Краткая аннотация
«Глебу шестнадцать, он отличник и спортсмен из благополучной семьи, и его беспокоят разве что звуки.
Иногда слишком громкие, буквально болезненные.
Врачи не предлагают никаких ясных решений и не могут найти явных причин.
Как справиться с шумом внутри?
А с шумом вокруг, из-за которого чувствуешь тотальное одиночество?»
Почему интересно читать
Потому что эта не вполне обычная по стилю книга приглашает оглянуться в наше недалекое прошлое и попробовать отрефлексировать непростые события двадцатых годов двадцать первого века.
Особенно близка эта история будет сегодняшним двадцатилетним, но и для аудитории плюс-минус пять лет книга тоже будет интересна, так как на ее основе можно обсудить множество актуальных тем и вопросов. Непростых, для многих болезненных, затолканных в дальние уголки подсознания, но нуждающихся в психологической проработке.
Возможно, именно эта книга для кого-то станет первой ступенькой на пути к себе…
Какие идеи, темы и вопросы можно обсудить при чтении
Первая тема – «Ревущие двадцатые».
Нам, как современникам, сложно оценивать время, в котором живем: иногда мы не видим всей картины происходящего, не знаем или не учитываем все события и причинно-следственные связи. Что-то кажется неважным, от чего-то мы отмахиваемся, а на что-то, наоборот, обращаем преувеличенное внимание.
В романе делается попытка не оценить, а именно собрать воедино пространственно-временной паззл из событий и идей начала недавнего прошлого. Конечно, в этой истории есть люди, персонажи и главный герой, а еще автор, который запросто может заехать за главным героем, чтобы подбросить его к следующему месту действия.
Глеб – главный герой этой истории – проживает свое последнее школьное лето, в котором многое случается впервые. Первая любовь и первая работа, первые потери и первое осознание того, что совсем скоро (а может быть прямо сейчас?) ты можешь решать что-то для себя по-взрослому, и про себя ты тоже начинаешь многое понимать (хорошее и не очень).
Какими были 2020 – 2022 для Глеба, главного героя этого произведения, и как можно охарактеризовать эти изменения? А для вас? Что вы поняли для себя и про себя за эти два года?
Вторая тема – «Слушать и Слышать».
Название романа очень «говорящее», так и просится к обсуждению.
Звуки, музыка, шум и слова, которые слышат или не слышат персонажи романа. Есть те, которые слышат, но не всё слушают. Тех, кто вслушивается, меньше. И совсем мало тех, кто по-настоящему слышит. Большинство слышат только «вшш-пшш» и белый шум.
Поэтому так важно найти тех, кто тебя по-настоящему слышит и понимает, тех, для кого ты – живой человек, а не инструмент или «деталька механизма, которая работала на общую картину». Вспомним ближе к финалу произведения сцену разговора, в котором Глеб как раз говорит Ане о том, что в последнее время он сам как инструмент, на что девушка ему отвечает:
«Мы все инструменты. Кто не слуги – те рабы, как говорится. Вопрос, чему служить. Должен быть у каждого выбор, каким богам. В этом суть.»
Вопрос «На чьей ты стороне» или «Каким богам служишь» постоянно возникает на страницах книги. И ответ на этот вопрос очень важен для идентификации «свой – чужой». Родители Глеба, Глеб и его друг Володя, Глеб и Аня…
Вернемся к теме служения. В романе это одна из ярких тем: служение и служба, служение как призвание. Глеб с детства мечтал стать воином:
«Глеб с упоением читал о войнах, еще с детства. И в идеальном мире он бы хотел стать воином. Но не солдатом. Сражаться ради себя, ради трофеев. Как Алекс. Но служить, размышлял теперь, не Аресу. Афине.»
И читаем далее:
«Он скачал «Бусидо», после того как отец показал ему Джармушевского «Пса-призрака», и продолжал воображать себя то крестоносцем, то снова самураем, испытывая одновременно и тоску, и облегчение, и странную растерянность от того, что никем подобным не станет. Бороться будет в лучшем случае за столом переговоров в посольстве. В худшем – как все, сидеть в офисе с «Экселем», зарабатывая простатит к сорока годам.»
А как найти свое профессиональное призвание?
Например, у Нади все сложно, так как родители совсем не одобряют её выбор:
«Мои опять гонят. Узнали, что я хочу в Академию водного транспорта. Батек перестал давать карманные деньги и каждый вечер покупает себе пиво – по пять бутылок светлого нефильтрованного.»
Для Глеба, казалось бы, вопрос решенный: он планирует поступить в МГИМО, у него есть четкая цель. Но это только в начале романа, а в финале он думает:
«Нужно посмотреть, какие есть курсы для звукорежиссеров. Вот чем бы всерьез заняться, конечно. Музыкой, пластинками. К черту это МГИМО.»
Аня тоже больше не мечтает о дизайне – она планирует поступать на финансовый…
Как, по вашему мнению, молодому человеку можно взаимодействовать с родителями, если их представления о будущей профессии и образу жизни не совпадают? И более общий и главный вопрос: как быть услышанным самому и как дать шанс быть услышанным другому человеку?
Третья тема – «Что хотел сказать автор?».
Роман необычный по стилю, так как автор здесь является полноправным персонажем истории. К нему может прийти в гости главный герой, автор сам приезжает к Глебу в Германию и чуть позже общается с Надей. Есть ощущение, что для автора это очень личная история или, по крайней мере, автор сильно неравнодушен к своим персонажам.
Здесь интересно порассуждать (лучше всего, конечно, с самим автором J), чем эта история стала для него. В романе даже есть отдельная глава, которая так и называется «Что хотел сказать автор». В этой главе есть любопытное замечание:
«Я хотел написать о примирении, но, похоже, о примирении говорить и поздно, и рано. Я должен был написать повесть в категории янг-эдалт, но история Глеба полна неканоничных для жанра ситуаций и моментов.»
Каждый читатель сам для себя отвечает на вопрос «Про что была эта книга?».
Про что это книга была именно для вас?
Для кого произведение
Для молодежной аудитории. Книга имеет возрастной маркер 18+ и содержит нецензурную брань.