Любое исполнение музыкального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, по факту является публичным и к нему применительно понятие «публичное исполнение».
В большинстве случаев использование музыкальных произведений при публичном исполнении не может быть свободным и требует заключения лицензионных соглашений с выплатой вознаграждения, с оговорёнными ставками лицензионных отчислений в пользу авторов, исполнителей и обладателей фонограмм.
В ряде случаев возможно свободное использование, освобождающее от выплат вознаграждения. Такое «свободное использование» возможно только в конкретно оговорённых законом ситуациях. Допускаются следующие способы: исполнение музыки в церемониях официального, религиозного и траурного характера (ст. 1277 ГК РФ); в случаях исполнения пародий (п. 4 ст. 1274 ГК РФ); при исполнении музыкальных произведений самодеятельными коллективами без использования фонограмм и не на коммерческой основе в учреждениях социального обслуживания, образовательных, медицинских и уголовно-исправительных учреждениях (пп. 6 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Однако на практике часто возникает проблема, связанная с содержанием понятия «свободное использование», в частности, при решении вопроса о квалификации мероприятия как официального. Понятие статуса официальных мероприятий раскрыто в отечественном праве, в статье 1277 ГК РФ[1], но критерии определения понятия «официальное мероприятие» не носят исчерпывающий характер. В результате недосказанности возникают многочисленные споры и судебные разбирательства.
Так в 2016 году произошел спор[2] между Российским авторским обществом и
Администрацией г. Сочи. Российское Авторское Общество (РАО) обнаружило в действиях организаторов праздничного концерта нарушение исключительных авторских прав на музыкальные произведения, которые были использованы в ходе этого мероприятия и обратилось в суд с требованием о возмещении ущерба.
Организатором этого мероприятия являлась администрация города Сочи. Концертно-зрелищное мероприятие проходило в рамках празднования Дня города. Вокальные коллективы, хоры и творческие коллективы музыкантов из города Сочи исполняли песни, которые охраняются и входят в реестр РАО.
Организаторы были уверены, что в данном случае использование музыкальных произведений не требует заключения лицензионных соглашений и выплат вознаграждения, так как использование происходило в рамках официального мероприятия. В ходе судебного заседания защита предъявила суду аргумент, что «спорные музыкальные произведения публично исполнялись во время официальной церемонии – концерта». Разграничив понятия на «официальная церемония» и «концерт», ответчик тем самым разделил концертно-зрелищное мероприятие на две составляющие. Официальная церемония представляет собой торжественное выполнение обряда по установленным правилам от имени государства, субъекта федерации или органов местного самоуправления, в то время как концерт является музыкально-развлекательным мероприятием.
Позиция РАО строилась на том, что концерт не является официальным мероприятием. Использование музыкальных произведений на концерте требует предварительного получения разрешения или заключения лицензионных соглашений с правообладателями и данный факт использования является прямым нарушением исключительных авторских прав.
Исходя из норм отечественного законодательства, в данном случае попытка аргументации администрацией о том, что мероприятие было официальной церемонией, не нашло подтверждение. Использование музыкальных произведений было признано использованными на концерте и соответственно не освобождает от обязательства уплаты вознаграждения правообладателям.
В итоге суд по интеллектуальным правам пришёл к выводу, что статья 1277 ГК РФ в данном случае не подлежит применению, поскольку концерт (музыкально- зрелищное мероприятие) отлично от понятия официальной церемонии (торжественного выполнения обряда по установленным правилам от имени государства, а также субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления). С учетом изложенного, суд вынес решение о том, что ответчики неправомерно использовали спорные музыкальные произведения, чем нарушили исключительные авторские права обладателей этих произведений.
Вывод суда безусловно обоснованный. Но, следует обратить внимание на то, что в этом случае мероприятие фактически было разделено на две составляющие «официальная церемония» и «концерт», и согласно этому не рассматривалось судом как единое официальное мероприятие. Постановление суда вынесено на основе разграничений понятий «официальная церемония» и «концерт». По факту, постановление суда адресовано ко второй части мероприятия, к организатору концерта.
Ответчик проиграл суд несмотря на то, что все признаки официального мероприятия, по его мнению, имели место быть. Здесь снова возникает вопрос, что входит в понятие «официальное мероприятие»? Каковы его признаки? Каким образом законопослушный организатор может определить статус проводимого им мероприятия как официального и тем самым не нарушить действующее законодательство?
Термин «официальная церемония» и «официальное мероприятие» различны, но в тоже время имеют общие признаки.
Проблема ясного определения понятия «официальное мероприятие» с выделением критериев, позволяющих его однозначно идентифицировать не раз поднималась в научном сообществе. Так, анализируя опыт зарубежного регулирования Е.С. Гринь указывала на то, что данные мероприятия являются публичными; они организованы государством и исходят от него; вход на такие мероприятия является свободным[3].
