Этим летом мне довелось побывать сразу в двух крупных городах на Волге: в Самаре и Саратове. И если первому городу я посвятил на своём канале целый ряд статей, то вот про второй я рассказывал лишь вскользь, упоминаниями. Пришло время исправить эту несправедливость.
Сегодняшней статьей я открываю цикл своих публикаций о Саратове. В данной публикации я дам общую характеристику городу: расскажу Вам о плюсах Саратова и о своих впечатлениях от него. А в следующей статье (она выйдет примерно через неделю) я поделюсь с вами самыми интересными местами Саратова и его главными достопримечательностями. Ну а потом я уделю внимание ещё и саратовскому модерну - эта обширная тема, заслуживающая отдельной статьи.
Но давайте же вернёмся к сути этой статьи - к главным плюсам Саратова, которые я обнаружил в ходе своей поездки. Содержание своего рассказа я могу охарактеризовать как "моменты, ради которых имеет смысл приезжать в Саратов". Вот об этом и поговорим.
Город, по которому приятно гулять: отличные пешеходные улицы и комфортная набережная с прекрасными видами на Волгу
Первым плюсом, который я обнаружил в Саратове, была его главная пешеходная улица. На самом деле, "пешеходки", или как ещё часто их принято называть в народе "Арбаты" (в честь главной пешеходной улицы нашей страны), играют очень важную роль в любом городе: они являют собой центр притяжения как для туристов, так и для местных жителей. Пешеходки - это парадная часть города, его "обёртка", если можно так выразиться. И если по ней комфортно и интересно гулять, то значит и сам город, с большой долей вероятности, будет вам интересен!
Пешеходная зона Саратова - яркий тому пример. Она состоит из нескольких частей: проспекта Столыпина, его южного продолжения Волжской улицы, и набережной реки Волги в завершении. И, несмотря на то, что вместе они создают единую пешеходную зону, они всё же отличны друг от друга. Проспект Столыпина - урбанизированный, насыщенный исторической архитектурой и современной инфраструктурой.
Волжская улица (её отделяет от проспекта Столыпина автомобильная улица имени Радищева, через которую переброшен регулируемый переход) более походит на милую южную улочку - куда более зелёную и, на мой взгляд, более комфортную, чем проспект Столыпина. Здесь стоят скамеечки, посреди улицы высажены молодые деревья, и, что самое удивительное для русского города - проходит велодорожка!
Причём не лишена Волжская и архитектурных красот: так, гуляя по ней, вы точно не сможете пройти мимо церкви Утоли Моя Печали - настоящего шедевра дореволюционной архитектуры, по своей стилистике напоминающей храм Василия Блаженного в Москве и Спас на Крови в Петербурге (такие же разноцветные главки и строгий центральный шатёр).
И ведь это очень важно - по хорошей пешеходке должно быть не только приятно, но ещё и интересно гулять! В Саратове ситуация обстоит именно так: дореволюционная архитектура не даёт тебе заскучать, а благоустройство делает твою прогулку комфортной.
Волжская улица вытянута на расстояние менее 700 метров, и обрывается она, к сожалению, автомобильной дорогой. Благо после перехода она снова превращается в наполовину пешеходную Октябрьскую улицу: тротуар здесь отделён от автомобильной дороги (в формате небольшого бульварчика), но машины поблизости всё же ездят, так что полной идиллии от неё не ждите.
И завершается этот пешеходный ансамбль набережной реки Волги. А в Саратове она особенно прекрасна: повернёте голову направо и увидите природные красоты Волги, повернёте налево - и перед вами откроется завораживающий вид на один из красивейших мостов через реку Волгу, который так и называется - Саратовский.
По набережной тоже можно гулять: она здесь многоуровневая: верхний ярус смотровой, средний "зелёный" (много деревьев и скамеечек), нижний - убран в камень и хорошо подходит для ходьбы или езды на велосипеде (дорожка тут тоже имеется) - и это особенно важно, учитывая что длина набережной достигает 5,5 километров (такой длинной она стала уже в наши дни, так что потихоньку Саратов отнимает у своей соседки Самары звание города с самой длинной набережной реки Волги).
