19 июля Александру Ширвиндту исполнилось бы 90, если бы сердце культового актёра не остановилось прошедшой весной. Эта беседа записана в августе 2017 года и в номере «толстушки» (еженедельное приложение к «Вечерней Москве»), что вышел на днях, опубликованы фрагменты; то, что не было ранее обнародовано, предлагаю сегодня. Перед тем эфиром нами была выпита бутылка тёплой водки, поэтому разговор вольный получился.
Евгений Додолев: Что вы считаете у вас есть общего, действительно, помимо фамилии?
Александр Ширвиндт: У нас общее - жена и его мама.
Евгений Додолев: Принимается.
Александр Ширвиндт: Это общее. У нас общее: у меня внуки – его дети. Его внуки – мои правнуки. Масса общего.
Евгений Додолев: А воспитание?
Александр Ширвиндт: Я занимался скрипкой. Это мука была страшная. 5,5 лет я учился в музыкальной школе. До этого же я дома пиликал, в сортир прятался.
Евгений Додолев: Михаил, а вас не мучили?
Михаил Ширвиндт: Меня мучили. Я играл на пианино.
Александр Ширвиндт: Аэлита Лазаревна… или её ещё тогда не было?
Михаил Ширвиндт: Да нет. Я играл «Погиб наш юный барабанщик, он песню весёлую пел». Примерно вот так. На шестом году этой песни пришла эта самая тетка, и говорит: «Вы знаете, в прошлый раз на пианино оставила 10 рублей, они там лежали». Я сказал: «Это я взял». Я не брал, я взял напраслину, но я настолько ее ненавидел. Получил, естественно, огромный скандал, но она больше не пришла. На этом закончились мои музыкальные…
Александр Ширвиндт: Сколько тебе было лет?
Михаил Ширвиндт: Семь.
Александр Ширвиндт: Архимузыкальная семья. Его дедушка замечательный скрипач. Я уникальный скрипач…
Михаил Ширвиндт: Я бы точку поставил на дедушке.
Александр Ширвиндт: Я замечательный скрипач. Спой что-нибудь, чтобы доказать я не вру. Например, «Боже, царя храни» можешь?
Михаил Ширвиндт: Сейчас это не политкорректно.
Александр Ширвиндт: Почему?
Евгений Додолев: И сидя нельзя. Мы сразу должны будем все встать.
Михаил Ширвиндт: Я думаю, что есть в архиве, где ты играешь на скрипке, чтобы это все развенчать раз и навсегда.
Евгений Додолев: Я читал книгу, папа = «*******» (это слово не могу здесь воспроизвести: в эфире федерального канала прозвучало, но у Дзена фильтры пожёстче – Е.Д.). Он про себя пишет это слово.
Михаил Ширвиндт: Человек, который накалывает полутухлые кучкой шпроты на вилку, это потом уже ни одна изжога не справится с этими шпротами.
Александр Ширвиндт: Вы заметили, что на этот понос я не реагирую совершенно. Я спокойно ем.
Михаил Ширвиндт: У меня кафе. У него общая стена с театром, в котором папа работал много-много лет – Театр на Малой Бронной.
Александр Ширвиндт: Вот так вот я питаюсь.
Евгений Додолев: Я не вижу на столе любимого ингредиента отца – чеснока.
Александр Ширвиндт: Ты пришёл сюда гадости говорить?
Евгений Додолев: Я хочу какую-нибудь эмоцию получить.
Михаил Ширвиндт: Папа очень любит чеснок, но декларирует, что он его не ест. Когда он где-то в кафе, он говорит: «Так, тут есть чеснок?» Наивные официанты говорят: «Да, немножко есть. – Это я не буду». Когда он спрашивает у внучки или у жены, есть ли там чеснок, они говорят: «Да что ты?!»
Александр Ширвиндт: Жена – это твоя мама.
Михаил Ширвиндт: И ест его в промышленных количествах. Мы не можем столько съесть чеснока, сколько любит есть папа.