В свою очередь Н. Г. Валеева обращала внимание на то, что при выделении критериев следует принять во внимание тот факт, что на церемониях музыкальные произведения часто носят фоновый характер, а исполнение и объём абсолютно оправдан характером мероприятия и содействует большему эмоциональному воздействию на участников[4]. Аналогичного взгляда придерживается Н. В. Иванов[5], делая акцент на том, что в подобных случаях исполнение произведений в перерывах или после официального торжества не допускается, оно осуществляется и проходит в рамках события, как его неотъемлемая часть.
Авторы, давая определение «официальная церемония», делают разграничение между протоколом церемонии и сопровождающей, либо продолжающейся программой проведения мероприятия, тем самым вынося любые концертные программы за рамки официальных мероприятий. Такая позиция неоднозначна. Например, концерты, проводимые к памятным датам и дням воинской славы, проходят в том числе в рамках официальных мероприятий и являются составной частью подобных торжеств. Утверждение, что подобное мероприятие не является официальным торжеством – спорно.
Возникает ещё один вопрос. Кто имеет право определять статус официального мероприятия и разрешать использование музыкальных произведений?
Обратимся к опыту зарубежных стран и посмотрим, как решается вопрос там. В Германии использование музыкальных произведений на официальных мероприятиях подпадает под закон об авторском праве год (Urheberrechtsgesetz, или просто UrhG)[6].
Если организатор официального мероприятия в Германии планирует использование музыкальных произведений во время церемонии, выступлениях или других формальных мероприятиях, он должен обратиться к немецким коллективным управляющим организациям, таким как GEMA[7] (Gesellschaft für musikalische Aufführungs - und mechanische Vervielfältigungsrechte), которая управляет исключительными правами на музыкальные произведения в Германии.
Организатор мероприятия может заключить с GEMA лицензионное соглашение, позволяющее использовать музыку на мероприятии за определенную плату. Эта плата затем распределяется среди правообладателей в соответствии с их долями авторских прав. Если организатор мероприятия не получит необходимую лицензию или нарушит авторские права, это может привести к юридическим последствиям, включая штрафы или судебные иски от правообладателей. В России несколько иная ситуация. Вопросами коллективного управления правами обладателей авторских прав занимается несколько организаций. Существует ряд аккредитованных государством коллективных управляющих организаций, которые уполномочены предоставлять пользователям лицензионные соглашения на использование музыкальных произведений, в том числе в отношении права публичного исполнения.
РАО (Российское авторское общество), ВОИС (Всероссийская организацияинтеллектуальной собственности) и РСП (Российский союз правообладателей) предоставляют пользователям лицензии на использование музыки на мероприятиях от лица авторов (РАО), исполнителей и фонограмм (ВОИС), и производителей фонограмм (РСП), взимают соответствующие платежи, согласно установленными ими тарифам, в пользу правообладателей. В случае воспроизведения музыкальных произведений путем трансляции телевизионных каналов или радиостанций появляется еще одно требование по получению разрешений относительно прав вещателей.
Как следствие, для решения проблемы определения юридического содержания термина «официальное мероприятие» применительно к вопросу правомерного использования музыкальных произведений в концертно-зрелищных мероприятиях при публичном исполнении в статье 1277 ГК РФ было бы целесообразно дать разъяснение по термину «официальное мероприятие», а именно:
1. Мероприятие считать официальным, если при его проведении осуществляется совокупность действий, включающих в себя выполнение торжественного обряда по установленным правилам от имени государства, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, направленных на решение общественно-значимых задач в форме и способом определяемым главным организатором мероприятия.
2. Считать критериями, по которым пользователь может определить является ли мероприятие официальным, следующие: организатором мероприятия является государство, субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления; мероприятие представляет собой официальную церемонию с выполнением торжественного обряда по установленным правилам от имени государства с участием представителей государственных органов, должностных лиц государственных органов, членов официальных организаций, иных организаций; Наличие у организатора лицензионного разрешения на проведение мероприятия.
Важность рассматриваемой проблемы подчеркивается тем, что компенсация за неправомерное использование таких прав составляет от 10000 до 5 миллионов рублей за нарушение прав каждого правообладателя (Автор музыки, автор слов, исполнитель, производитель фонограммы). В случае нарушения прав оператора связи или телевизионного канала, правообладатель может востребовать сумму штрафа в двукратном размере, доказав в суде стоимость использования аудиовизуального контента при подобном использовании.
Проведение официальных мероприятий большей частью связано с деятельностью государственных организаций. Урегулирование вопроса по разъяснению понятия «официальное мероприятие» и выработке механизма получения лицензионных соглашений на использование музыкальных произведений позволило бы более эффективно расходовать рабочее время, трудовые человеческие ресурсы, бюджетные деньги путем выдачи всех необходимых лицензионных соглашений на использование музыкальных произведений в режиме «одного окна», от единой уполномоченной, аккредитованной государством организации, в том числе посредством использования дистанционного режима. Такие меры также поспособствуют экономии бюджетных средств посредствам избежания штрафов, судебных издержек и оплаты деятельности привлеченных специалистов. Таким образом разъяснение понятия официального мероприятия позволило бы не только устранить возникающие проблемы, но и повышению уровня и качества проводимых мероприятий, содействовало бы единообразию в правоприменительной практике.