В общем, пешеходная зона Саратова - одна из лучших, что мне доводилось видеть. Я с уверенностью ставлю её в один ряд с моими любимыми Большой Покровской улицей в Нижнем Новгороде и улицей Баумана в Казани.
Из минусов - неординарность застройки. Я всё ещё не могу привыкнуть к совершенно бесцеремонно воткнутым на главные улицы наших городов панелькам и "шедеврам" капиталистического романтизма 2000-х. Каждый раз удивляюсь таким градостроительным решениям, которые встречаются едва ли не в каждом городе в нашей стране. Так что ругать за это Саратов было бы странно, но и закрыть глаза на это тоже не могу.
Изысканная архитектура, а в особенности - обилие модерна
Мои подписчики знают о моём трепетном отношении к архитектуре, а потому не удивятся, что этот пункт я решил вынести на второе по важности место. Да, я почти всегда оцениваю города с точки зрения красоты их архитектуры. И тут Саратову тоже есть чем похвастаться!
Основа застройки города - дома конца 19 - начала 20 века. Связано это с форсированной урбанизацией, произошедшей в Российской Империи во второй половине 19 века: люди стали массово переезжать в города, так что последние, в свою очередь, стремительно разрастались. И Саратов не стал исключением - из-за этого в городе почти не сохранилось памятников архитектуры 18 века и более ранних эпох. Впрочем, ключевое слово здесь "почти" - ведь можно вспомнить Свято-Троицкий Кафедральный собор, являющий собой пример архитектуры нарышкинского барокко конца 17 века.
Но, как говорится, "исключения лишь подтверждают правила". В Саратове действительно преобладает более современная застройка, однако я вижу в этом больше плюсов, чем минусов. В первую очередь из-за того, что Саратов, благодаря характеру и времени своей застройки, смог превратиться из скромного провинциального городка в настоящий музей модерна под открытым небом!
В этом плане Саратов похож на соседнюю Самару: и в том, и в другом городе модерн служит главным украшением улиц. Однако если в Самаре он выражен в, я бы сказал, крупных формах, то в Саратове в нём ощущается купеческий дух: большая часть зданий в стиле модерн здесь двух-трёхэтажные, размеры у них скромные.
За счёт этого улицы Саратова выглядят уютно и соразмерно человеку, а их архитектура радует глаз! Меня в этом плане даже удивило, что самарский модерн хвалят все, тогда как саратовский почему-то упорно не замечают. Однако же в обоих городах можно найти с десяток памятников архитектуры, которые могут поспорить по своей красоте со многими зданиями Москвы и Петербурга!
Жаль только, что часть памятников архитектуры находится в плохом состоянии. Впрочем, бедственной ситуации, которую я увидел в историческом центре Самаре, в Саратове мною обнаружено не было: разве что расстроила заброшка, стоящая в самом сердце Саратова - на пересечении Столыпина и Горького. На мой взгляд, наличие такого на главной улице города - не очень хороший "звоночек". Надеюсь, Саратов исправит это недоразумение.
Помимо модерна в Саратове есть ещё много зданий в разных архитектурных стилях. Моё любимое - консерватория имени Собинова, построенная (а точнее - перестроенная) в 1912 году в стиле неоготика архитектором Каллистратовым. Это здание служит хорошим напоминанием о немецких настроениях, некогда доминировавших в Саратове, и практически не сохранившихся в наши дни.
Но о консерватории я расскажу далее - благо на это у меня есть целый отдельный пункт.
Город с богатой культурой: третья в России консерватория и первый общедоступный художественный музей
В наши дни сложно поверить в то, что ещё сто с небольшим лет назад Саратов был одним из крупнейших и одним из самых передовых с точки зрения культуры городов России. А сейчас город не является даже миллионником!
Впрочем, и сейчас в городе не всё потеряно: пускай Саратов больше не передовой город, но культура в нём живёт и активно развивается. А иначе и быть не может - с такой то историей!
В 1885 году свои двери для посетителей открыл художественный музей имени Радищева, ставший первым общедоступным музеем в Российской империи! Вход в музей был свободным, так что уже за первый год работы его посетило около 62 тысяч человек (при том что население Саратова в те годы составляло чуть больше 100 тысяч) - то есть, больше половины города!
