Поволжье - регион, богатый на интересную архитектуру, а в особенности - на модерн. Памятниками этого стиля могут похвастаться Нижний Новгород и Самара, Казань и Ярославль, Ульяновск и Рыбинск. В этом ряду своё почётное место заслуживает и город Саратов, модерн которого, на мой взгляд, не уступает всем вышеперечисленным городам на Волге.
Тем удивительнее для меня, что Саратов не называют "столицей модерна", как это происходит с той же соседней Самарой. Хотя это несправедливо - Саратов может похваться такой архитектурой, которая местами не уступает по своей ценности не только городам на Волге, но даже и Москве с Петербургом!
И сегодня я хотел бы рассказать вам о семи самых интересных постройках Саратова в стиле модерн. Я составил свой субъективный рейтинг, в котором разместил памятники архитектуры этого стиля по возрастанию. Впрочем, каждое из зданий, которое будет фигурировать в этой статье, в любом случае заслуживает вашего интереса, так что можете считать места в этом рейтинге формальностью!
Ну а более не смею тянуть - давайте приступим к сути!
7. Дом Шишкиной
Дата постройки: 1912 год
Адрес: улица им. Ф.Э. Дзержинского (Грошовая), д. 8
Архитектор: Пётр Зыбин
Начать я решил с образца рядовой застройки, коей полнится исторический центр Саратова. И действительно - в бывшей столице Поволжья очень много, скажем так, "простого" модерна, выраженного скромным декором и какой-нибудь неотъемлемой черты этого стиля (например - циркулярным окном или фигурным балкончиком).
Дом Шишкиной - наглядный пример такого вот провинциального модерна, который играет роль фоновой застройки Саратова: ты особо не обращаешь внимания на такие дома, однако благодаря ним ты подсознательно ощущаешь эту качественную архитектуру, за счёт чего тебе и начинает нравиться Саратов!
Впрочем, дом Шишкиной не самый идеальный пример- это здание было перестроено в 1950-х годах: ему надстроили этаж, изменив тем самым композиционный строй здания. Однако, оно не особо-то сильно от этого пострадало. Хотя и судить об этом сложно, ведь до наших дней не дошло ни исторических фотографий этого дома, ни его чертежей, так что узнать его первозданный вид сейчас невозможно. Остаётся довольствоваться его современным видом.
Одно из главных украшений здания - упомянутое мною ранее циркулярное окно, обрамлённое двумя полуколоннами: можно сказать, что здесь перед нами открывается новая, модерновая трактовка палладиева окна!
Кроме того, здание украшено панно с очень красочным растительным узором, составленным из плитки. Удивительно, что эта деталь сохранилась до наших дней, да ещё и в таком хорошем состоянии!
6. Гостиница "Астория" (ныне - гостиница "Волга")
Дата постройки: 1914-1917 годы
Адрес: проспект им Петра Столыпина (Немецкая), д. 34
Архитектор: Семён Каллистратов
Гостиница "Астория" являет собой образец модерна с примесью неоклассицизма: строгие фасады, увенчанные скульптурами, напоминающими своим видом рыцарей. Однако и модерн в этом здании читается явно: начиная с характерных эркеров и заканчивая совсем уж оригинальными завершениями в виде причудливых куполов.
Автором этого здания является талантливый архитектор Семён Каллистратов: выпусник Лозаннского университета, работавший в основном в двух городах - сначала в Новороссийске, а позднее в Саратове. В последнем он создал две самые известные свои работы: помимо "Астории" он спроектировал и возвёл главный символ Саратова - Консерваторию имени Собинова!
Вот и гостиница "Астория" стала своего рода символом если не всего Саратова, то уж точно главной "пешеходки" города - проспекта Столыпина!
Фасад здания симметричен и подчиняется чёткому ритму, составленному из трёх эркеров - двух укороченных и одного полноразмерного, расположенного посредине фасада. Завершаются они гранеными башенками необычной формы, рядом с которыми помещены скульптуры.
Гостиница "Астория" - хороший пример позднего модерна, "неоклассицирующего" толка. Но поэтому я и поставил это здание не так высоко в своём рейтинге - всё же в нём нет всей той тонкости, той прелести, за которую мы любим модерн!
