Найти тему
Учительская

Кубик Блума: помощник в формировании навыков

Хочу рассказать об одном интересном методе формирования навыков критического мышления и не только. Сам я им еще не пользовался, но он настолько хорош, что теперь жду начало учебного года (тьфу-тьфу), чтобы поскорее апробировать.

Этот метод называется «Кубик Блума» и основан на таксономии образовательных целей Бенджамина Сэмюэла Блума. Она представляет собой иерархию шести уровней когнитивной деятельности (навыков), которые расположены по мере усложнения и углубления.

Конечно, классическая таксономия представлена в виде пирамиды, но за копирование картинок Дзен очень сильно наказывает. Кому нужны проблемы?
Конечно, классическая таксономия представлена в виде пирамиды, но за копирование картинок Дзен очень сильно наказывает. Кому нужны проблемы?
Кубик Блума — это визуальный инструмент, представляющий собой шестигранный куб, на гранях которого изображены действия различных уровней когнитивной деятельности, соответствующие таксономии Блума.
Образ готовой развертки от Дзен-канала "Учительская"
Образ готовой развертки от Дзен-канала "Учительская"

Кубик Блума можно использовать в различных формах обучения: индивидуально, в группах или на уроках. Это может быть урок-обобщения или получение новых знаний, этап актуализации или закрепления – неважно. Применение можно найти даже в проектной деятельности.

Все, что нужно сделать – бросить кубик! Грань, которая будет обращена кверху (к потолку) – это действие, которое обучающийся должен совершить с материалом:

Назови. Соответствует уровню «Знание». Предполагает воспроизведение ранее полученных знаний. Ученик перечисляет термины, понятия по пройденной теме.

Например, пройденная тема «Растительная клетка». Обучающийся, которому выпала эта грань называет все органоиды растительной клетки.

Почему? Соответствует уровню «Понимание». Обучающийся описывает процессы, которые происходят с предметом.

Например, учитель определил проблему «Антропогенная нагрузка на экосистему». Обучающийся может ответить на вопрос: «Почему человек, решил вырубать леса?», или «Почему человек не задумывается о последствиях?»

Объясни. Соответствует уровню «Применение». Ученики объясняют проблему опираясь на собственный опыт и знания. Дополнительными фразами, которые могут помочь ученику являются: «ты действительно думаешь…», «Считаешь ли ты, что…»

Например, обучающийся может объяснить закономерности влияния экологических факторов отвечая на вопрос: «Существует ли взаимосвязь между температурой и скоростью фотосинтеза?»

Предложи. Соответствует уровню «Анализ». Ученик выявляет каким образом можно решить, стоящую перед ним проблему.

Например, ответив на дополнительный вопрос «С помощью чего ты можешь решить проблему …?» ученик находит предлагает варианты, которые смогут спасти редкие виды организмов от вымирания.

Придумай. Соответствует уровню «Синтез». Обучающийся предлагает свое видение проблемы, идеи применения знаний на практике.

Например, ученик, которому выпала такая грань, может рассказать, какими путями возможно решить проблему чрезмерного распространения борщевика Сосновского в стране.

Поделись. Соответствует уровню «Оценка». Требует подведения краткого итога, на основе предложенных данных.

Например, обучающийся может рассказать, что он думает о проведенном эксперименте, высказать мнение насчет изученного материала или дать экспертную оценку действиям одноклассников.

То есть, Кубика Блума представляет собой эффективный инструмент для организации учебного процесса, способствующий развитию когнитивных навыков у учащихся. Внедрение данного подхода в образовательную практику позволяет не только повысить качество обучения, но создать более интерактивную образовательную среду, где каждый ученик сможет реализовать свой потенциал.

Для всех, прочитавших статью до конца, я подготовил готовую развертку кубика. Возможно, Вам будут интересны и другие статьи с бесплатными готовыми материалами:

P.S. Если есть предложения, по созданию других материалов (макетов подделок, дидактических карточек) – пишите в комментариях или на почту канала (закреплена в шапке профиля). Что-нибудь придумаем.

-3