Найти тему
Артис Футура

РЫЦАРЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗОДЧЕСТВА - РАФАЕЛ ИСРАЕЛЯН

Рафаел Саркисович Исраелян
Рафаел Саркисович Исраелян

Близкие и друзья называли его Рафо. И это не было панибратством, а выражением искренней любви и уважения к одному из лучших армянских зодчих, народному архитектору СССР Рафаелу Саркисовичу Исраеляну.

Исраелян родился 17 сентября 1908 году в Тбилиси в семье известного педагога и ученого-языковеда Саркиса Исраэляна. Окончив Тбилисскую рабочую школу № 72 и техникум, в 1926 году поступил в Тбилисскую академию художеств, откуда с третьего курса перевелся в Ленинградский институт гражданских инженеров (1929), а в 1932 году продолжил обучение на архитектурном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. В 1934 году окончил институт с отличием.

В 1936 году переехал на постоянную работу в Ереван, с которым в дальнейшем связана вся его творческая жизнь. С 1936 по 1941 год работал архитектором в архитектурно-проектной мастерской № 2 при Национальном комитете коммунального хозяйства Армянской ССР. В 1941—1943 годах работал в Комитете охраны исторических памятников Армении старшим научным сотрудником.

В 1944 году состоялась первая персональная выставка архитектора, которая прошла в Доме архитекторов Армении. Занял первое место в открытом конкурсе на строительство арки Победы в Ереване.

В 1947-1949 годах работал архитектором-дизайнером в архитектурной мастерской Управления архитектуры при Совете Министров Армянской ССР, в 1951—1973 - главным архитектором "Армпромпроект" Госстроя Армянской ССР.

Проектировал и строил самые разные сооружения — жилые дома, клубы, промышленные и сельские здания и сооружения, парки и монументы. Одновременно занимался прикладными видами искусства: обложки книг, керамика, ювелирные изделия, значки, экслибрисы и многое другое.

Неповторимые в своем многообразии и красоте орнаменты на мемориальном обелиске "Мать Армения" и над входом в парк Победы, жемчужины архитектуры, из которых сложен мемориал Сардарапата с неповторимым Этнографическим музеем, слившим воедино вершины Арарата и Арагаца, величественные памятники в честь воинских битв в Муса-лере и Нор Ачне, не знающие себе равных "Мараны" Ереванского винно-водочного комбината, "Орел-строитель" у западных ворот столицы, "Львица" на въезде в Гегард, знаменитая Арка Арарата (Арка Чаренца) по дороге в Гарни, церкви Св.Вардана в Нью-Йорке, Сорока младенцев в Милане и храм Св.Нерсеса Шнорали в Монтевидео, ажурный родник в сквере на пересечении столичных улиц Теряна и Исаакяна – невозможно перечислить все творения первого армянского народного архитектора Рафаела Исраеляна, вошедшие в сокровищницу армянского зодчества.

"Львица" на въезде в Гегард
"Львица" на въезде в Гегард
Орел. Звартноц
Орел. Звартноц

Самобытный почерк Исраеляна проявился уже в первом крупном проекте – здании винных подвалов треста "Арарат". Рафо, как называли архитектора современники, отличало умение находить органичные проектные решения на основе традиций, заложенных предшественниками, использовать простые, лаконичные и компактные конструкции, чтобы вдохнуть в них мощь и красоту. На базе достижений прошлого он создавал новое, вкладывая новый смысл в каждую деталь, фрагмент, строение, и при этом, как говорил он сам, "не копировал прошлое, а лишь пользовался им". Обладая оригинальным творческим мышлением, он проложил собственное направление в отечественной архитектуре, объединив традиции национального зодчества с современными тенденциями, найдя воплощение своих архитектурных замыслов в богатстве армянской культуры. Тем самым вслед за творениями Александра Таманяна национальное начало в архитектуре той эпохи получило значение ключевого.

В беседе с специальным корреспондентом фонда "Артис Футура" в Армении профессор Международной академии архитектуры (МААМ), председатель Российского отделения союза архитекторов Армении Карен Бальян отметил, что в пантеоне великих армянских архитекторов XX века два первых имени -Александр Таманян и Рафаел Исраелян. Равных им в армянском зодчестве не было не только в прошедшем веке, но и за весь период после гениев средневековья.