Автором здания стал петербургский архитектор Иван Штром (впрочем, география его работ была обширной и уходила далеко за пределы Северной столицы), надзор за строительством на месте вёл местный архитектор Алексей Салько.
Основу коллекции для музея составили работы внука писателя Александра Радищева - художника-мариниста Алексея Боголюбова. Также экспозицию музея пополнили экспонаты, переданные Саратову в дар петербургским Эрмитажем и Академией Художеств, а также отдельно Александром III, который не пожалел для музея Радищева работы из личной коллекции.
Художественный музей Радищева работает по сей день. Причём и ценится он достаточно высоко: он занимает третье место по количеству полотен западно-европейской живописи (после Пушкинского музея в Москве и Эрмитажа в Петербурге).
Второй важный историко-культурный момент в жизни Саратова - это открытие консерватории имени Собинова. Тут Саратов тоже стал третьим по хронологии после двух основных городов нашей страны - она открылась в 1912 году, хотя музыкальное училище, на основе которого и была создана консерватория, существовало с 1883 года.
Построенное в 1902 году, здание получилось скромным - не хватило денег на реализацию всех задумок архитектора Александра Ягна. Однако в 1910 году началась реконструкция здания по проекту архитектора Семёна Каллистратова, результатом которого и стало появление одного из главных символов Саратова - прекрасного готического здания на проспекте Столыпина!
Открытие консерватории в Саратове не только поспособствовало развитию местных талантов, но также и привлекло в город звёзд русской музыки: с концертной программой сюда приезжали Рахманинов и Собинов.
Саратовская консерватория, как и музей Радищева, функционирует по сей день. Она является одной из 12 консерваторий России, что тоже автоматически возводит Саратов в разряд высококультурных городов! При этом у консерватории есть свой концертный зал, в котором турист может провести вечер за прослушиванием классической музыки. Ну а если на это нет времени или сил, то можно хотя бы полюбоваться одним из красивейших неоготических зданий России снаружи!
Остров Покровские пески - отличный пляж на острове посреди Волги, до которого можно доехать на автобусе
Волга - одна из главных судоходных рек нашей страны. Однако для туриста этот фактор играет не столь важную роль - для него куда большую роль играют виды, открывающиеся с берегов Волги, либо возможности взаимодействия с рекой. Например, в Волге можно купаться.
Впрочем, не во всех городах Поволжья можно окунуться в Волгу - не везде оборудованы пляжи, да и не во всех городах река достаточно чистая. Однако в Саратове с этим проблем нет: в районе города Волга достаточно широка и полноводна. Именно поэтому Саратов, в том числе, можно воспринимать и как своего рода курорт: можно и по бульварам погулять, и в Волге-Матушке искупаться!
Тем более, та же Самара носит неофициальный статус города-курорта за счёт обилия пляжей в черте города и хорошо благоустроенных набережных. Но нужно отметить, что Саратов не сильно-то отстаёт от своей соседки, а в каком-то смысле даже и обгоняет её: если в Самаре можно купаться лишь на берегу реки преимущественно в черте города, то в Саратове вы можете отправиться в увлекательное путешествие на остров Золотые пески, находящийся прямо посреди Волги!
Причём путь на остров не отнимет у вас много сил, но при этом будет достаточно оригинальным и потому увлекательным: всё дело в том, что на остров можно добраться на общественном транспорте, а именно - на автобусе или на троллейбусе!
У вас может возникнуть резонный вопрос - как можно попасть на остров посредине Волги на автомобиле? И вот тут раскрывается одна из самых интересных и необычных "фишек" Саратова - его мост!
Дело в том, что Саратовский мост - единственный мост в России (если знаете другие такие мосты - напишите, я могу ошибаться), посредине которого находится автобусная остановка! То есть, автобусы и троллейбусы буквально останавливаются на одном из участков моста и высаживают пассажиров, которые далее устремляются на остров Покровские пески - уникальный городской пляж, расположенный посредине Волги!
Не знаю как вы, а я, увидев Саратовский мост и Покровские пески впервые в интернете, сразу же загорелся желанием во что бы то ни стало побывать там. И своё желание я успешно осуществил: по мосту проехался, на острове побывал и даже в Волге искупался. Всё это принесло мне незабываемые впечатления - так что советую и вам не упускать такого шанса! Некогда самый длинный в Европе (на момент строительства), Саратовский мост впечатляет и своим размахом, и красотою своих пролётов.