Александр Ширвиндт: Теперь рассказываю правду. Была война, чтобы вы знали, Великая Отечественная Война. Нас, такую шпану, когда он начал петь… Основная еда была – очень тоненький, совсем черный-черный хлеб, намазанный очень тоненьким слоем сала и на нем, как шайбы, были нарезаны чесночинки. И мы это полтора года круглые сутки ели.
Евгений Додолев: Очень вкусно. Без водки всё это?
Александр Ширвиндт: Мне было пять лет.
Михаил Ширвиндт: Он не умел тогда доставать водку, не знал, где.
Александр Ширвиндт: Нет, я просто скромно пил тогда. И с тех пор я возненавидел этот продукт. То, что я его обожаю, это домыслы врагов.
Евгений Додолев: Я помню, мне Карцев рассказывал, что его однажды Райкин отправил со сцены, но не во время спектакля, а во время репетиции, потому что он накануне чесночком…
Михаил Ширвиндт: Я же работал даже в театре. Успел с Аркадием Исааковичем поработать. Он, действительно, чеснок не выносил.
Евгений Додолев: Он просто сказал, что когда проветрится. Я знаю, что у вас тоже были такие эпизоды.
Александр Ширвиндт: Мои все замечательные партнерши, Люсенька Гурченко покойная, да и здешние (речь о Театре Сатиры – Е.Д.), они все обожают чеснок, я вам скажу. Если, не дай бог, что-то такое лирическое играть, и не дай бог целоваться. Но самое страшное, они ели чеснок, в это время вспоминали, что вечером у них со мной спектакль, и начинали судорожно её чем-то заедать, какими-то спреями. Это ещё страшнее.
Евгений Додолев: Коктейль получался.
Александр Ширвиндт: Это что-то страшное, какой-то Дюшес с чесноком. Ужас. Любочка Полищук тоже обожала чеснок. Леночка Васильева, Алёночка Яковлева, они все чесночницы, но знают, что это чревато. Особенно когда начальник. Если пахнет чесноком от бабы – увольнение. От мужика водкой, а от бабы чесноком.
Евгений Додолев: От мужика водкой нельзя? Это что-то странное.
Александр Ширвиндт: На сцене не хотелось бы.
++++++++
При жизни актёр называл театр «сферой обслуживания», гордился преподавательской деятельностью и шутил, что доживет до 117 лет. После его смерти я прочитал:
Долго болел, умер в больнице, но как-то так получилось, что за его здоровьем не следила вся страна, как это часто бывает с народными любимцами. При своей бешеной популярности, при своей вездесущести, востребованности он загадочным образом оставался скромным человеком. Он был искренно уверен, что его болезни — это проблемы только его самого и его семьи. Оказывается, бывает и такое.
Испортить репутацию боялся куда больше, чем гнева начальства. Так и ушел, не испортив. И если вдуматься, то именно это, а даже не его несомненный талант, делало его таким привлекательным.
Свою карьеру в театре и кино Александр Ширвиндт начал в 1956 году. Снялся в более чем 50 художественных фильмах, играл в театрах Ленком, Московском драмтеатре на Малой Бронной и Московском академическом театре сатиры. Помимо актерской карьеры, Ширвиндт был известен своими режиссерскими и сценарными работами в театре.
Александр Ширвиндт известен по ролям в фильмах "Ирония судьбы или с Легким паром!", "Трое в лодке, не считая собаки", "Зимний вечер в Гаграх", "Принцесса цирка", "Вокзал для двоих". За свою кинокарьеру он исполнил всего лишь одну главную роль – мошенника Леонидо Папагатто в комедии "Миллион в брачной корзине".
Помимо работ в театре и кино, Ширвиндт был ведущим многих советских телепередач, таких как "Утренняя почта", "Голубой огонек", "Театральная гостиная".
В 2000 году Ширвиндт стал художественным руководителем Московского академического театра сатиры, а в 2021 году его единогласно избрали президентом Театра сатиры.
В бытность художественным руководителем Московского академического театра сатиры Ширвиндт неоднократно посещал Крым. В 2017 году на этом основании его внесли в базу "Миротворец", как лицо, нарушившее государственную границу соседней страны и представляющее угрозу национальной безопасности и запретили въезд в Киев.