"Р. Исраелян вошел в армянскую архитектуру как непосредственный преемник А. Таманяна в 1936 году,- рассказывает К. Бальян.- Он не был учеником Таманяна, но именно он продолжил дело возрождения армянского национального зодчества. Как и Таманян, Исраелян воспринимал архитектурный процесс не как сугубо утилитарный, но как глубоко духовный, способный выразить национальную идею и возродить самосознание народа. Таманян и Исраелян сумели решить стоявшую перед ними сверхзадачу: первый — создав язык новой армянской архитектуры и разработав генеральный план Еревана, второй — превратив архитектурные сооружения в национальные символы.

Рафаел Исраелян и скульптор Ара Арутюнян
Рафаел Исраелян и скульптор Ара Арутюнян

Рафаел Исраелян — одна из самых неоднозначных и интересных фигур не только армянской, но и всей советской архитектуры. В 1970 году он одним из первых в стране был удостоен звания народного архитектора СССР. Исраелян бескорыстно служил своему народу и был глубоко почитаем им. Своеобразным символом этой глубинной связи стали многочисленные родники-памятники в память погибших на войне, созданные Исраеляном во многих селах Армении на средства сельчан и зачастую без какого-либо вознаграждения.

Родник-памятник дружбы городов Еревана и Каррары
Родник-памятник дружбы городов Еревана и Каррары
Памятник-родник "Дружба Еревана и Каррары". Туф. Италия. Каррара
Памятник-родник "Дружба Еревана и Каррары". Туф. Италия. Каррара

Р. Исраелян начинал свою деятельность в тяжелейшие годы большого террора. В архитектурной среде Еревана происходили драматические события. Незадолго перед смертью был обвинен в национализме А. Таманян, после была «репрессирована» его архитектура: национальные идеи, заложенные в генплане Еревана и нашедшие отражение в главных ансамблях города, подлежали искоренению, а дальнейший путь армянской архитектуры, казалось, был предопределен сугубо тоталитарными принципами. В 1937 году был арестован соавтор Исраеляна бывший конструктивист-вхутеиновец Г. Кочар, и Исраелян самостоятельно продолжил проектирование ереванского винного завода. В тяжелейший период репрессий, направленных не только против людей, но и против идей и мыслей, Р. Исраелян продолжил свой путь национального архитектора, развивая таманяновскую традицию.

Винные подвалы треста «Арарат» строились на месте старой эриванской крепости (занятую персами крепость в 1827 году с противоположного холма успешно атаковали войска русского генерала И. Паскевича). Фрагмент, выполненный совместно с Г. Кочаром, возвышается над крутым берегом реки Раздан напротив холма. Его высокий глухой объем завершается неожиданно легкой аркадой, открывающей вид на холм, долину, гору Арарат.

Второе великое произведение Р. Исраеляна — возвышающийся над Ереваном Монумент Победы, внутри которого размещен музей. Монумент решен в виде уходящего ступенями вверх объема, на котором изначально был установлен памятник Сталину (работы скульптора С. Меркурова).

Монумент Победы. Памятник Сталину (скульптор С. Меркуров)
Монумент Победы. Памятник Сталину (скульптор С. Меркуров)

Композиционно он напоминает знаменитый неосуществленный проект московского Дворца Советов (объем, увенчанный скульптурой), но при этом парадоксальным образом ассоциируется со средневековыми армянскими храмами, в частности с шедевром великого зодчего XIV века Момика.

Монумент «Мать Армения», Ереван, Армения
Монумент «Мать Армения», Ереван, Армения

В 1957 году недалеко от Еревана Исраелян создал одно из самых необычных сооружений в мировой архитектуре — Арку Чаренца. Это постройка из камня и бетона высотой примерно пять метров в виде двух арок, перекрытых скатами кровли. Арка Чаренца расположена на холме, к ней ведут несколько лестничных маршей. По мере подъема в арочных проемах возникает вершина национальной святыни армян — горы Арарат. Поднявшись и войдя в сооружение, человек видит гигантскую двуглавую красавицу-гору, целиком вписанную в арку. Это простое, казалось бы, решение воспринимается как чудо: насколько незначительны размеры постройки и насколько велик масштаб природы, мироздания, открывающийся взору (высота Арарата над уровнем моря 5165 м, видимая часть над равниной — более 4300 м; это одна из крупнейших вертикалей на Земле, открывающихся взору человека).

