Найти тему
Фёдор Тенин

Храм на 5000 человек в селе, где до революции жило 52 человека

Село Пашнево находится на востоке Орехово-Зуевского района, примерно в двадцати четырёх километрах от районного центра. Вообще-то сейчас оно считается просто деревней, но меня ещё в детстве приучили, что если есть церковь, значит село, поэтому я буду называть Пашнево селом. Сейчас в Пашнево всего несколько дворов и население составляет около двадцати человек. Да и до революции оно не было многолюдным. Согласно сведениям 1905-го года в селе проживало пятьдесят два человека - очень мало по меркам времён, когда русская деревня была ещё жива и даже развивалась. Тем страннее кажется наличие в таком малолюдном сельце большого храма Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым данным способного одновременно вместить 5000 молящихся. Лично мне эта цифра кажется сомнительной, но в любом случае храм способен удивить заезжего путника своим масштабом.

-2

Давным-давно село носило название Новый Покров. История местного прихода началась в 1796-м году, когда из села Старый Покров, о котором я писал в предыдущей статье, была перевезена в Новый Покров деревянная церковь. Строительство каменного храма началось в 1849-м году. В 1856-м году состоялось освящение двух приделов: левого - во имя апостолов Петра и Павла, правого - во имя пресвятой Троицы. Главный престол был освящён в 1860-м году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1867-м году было завершено строительство колокольни, вместившей пятнадцать колоколов. В 1872-м внутренние стены храма были покрыты росписями. Храм быстро обзавёлся собственными святынями. В их числе была полутораметровая икона с такой надписью:

Сия святая икона - верный список с чудотворной иконы, находящейся в Иверском монастыре на Святой Афонской горе, усердием Рязанской губернии Егорьевского уезда села Новопокровского священника Иоанна Трейерова, в вечное поминовение, по особому усердию к Владыке Мира, списана в 1870-го года в октябре на Святой Афонской горе, благословение подвижников, с особым постом и молитвой.
-3

Старая деревянная церковь не была разрушена при возведении Покровского храма. Её снова разобрали и на средства купца Саватюгина перевезли в село Васютино, где она стояла до второй половины восьмидесятых годов прошлого века. Сейчас от неё остались лишь фундамент, пара кирпичных колонн, да фрагменты ограды с воротами. Об этих несчастных руинах я писал в одной из публикаций в марте текущего года.

-4

Как я уже говорил, сам Новый Покров (Пашнево) был маленьким селом, где до отмены крепостного права проживали в основном священнослужители и члены их семей. По воскресеньям и праздничным дням покровская церковь наполнялась народом из окрестных деревень: Белавино, Дорофеево, Лыщиково, Грибчихи, Софриково, Халтурино и других. В особые дни возле храма собиралась большая ярмарка.

-5

В тридцатые годы прошлого века этот храм как и тысячи других был закрыт. На тот момент в нём служил протоиерей Александр Иванович Архангельский. Одиннадцатого ноября 1937-го года он был арестован за «антисоветскую агитацию». Один из местных жителей дал показания о том, что в сентябре того же года на похоронах своей жены отец Александр в присутствии более пятидесяти человек рассказывал о гонениях советской власти на православных христиан и выражал уверенность, что когда-нибудь этой власти настанет конец. На допросах отец Александр вину свою не признал, но несмотря на это уже двадцать пятого ноября был расстрелян на Бутовском полигоне.

-6

После закрытия церкви прихожане спрятали часть икон и утвари у себя. Многие иконы были впоследствии переданы в храм Старого Покрова. Во время войны началось разграбление пашневского храма жителями окрестных деревень. Позже в нём устроили зернохранилище и даже расширили дверные проёмы, чтобы внутрь могли въезжать грузовики. Постепенно надобность в подобном зернохранилище отпала и бывший храм просто бросили. Годами, сквозь кое-как подлатанную крышу внутрь стекала вода. Постоянная сырость погубила практически все росписи и самым негативным образом подействовала на общее состояние здания. Лишь во второй половине девяностых в нём вновь стали проводиться службы. Ремонт обветшавшего храма был весьма нелёгкой задачей, учитывая малое количество его прихожан.

-7

На кладбище возле храма раньше стояло множество каменных надгробий и памятников. Большинство из них увезли в неизвестном направлении подозрительные личности. Вряд ли их интересовал культурный аспект, скорее всего они просто использовали камень в строительстве или пустили старые надгробия на изготовление новых кладбищенских памятников. Может и просто на щебёнку пустили, такое тоже бывало. А ещё бывало, что старинные надгробия использовали уж совсем изобретательным способом. К примеру, многие надгробия со старых кладбищ в Ногинском и Павлово-Посадском районах стали шихтой для металлургического завода в Электростали.

-8

Часть ограды «предприимчивые» граждане сдали на металлолом, часть использовали при строительстве производственных сооружений Белавинской птицефабрики. К счастью, на самом храме многие решётки избежали переплавки.

-9

Несмотря на все трудности дело восстановления храма движется вперёд. На сегодняшний день полностью отреставрирована колокольня, обновлены фасады. Вместо старинного кирпича в некоторых местах видна свежая кладка.

-10

А вот первая попытка установки центрального купола была, по-видимому, неудачной. На фотографиях восьмидесятых годов купола нет. На фотографии 2003-го года барабан увенчан ржавым куполом. Сейчас его снова нет.

-11

Зато возле стен храма лежит каркас нового купола. Он был тут ещё в 2021-м году, но судя по новостям сообщества храма в ВК, в скором времени его наконец-то установят. Недавно по этому случаю его покрасили.

-12

Попасть в храм в этот раз не удалось. Он открыт до трёх часов дня, а я приехал в шесть.

-13

Рядом с территорией храма расположилось старое заросшее кладбище.

-14

Там, в траве и кустах, видны старые надгробия, но их осмотр я решил отложить до следующего раза. В этот день у меня не было настроения искать на себе клещей после прогулки по зарослям.