Село Пашнево находится на востоке Орехово-Зуевского района, примерно в двадцати четырёх километрах от районного центра. Вообще-то сейчас оно считается просто деревней, но меня ещё в детстве приучили, что если есть церковь, значит село, поэтому я буду называть Пашнево селом. Сейчас в Пашнево всего несколько дворов и население составляет около двадцати человек. Да и до революции оно не было многолюдным. Согласно сведениям 1905-го года в селе проживало пятьдесят два человека - очень мало по меркам времён, когда русская деревня была ещё жива и даже развивалась. Тем страннее кажется наличие в таком малолюдном сельце большого храма Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым данным способного одновременно вместить 5000 молящихся. Лично мне эта цифра кажется сомнительной, но в любом случае храм способен удивить заезжего путника своим масштабом.
Давным-давно село носило название Новый Покров. История местного прихода началась в 1796-м году, когда из села Старый Покров, о котором я писал в предыдущей статье, была перевезена в Новый Покров деревянная церковь. Строительство каменного храма началось в 1849-м году. В 1856-м году состоялось освящение двух приделов: левого - во имя апостолов Петра и Павла, правого - во имя пресвятой Троицы. Главный престол был освящён в 1860-м году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1867-м году было завершено строительство колокольни, вместившей пятнадцать колоколов. В 1872-м внутренние стены храма были покрыты росписями. Храм быстро обзавёлся собственными святынями. В их числе была полутораметровая икона с такой надписью:
Сия святая икона - верный список с чудотворной иконы, находящейся в Иверском монастыре на Святой Афонской горе, усердием Рязанской губернии Егорьевского уезда села Новопокровского священника Иоанна Трейерова, в вечное поминовение, по особому усердию к Владыке Мира, списана в 1870-го года в октябре на Святой Афонской горе, благословение подвижников, с особым постом и молитвой.
Старая деревянная церковь не была разрушена при возведении Покровского храма. Её снова разобрали и на средства купца Саватюгина перевезли в село Васютино, где она стояла до второй половины восьмидесятых годов прошлого века. Сейчас от неё остались лишь фундамент, пара кирпичных колонн, да фрагменты ограды с воротами. Об этих несчастных руинах я писал в одной из публикаций в марте текущего года.
Как я уже говорил, сам Новый Покров (Пашнево) был маленьким селом, где до отмены крепостного права проживали в основном священнослужители и члены их семей. По воскресеньям и праздничным дням покровская церковь наполнялась народом из окрестных деревень: Белавино, Дорофеево, Лыщиково, Грибчихи, Софриково, Халтурино и других. В особые дни возле храма собиралась большая ярмарка.
В тридцатые годы прошлого века этот храм как и тысячи других был закрыт. На тот момент в нём служил протоиерей Александр Иванович Архангельский. Одиннадцатого ноября 1937-го года он был арестован за «антисоветскую агитацию». Один из местных жителей дал показания о том, что в сентябре того же года на похоронах своей жены отец Александр в присутствии более пятидесяти человек рассказывал о гонениях советской власти на православных христиан и выражал уверенность, что когда-нибудь этой власти настанет конец. На допросах отец Александр вину свою не признал, но несмотря на это уже двадцать пятого ноября был расстрелян на Бутовском полигоне.
После закрытия церкви прихожане спрятали часть икон и утвари у себя. Многие иконы были впоследствии переданы в храм Старого Покрова. Во время войны началось разграбление пашневского храма жителями окрестных деревень. Позже в нём устроили зернохранилище и даже расширили дверные проёмы, чтобы внутрь могли въезжать грузовики. Постепенно надобность в подобном зернохранилище отпала и бывший храм просто бросили. Годами, сквозь кое-как подлатанную крышу внутрь стекала вода. Постоянная сырость погубила практически все росписи и самым негативным образом подействовала на общее состояние здания. Лишь во второй половине девяностых в нём вновь стали проводиться службы. Ремонт обветшавшего храма был весьма нелёгкой задачей, учитывая малое количество его прихожан.
На кладбище возле храма раньше стояло множество каменных надгробий и памятников. Большинство из них увезли в неизвестном направлении подозрительные личности. Вряд ли их интересовал культурный аспект, скорее всего они просто использовали камень в строительстве или пустили старые надгробия на изготовление новых кладбищенских памятников. Может и просто на щебёнку пустили, такое тоже бывало. А ещё бывало, что старинные надгробия использовали уж совсем изобретательным способом. К примеру, многие надгробия со старых кладбищ в Ногинском и Павлово-Посадском районах стали шихтой для металлургического завода в Электростали.
Часть ограды «предприимчивые» граждане сдали на металлолом, часть использовали при строительстве производственных сооружений Белавинской птицефабрики. К счастью, на самом храме многие решётки избежали переплавки.
Несмотря на все трудности дело восстановления храма движется вперёд. На сегодняшний день полностью отреставрирована колокольня, обновлены фасады. Вместо старинного кирпича в некоторых местах видна свежая кладка.
А вот первая попытка установки центрального купола была, по-видимому, неудачной. На фотографиях восьмидесятых годов купола нет. На фотографии 2003-го года барабан увенчан ржавым куполом. Сейчас его снова нет.
Зато возле стен храма лежит каркас нового купола. Он был тут ещё в 2021-м году, но судя по новостям сообщества храма в ВК, в скором времени его наконец-то установят. Недавно по этому случаю его покрасили.
Попасть в храм в этот раз не удалось. Он открыт до трёх часов дня, а я приехал в шесть.
Рядом с территорией храма расположилось старое заросшее кладбище.
Там, в траве и кустах, видны старые надгробия, но их осмотр я решил отложить до следующего раза. В этот день у меня не было настроения искать на себе клещей после прогулки по зарослям.