Да и полюбоваться на город с непривычного ракурса тоже многого стоит. Только недавно вы смотрели на этот величественный мост издалека, с набережной Саратова, и вот вы оказываетесь прямо посредине этого моста и смотрите уже в сторону города, наслаждаясь его пейзажами!
Из минусов пляжа на острове Покровские пески можно отметить его инфраструктуру. Всё-таки до юга России этот курорт не дотягивает: да, объекты первой необходимости тут есть - переодевалки, небольшая кафешка, туалеты. Но на этом удобства и заканчиваются. Для неискушённого отдыхающего это вряд ли станет проблемой, но для людей, привыкших к комфортному пляжному отдыху тут будет не слишком уютно.
Однако посетить это место я всё же настоятельно советую - оно уникально само по себе!
Саратов в литературе: как город повлиял на творчество Ильфа и Петрова?
Я считаю, что приезжая в новый город, вам стоит поинтересоваться - а не происходило ли на его улицах событий какого-нибудь произведения классической литературы? А не вдохновил ли этот город какого-то писателя на создание своего романа? Ведь такие факты сразу делают город более интересным, более живым в ваших глазах - особенно, если вы читали или смотрели данное произведение и вам оно понравилось.
Саратов на литературные отсылки не слишком-то богат: один раз в негативном ключе его упоминает Грибоедов в "Горе от ума", ещё несколько раз Саратовскую губернию вспоминает Гоголь в "Ревизоре". Однако полноценного облика Саратова в этих произведениях нет, тогда как в творчестве знаменитого дуэта Ильи Ильфа и Евгения Петрова этот город, можно сказать, фигурирует напрямую (но с небольшой оговоркой)!
Дело в том, что Ильф и Петров редко использовали в своих романах реальные топонимы - чаще всего они создавали собирательные образы под вымышленными названиями, имеющие при всем при этом вполне реальные прототипы. К примеру, знаменитые Васюки из "12 Стульев" - собирательный образ маленького городка Среднего Поволжья. Однако наиболее вероятным его прообразом считается город Козьмодемьянск - именно он вдохновил Ильфа и Петрова на создание "Васюков", а уже потом они добавили эту образу черт, характерных для всех городов на Волге.
Вот и Арбатов - казалось бы, типичный город русской провинции, однако Саратов в нём читается как очевидная первооснова: на это, в первую очередь, указывает цитата из романа про "бесплодную и мстительную Республику немцев Поволжья" (фраза из первого издания "Золотого телёнка, исчезнувшая из произведения в последующих редакциях). Да и более мелкие детали прямо указывают на Саратов: взять к примеру три музыкальных магазина в начале главной улицы - они существовали и в Саратове 1920-х годов, и в городе Арбатов из книги. И при этом описание этой главной улицы тоже идеально сходится с Немецкой улицей (ныне проспект Столыпина), игравшей роль главной улицы Саратова тех лет!
Однако стоит понимать, что Саратов - не равно Арбатов. В "Золотом телёнке" описываются некоторые особенности Арбатова, которых в Саратове никогда не было: будь то упоминание Кремля (атрибута многих малых городов России) или железнодорожной станции - настолько маленькой, что большинство поездов проносятся через неё транзитом. Всё это совсем не сходится с Саратовом, потому что Ильф и Петров, конечно, взяли его за основу Арбатова, но после этого дополнили его деталями других провинциальных городов России, создав тем самым собирательный образ, в котором узнаётся и Саратов, и Серпухов, и многие другие города нашей страны!
Но не только в этом заключается связь произведений Ильфа и Петрова и Саратова - есть и другие детали, которые я тоже обязательно хочу упомянуть в своём рассказе!
Начать, пожалуй, стоит с Остапа Бендера - главного героя дилогии Ильфа и Петрова. Известно, что этот персонаж тоже является собирательным образом, основанном сразу на нескольких знакомых писателей. Правда с Саратовом они никак не связаны, ибо Саратов не влиял на сам образ и характер персонажа - он повлиял на его фамилию!