5. Крытый рынок
Дата постройки: 1906-1916 год
Адрес: улица Чапаева (Ильинская), д. 59
Архитектор: Василий Люкшин
Крытый рынок - наглядное доказательство того, что Саратов в своё время был одним из передовых городов Российской Империи: всё-таки не в каждом городе нашей страны в те времена возводили столь грандиозные постройки с таким сложным инженерным проектом (чего только стоят одни его железобетонные перекрытия). Аналогичные крытые рынки строили лишь в крупнейших городах России: в Москве, Петербурге, Риге, Одессе, Киеве, Варшаве - и почти все из них лично посетил и изучил автор саратовского крытого рынка архитектор Василий Люкшин. И весь этот опыт Василий Алексеевич воплотил в саратовском рынке, над которым он трудился почти десять лет!
Крытый рынок представляет собой протяжённое здание, ориентированное на все четыре стороны: оно имеет два основных входа (на юге и севере), и несколько боковых. Парадные входы более масштабны, их декору уделено чуть больше внимания.
Здание составлено из двух объёмов: первый этаж, образующий периметр здания, и отходящий от него "ступенью" второй этаж, фактически играющий роль свода центрального зала, а вместе с тем и гигантского светового фонаря!
Благодаря такому приёму, главный зал рынка имеет прекрасное освещение и в дневное время даже не нуждается в искусственном свете! Немаловажна и инженерная составляющая: этот гигантский свод не имеет под собой никаких опорных колонн - вся эта система держится за счёт железобетонного каркаса. Подобный приём был инновационным для того времени, однако не единственным в своём роде: вспомним гениальные работы инженера Шухова (например, дебаркадер Киевского вокзала, или павильоны на Нижегородской выставке).
Интересно и то, что завершает всю эту композицию немалых размеров купол - декоративный элемент, считать который можно лишь снаружи - и то издалека. Помещён купол прямо посередине свода, напротив двух боковых входов в рынок.
Хочется также отметить и декор Крытого рынка: всё-таки здание построено в стиле модерн, и его от авангардной архитектуры (которая тоже гордилась своим упором на инженерные новшества) отличает, в первую очередь, внимание архитектора к эстетическому аспекту, выраженному не только в композиции, но ещё и в декоре!
Взять тех же атлантов, придерживающих козырёк над двумя парадными входами, либо подставки с огромными фонарями на боковых проходах. Конструктивно - не самая нужная деталь, но с точки зрения эстетики она очень важна: каждый, кто входит в здание рынка, сразу же обращает внимание именно на этих атлантов, а уж потом задумывается о конструктивных особенностях постройки (если вообще задумывается).
Другие декоративные элементы тоже радуют глаз. Особенно мне нравится букраний, венчающий парадный вход в рынок - так называют бычьи головы, размещённые на фасаде здания в качестве маскарона. Это очень древний символ, который используется в зодчестве уже больше двух тысяч лет! И тут же рядом с ним милый герб Саратова, состоящих из трёх рыбок (стерлядей), уткнувшихся друг в друга носами - символ куда более современный, относящийся к 18 веку!
Крытый рынок - ценный образец инженерных достижений начала 20 века, которые активно применялись и пропагандировались в модерне. Современно, технологично, но одновременно с этим и эстетично - вот что можно назвать девизом стиля модерн!
4. Дом Сатова
Дата постройки: 1900-е годы
Адрес: улица Горького (Александровская), д. 47
Архитектор: неизвестно
Дом Сатова является, пожалуй, самым интересным зданием Саратова в плане декора. Невзрачное с первого взгляда, оно притягивает к себе внимание прохожих с помощью сказочных обитателей на фасаде: тут вам и русалки, и волшебные рыбы, и даже дракон!
Но обо всём по порядку. Дом Сатова был построен в начале 20 века по проекту архитектора, имя которого, увы, не дошло до наших дней.
Композиция здания достаточно проста и, можно сказать, незамысловата: двухэтажный дом, первый этаж которого предназначен под торговые помещения (именно для них нужны были такие обширные витрины, потенциал которых в наши дни совершенно не раскрыт), а второй - под жильё.
Угол здания отмечен скромным прямоугольным эркером с башенкой - такой же эркер повторяется ещё раз на фасаде, обращённом к улице Киселёва: это вносит диссонанс в симметричную композицию, но оно и не удивительно - эта сторона дома длиннее соседней на добрые 10 метров, и симметрию здесь соблюсти не получилось бы в любом случае.
В этом плане дом Сатова представляет собой обычную, рядовую постройку тех лет. Однако стоит вам присмотреться к его фасадам, и вы сразу поймёте - чем именно он интересен!
Автор дома Сатова уделил огромное внимание украшению его фасадов: тут вам и растительные мотивы, выраженные как в единичных узорах, так и в целых лепных барельефах, изображающих растительные пейзажи.
