В российском прокате «Кентавр» — амбициозный триллер с Юрой Борисовым и Анастасией Талызиной, сыгравших таксиста и пассажирку, которых ждет кошмарная ночь на дорогах Москвы. Это благородная попытка снять в пределах МКАД остросюжетное кино по международным стандартам — с сильными эмоциями, социальным подтекстом и броским киноязыком.
Продюсер Илья Найшуллер и режиссер Кирилл Кемниц обещали доставить зрителя туда, куда он привык ездить в основном на американских и азиатских машинах. Кинокритик Егор Москвитин считает, что в конце фильма зритель туда действительно доберется — но скорее «экономом», чем с комфортом. И с парочкой досадных поворотов не туда.
Как это часто бывает в фильмах про машины и дороги (вроде «Соучастника» с Томом Крузом и Джейми Фоксом), «Кентавр» начинается со встречи двух одиночеств. Девушка Лиза (Анастасия Талызина) должна за ночь посетить несколько мест — и ее яркий макияж и короткое платье моментально становятся для зрителя проверкой на предрассудки. А молчаливый водитель Саша (Юра Борисов) охотно составит ей компанию — то ли потому, что ему не спится по ночам, то ли потому, что при дневном свете красавицы вроде Лизы парней вроде Саши не замечают. В первой же сцене фильм намекнет, что поездка будет опасной: в Москве убита девушка, подозреваемый — ночной бомбила. А появление в титрах Григория Верника, Сергея Гилева и даже театральной богини Ксении Кутеповой даст понять, что «Кентавр» — не камерный триллер. И Саша и Лиза проведут эту ночь не вдвоем.
Экипаж «Кентавра» — люди, давно и в целом успешно делающие в российском кино работу, которой брезгуют другие. Вместо того чтобы самовыражаться в авторском кино или запускать в космос национальные блокбастеры, Илья Найшуллер пытается наладить производство качественного жанрового мейнстрима — станового хребта любой самодостаточной киноиндустрии. В прошлом году Найшуллер-продюсер выпустил детективный триллер «Казнь» и комедийный роман воспитания «Молодой человек».
Первый скорее не получился, чем получился, — но запомнился попыткой играть по правилам корейского «Воспоминания об убийстве» и американского «Настоящего детектива». Второй удался — и стал редким примером «санденсовского» романа воспитания в России. А еще годом раньше Найшуллер-режиссер снял в Америке яростный боевик «Никто» с Бобом Оденкерком, к которому вообще нет никаких вопросов. Кроме одного-единственного: ну когда же так будет в России?