Дело в том, что в начале 20 века в Саратове жил купец первой гильдии Андрей Иванович Бендер. Человеком он был богатым и успешным, причём настолько, что в 1911 году он смог позволить себе покупку и дальнейшую реконструкцию здания в самом сердце Саратова - прямо напротив художественного музея имени Радищева.
Андрей Бендер был не просто жителем Саратова - он был героем его городских легенд! Ходили слухи, что Бендер приехал в Саратов с огромным состоянием, происхождение которого никому не было известно. Ситуацию ухудшало и то, что он был выходцем из небольшого городка Бальцер (ныне Красноармейск), где завладеть богатством было очень сложно. Отсюда и родилась легенда, что Бендер был служащим, которому поручили перевести в Саратов крупную сумму денег. И так получилось, что в процессе транспортировки его драгоценный груз был утрачен, и в Бальцер Андрей Иванович возвратился налегке. А чуть позже он был замечен уже в Саратове - с богатством таинственного происхождения.
Вся эта легенда кажется мне странной, и, вероятно, она очень далека от реальности, однако в первой четверти 20 века она пользовалась в Саратове огромной популярностью. Вероятно, что Илья Ильф, бывавший в Саратове несколько раз, мог услышать эту легенду, и, вдохновившись ею, подарить герою своего произведения фамилию Бендер - точно такую же, как у героя легенд Саратова!
Подтверждений этой теории нет, однако звучит она достаточно правдоподобно. И как раз в Саратове сохранился дом купца Бендера, так что любители произведений Ильфа и Петрова могут спокойно прогуляться до этого здания и полюбоваться его фасадами.
Благо любоваться тут действительно есть чем: дом Бендера обладает богатым и оригинальным декором и незаурядной архитектурой! Самой примечательной деталью на фасаде служит скульптура льва, помещенная в характерную выемку во фронтоне. Интересно, что лев этот стоит на пьедестале, выполненном в виде земного шара, что символизирует влиятельность семейства Бендеров!
Другой пример дома, обитатели которого вдохновили Ильфа на создание персонажа для своей книги - это автогараж Соколова и Иванова, представляющий собой не только интересную отсылку к одному из героев "Золотого телёнка", но ещё и настоящий памятник архитектуры стиля модерн - один из самых красивых и, пожалуй, наиболее оригинальный памятник этого стиля в Саратове!
Автогараж Соколова и Иванова - один из первых в России автогаражей, предлагавший клиенту полный спектр услуг: начиная с аренды автомобиля и заканчивая обслуживанием собственного "железного коня" - этакий автосалон и автосервис в одном флаконе!
Разумеется, столь необычное место не могло ускользнуть от взора Ильи Ильфа, который взял это место "на карандаш". Считается, что в дальнейшем Ильф заложил некоторые черты владельца саратовского автогаража Захария Иванова в основу своего персонажа Адама Козлевича. Да и в целом вся "автомобильная" тематика романа может расти именно из этого уникального Саратовского здания, на фасаде которого изображен автомобиль (огромная редкость для дореволюционной архитектуры)!
Впрочем, подтверждений этому нет. Ильф и Петров никогда не говорили точной информации о том, кто или что являлось прообразом для того или иного персонажа или места в их романе. Но оно и понятно - не каждый художник будет посвящать зрителя во все тонкости своего творческого процесса.
Но ясно одно: Саратов оказал определённое влияние на Илью Ильфа, и прогуляться по возможным местам его вдохновения в любом случае имеет смысл - даже если в действительности они не имеют прямого отношения к "12 стульям" или "Золотому телёнку", то хотя бы с точки зрения архитектуры они очень и очень интересны!
Заключение
Сегодня я постарался рассказать вам об основных положительных чертах Саратова и об интересных особенностях города. Пожалуй, именно эти пункты я привёл бы человеку, который находится в раздумьях - а стоит ли ему ехать в Саратов или имеет смысл выбрать другое направление для путешествия? Потому что я и сам считаю, что ехать в Саратов определённо стоит - хотя бы на пару дней, но стоит!
Ну а в следующей своей статье я расскажу вам о главных достопримечательностях города - то есть, о тех местах, которые я посоветовал бы посетить человеку, который уже купил билеты в Саратов и активно готовится к поездке.
А на этом пока всё. До новых встреч на страницах моего блога!