Но куда интереснее морская тематика дома Сатова, раскрытая на фасаде двумя образами: первый представлен сказочным существом (то ли чудище с морских глубин, то ли дракон) - оно разместилось прямо над главным входом в здание, откуда оно внимательно осматривает всех входящих в дом гостей.
Второй сюжет: это русалки, поймавшие в свои объятия неведомую рыбу - что-то среднее между гигантским сомом и сказочной царь-рыбой. Подобный сюжет я ранее никогда не встречал! Тем удивительнее для меня, что дом Сатова не особо-то пользуется популярностью у туристов, а за его фасадами почти не следят - здание явно требует реставрации. Очень надеюсь, что его всё же приведут в надлежащее состояние, и тогда оно по праву сможет войти в список интереснейших построек Поволжья в стиле модерн!
3. Особняк Аносовых/Бореля (ныне - дворец Бракосочетаний)
Дата постройки: 1901 год
Адрес: Волжская улица (Армянская), д. 22
Архитектор: Пётр Зыбин
Очень скромный, но одновременно с этим и очень красивый - вот как можно вкратце охарактеризовать ещё одну работу архитектора Петра Зыбина, расположившуюся на Волжской улице.
Здание возводилось по заказу купеческого семейства Аносовых по проекту всё того же Петра Зыбина (автор дома Шишкина и церкви "Утоли Моя Печали"). Удивительно, но почему-то за зданием закрепилось название дом Бореля, данное не по его первому владельцу, по заказу которого оно и было возведено, а по последнему - Александру Борелю (представителю известной саратовской династии мукомолов).
Интересно, что до революции здание носило неформальное название "замок Елены Прекрасной" - по имени первой владелицы особняка. Причиной же перепродажи здания Борелю стал развод супругов Аносовых. От этого особенно забавным становится факт того, что в наши дни в этом особняке располагается дворец бракосочетаний Саратова.
Особняк обладает очень оригинальной архитектурой: он скромен по своим масштабам, что в полной мере компенсировано его декором - обилие барельефов с растительными узорами, прекрасные кованные ограждения балконов - всё это делает особняк Бореля таким интересным!
Заслуживает внимания и геометризированность здания: начиная с его общих объёмов, и заканчивая более мелкими деталями вроде того же окна на первом этаже - круглая форма, вписанная в кубический одноэтажный объём сбоку здания. Подобное внимание к геометрии ещё раз напоминает нам, что модерн - это предтеча советского авангарда: просто пока что ещё более умеренная и не отказывающаяся от декоративных украшений!
2. Автогараж Соколова и Иванова
Дата постройки: 1913 год
Адрес: Московская улица, д. 11б
Архитектор: неизвестно
Здание автогаража Соколова и Иванова уникально само по себе: архитектурный стиль модерн существовал во времена, когда автомобили только начинали появляться в России, и на улицах их были единицы. А потому и здания того времени чаще всего не были приспособлены под автомобили - в редких исключениях на задних дворах доходных домов могли организовать автомобильный гараж (яркий пример - доходный дом Капустина в Петербурге), но не более того.
В случае же со зданием на Московской улице всё иначе: оно изначально было приобретено двумя предпринимателями - Стефаном Соколовым (он был одним из первопроходцев гоночного дела в России) и Захарием Ивановым, с целью открытия в нём филиала Российского императорского автомобильного общества. Само же здание должно было играть роль автомобильного салона, в котором можно было взять напрокат или купить машину, а также обслужить (отремонтировать) её.
Именно поэтому на фасаде автогаража Соколова и Иванова вы можете обнаружить совершенно уникальную для нашей страны деталь, которая встречается только в Саратове - это барельеф автомобиля!
И ведь это не просто машина - это автомобиль с горящими фарами, свет от которых передан на фасаде так же объёмно, как и корпус самой машины. Филигранная работа неизвестного нам архитектора!
Помимо этой уникальной детали, здание также украшено фигурками путти, которые усажены неизвестным зодчим на выступы, венчающие фасад здания. Фигурки эти придают облику здания "волшебности": словно ангелочки спустились с неба и играючи уселись на его карниз!
И тут мы снова обращаемся к геометрии: обратите внимание на то, как оригинально неизвестный нам архитектор оформил карниз здания - от верхней точки он под острым углом идёт вниз, проходя через центральную композицию с автомобилем, которая помещена на циркулярный щипец, и завершаясь небольшим перепадом высот уже под прямым углом. Казалось бы, простая по своей реализации, но какая интересная с точки зрения задумки композиция!