Арка Чаренца
Арка Чаренца

Арка была сооружена в память замученного в застенках НКВД поэта Егише Чаренца. В 1959 году в Ереване был установлен памятник герою средневекового эпоса Давиду Сасунци (скульптор Е. Кочар, архитектор М. Мазманян). С Монумента Победы была снята фигура Сталина. В умах людей вновь вспыхнула идея свободы. К тому же приближалась значительная дата — 50-летие Егерна (геноцида 1915 года). Исраелян был одним из тех армянских интеллектуалов, кто не дал замолчать эту трагическую и столь важную для национального сознания тему. Он посвятил теме Егерна композицию из хачкаров близ Кафедрального собора в Эчмиадзине.

Но все же Исраеляна, похоже, больше влекли героические сюжеты национальной истории. Он спроектировал парк-памятник в честь героев Сардарапатской битвы 1918 года, когда в неравном сражении армянский народ отстоял свою землю и свою свободу (строительство было приурочено к 50-летию этого исторического события).

И в очередной раз властям пришлось уступить: над просторами равнины у подножия Арарата вблизи границы с Турцией поднялись ярусы несмолкаемой колокольни — воплощенного в архитектуру образа, созданного современником Исраеляна поэтом Паруйром Севаком. (А в Армении всегда самым почитаемым было искусство зодчих и поэтов.)

Парк-памятник в честь героев Сардарапатской битвы 1918 года
Парк-памятник в честь героев Сардарапатской битвы 1918 года

Судьба дала мастеру возможность сказать свое последнее слово в творчестве: на территории Сардарапатского комплекса Р. Исраелян спроектировал и начал строить здание музея, который хотел посвятить героям Сардарапатского сражения (однако после открытия музея, ставшего этнографическим, этому событию была посвящена лишь небольшая часть экспозиции).

Музей в Сардарапате - четвертое великое сооружение Исраеляна.

В архитектонике музея архитектор обрел то, что столь мучительно искал почти два десятилетия: органическое соединение современных железобетонных конструкций с каменной оболочкой. Это давало широкие возможности для дальнейшего развития армянской архитектуры в новых смысловых и языковых качествах и в определенной степени предшествовало явлению, которое совокупно можно определить как «армянский постмодернизм» (полномасштабно он выразился в работах лучших мастеров следующего поколения). Однако самому Исраеляну увидеть результаты своего открытия не довелось — он скончался, когда музей еще не был достроен".

Рафаел Исраелян был также мастером, спроектировавшим множество домов, особняков. Достаточно упомянуть жилые дома по проспекту Маштоца и по улице Налбандяна, рестораны "Арагил" в Ереване и "Цицернак" в Раздане, санаторий в Арзакане.

В Эчмиадзине у Кафедрального собора посетителей поражают и восхищают хачкары - большие и малые, а внизу - Древо жизни как символ вечности армянского народа. Среди его работ - памятник героям в Нор Аджне, защитникам Муса-лера в селении Муса-лер, участникам Баш-Апаранского сражения 1918 года.

Мемориал Геноциду армян (Нор Ачн) Фото: wikipedia.org
Мемориал Геноциду армян (Нор Ачн) Фото: wikipedia.org
Памятник защитникам Муса-Дага. Фото: wikipedia.org
Памятник защитникам Муса-Дага. Фото: wikipedia.org

Исраелян также автор проекта гостиницы "Ани", которая должна была быть построена около Гюмри и смотрела бы прямо на Кафедральный собор города Ани. К сожалению, и этот замечательный замысел не был реализован. Cреди нереализованных проектов отметим также два блестящих проекта: памятник жертвам Геноцида 1915 года и вариант застройки Северного проспекта.

Таманяновское решение Северного проспекта навеяно классической композицией улицы зодчего Росси в Санкт-Петербурге, перспективу которой завершает фасад Александринского театра. На ереванском плане перспективу проспекта Таманян также завершил зданием Оперы. Но детального решения Северного проспекта, изображений его композиции, фасадов, выполненных Таманяном, нет. Рафаел Исраелян в эскизе Северного проспекта по-своему расшифровывает таманяновскую концепцию - зеркальная архитектура обеих сторон улицы не имеет ордерного решения (колонн) и выдержана по высоте, подчеркивая, что главным в композиции Северного проспекта является не сама его архитектура, а выделение градостроительной доминанты здания Оперы. В последующих, наиболее радикальных решениях периода модернизма идея выделения Оперы как доминанты приобрела более подчеркнутые формы.

...Рафаела Исраеляна по праву можно включить в число крупнейших зодчих XX века, которым удалось решить сложнейшую задачу: создать национальный аналог современной архитектуры.

Автор статьи: cпециальный корреспондент фонда: "Артис Футура" в Армении -Тигран Мирзоян