим понравился еще такой мем:
Другие окучивают тему Сталина, не позволяя себе подобных вольностей и улыбок – у них все очень серьезно. Сталина хвалят коммунисты, составители школьных учебников и литераторы. Особенно старается Александр Проханов, который смело соединяет сталинизм с православием:
"Душа русского человека христианка, но народ – сталинист”.
У Проханова Сталин - и гений всех времен и народов, и даже демиург. В современной России смело соединяют символы царской эпохи и СССР, и торжествующая эклектика – повсюду.
Современные понятия перемешиваются с лозунгами сталинской эпохи, и порой можно наблюдать просто удивительные картины. В разных городах появляются памятники последним русскому царю Николаю II, убитому коммунистами - и тут же рядом появляются памятники главному коммунистическому вождю Сталину.
Сталиным, впрочем, дело не ограничивается. Например, коммунисты давно уже мечтали о победном возвращении в центр Москвы Дзержинского - и добиваются восстановления его памятника на Лубянке. КПРФ даже как-то провела магический обряд возвращения - на несколько часов на Лубянке был установлен карликовый Дзержинский из папье-маше.
Вернуть его на Лубянку постоянно пока не получилось, но зато выпустили медаль. На медали - профиль основателя ВЧК и надпись - чтобы ни у кого не было сомнений о преемственности - “100 лет ВЧК – НКВД – КГБ – ФСБ”.
И снова - смелое смешение смволов. На одной из таких юбилейных медалей - Дзержинский, а рядом - двуглавый орел, против которого он боролся всю жизнь.
Все это разительно отличается от от того, что было после распада СССР, от первых лет существования новой России. Тогда с улиц и площадей убирали многочисленные памятники советским вождям. Коммунисты называют это одним из главных надругательств над советскими символами, и их наиболее яркие жалобы напоминают трагедии Сенеки:
“Из бронзы золотистой и из мрамора, –
Они лежат, руками черни сброшены”…
Но, возможно, в Госдуме придумают что-нибудь такое, чтобы возвращать памятники на старые места - в порядке восстановления исторической памяти и корректного отношения к советской символике. Историю депутаты, как известно, вообще очень любят. И следы этой любви – повсюду - например, инициатива по изменению цветов российского флага или проверка законности присоединения к США Аляски.
И вспоминаются многочисленные призывы депутатов наказывать за искажение символов эпохи СССР, вводить новые законы, запрещающие подобные вольности. Подобные призывы заставляют опасаться за московских студентов - за их неофициальный гимн, в котором по-своему осмысливается советский серп и молот на высотном здании МГУ:
“Серп наш и молот не забывай:
От лекций коси и на все забивай”.
Возможно, хранители советских традиций могут счесть неуместными и фотографии, которые появились в СМИ, когда президент Боливии с гордостью вручал Папе Римскому распятие, изготовленное боливийскими мастерами.
У них получился удивительный гибрид - распятие, прибитое к серпу и молоту.