Эта оригинальная деталь, к сожалению, теряется на фоне барельефа с автомобилем. Однако благодаря ней автогараж Соколова и Иванова можно расценивать не только с точки зрения декоративного убранства, что делает эту постройку одной из самых интересных не только в Саратове, но и, пожалуй, во всей центральной России!
1. Особняк Рейнеке
Дата постройки: 1909-1911 годы
Адрес: Соборная улица, д. 22
Архитектор: Фёдор Шехтель
Для тех, кто хорошо знаком с Саратовым, первое место будет довольно ожидаемым. Для остальных же поясню: особняк Рейнеке был построен по проекту московского архитектора Фёдора Шехтеля (один из главных мастеров стиля модерн в России). И, стоит признать, что саратовская работа архитектора не уступает по своей красоте его творениям в Москве!
Символично, что Фёдор Осипович родился на Саратовской земле, и лишь позднее переехал в Москву. Так что строительство особняка Рейнеке для Шехтеля было особенно важным - он создавал его на своей малой родине!
Особняк Рейнеке вобрал в себя всё то, что я воспевал ранее: здесь вам и любопытные объёмы корпусов, из которых здание умело составлено в единую цельную конструкцию, и прекрасная игра форм на фасаде особняка, и, конечно же, великолепный декор, выраженный, в первую очередь, в виде керамического панно, прототипом для которого стала немного переделанная картина "Танцовщицы" художника Франца фон Штука.
Помимо главного панно, на фасаде также встречаются и более мелкие керамические вставки: так, вместо сандрика у окна над балконом в центральной части дома мы встречаем полуциркулярную вставку с плиткой внутри с более традиционной для России тематикой: на ней мы видим былинных богатырей, исполненных в характерной для северного модерна графике - сразу же вспоминается Ярославский вокзал в Москве, автором которого тоже является Шехтель!
Да и в целом у особняка Рейнеке много пересечений с другими произведениями Фёдора Осиповича. К примеру ограда участка, которая, к слову, тоже является настоящим произведением искусства, по своему духу напоминает ограду особняка Рябушинского. И там, и там мы встречаем мотив волны - вторая по популярности тема в модерне после растений, тоже символизирующую единение архитектуры и природы!
Также хочется чуть подробнее рассказать про функциональную особенность особняка Рейнеке. Дело в том, что Фёдор Шехтель был сторонником популярного для модерна принципа "строить наружу-изнутри", что означает главенство внутреннего удобства здания над его внешним обликом (планировка диктует облик фасадов).
Вот и для дома Рейнеке подобный подход тоже актуален: не просто так Шехтель разбивает свою постройку на несколько объёмов с разной этажностью. Одноэтажный корпус, немного заглублённый внутрь участка, вмещает в себя жилые помещения - то есть, Шехтель немного отдаляет их от улицы, отводя от них внимание прохожих. Отсюда и упрощённый декор, выраженный лишь в абстрактной мозаике под карнизом.
Тогда как лицевой фасад дома всем своим видом кричит "посмотрите на меня": он и выдвинут ближе к улице, и украшен наиболее ярко - конечно же, сразу невольно обращаешь внимание именно на эту часть дома. И в этом тоже выражается идеология модерна: здание должно быть не только красивым, но ещё и удобным - с логичными планировками и грамотно устроенными фасадами!
Ну и напоследок хочется обратить внимание на "обитателей" фасада особняка Рейнеке: первого Шехтель разместил на лицевой стороне здания, прямо над панно с богатырями - судя по всему, перед нами летучая мышь, скалящаяся на непрошенных гостей!
Другой обитатель фасада представлен, скажем так, не полностью, из-за чего он больше напоминает охотничий трофей - так, в завершении полуколонн по двум сторонам бокового фасада мы встречаем головы хищного животного - судя по всему, пантеры. Казалось бы, детали незначительные, и в глаза при первом осмотре здания не бросается, но всё же видеть их здесь приятно - они определённо вносят разнообразие в облик здания!
Ну а на этом я завершаю свой рассказ, посвящённый архитектуре модерна Саратова. Напоследок могу лишь сказать, что Саратов - один из тех городов России, который обязательно следует посетить любителям стиля модерн. Поверьте, он вас не разочарует!
Ну а если вам понравилась эта тема, то предлагаю вашему вниманию ещё парочку моих статей, посвящённых модерную Поволжья: