Найти в Дзене
Книгиня Дочитаева

А.Грин «Алые паруса» и другие произведения: милота да и только

Вот прочитала я небольшой сборник произведений любимого многими и активно изучаемого по школьной программе Александра Грина и уже который день пребываю в ситуации откровенного недоумения. Непонятно. Совершенно непонятно лично мне, кого (что?) и по какой причине я должна любить в этих произведениях (рассказах, повестях, романе, заглавной феерии). Ладно, даже если не любить, просто проявить хоть какую-то симпатию хоть к одному персонажу из, без малого, 10 наименований произведений, составляющих сборник. Не случилось у меня такого. Хотя вроде бы творчество Грина в самой своей сути несет красоту и свет в массы. И вот возникает вопрос: что не так? Почему? Почему все читают и восторгаются или, если давненько читали, вспоминают с теплым чувством ностальгии, а мне вообще ни капельки не понравилось? Сразу скажу, хоть в школе, которую я закончила практически 10 лет назад, в программе значились эти пресловутые «Алые паруса» А.Грина, хоть сама феерия и имеет довольно небольшой объем, я в свои 11-1
Оглавление

Вот прочитала я небольшой сборник произведений любимого многими и активно изучаемого по школьной программе Александра Грина и уже который день пребываю в ситуации откровенного недоумения. Непонятно. Совершенно непонятно лично мне, кого (что?) и по какой причине я должна любить в этих произведениях (рассказах, повестях, романе, заглавной феерии). Ладно, даже если не любить, просто проявить хоть какую-то симпатию хоть к одному персонажу из, без малого, 10 наименований произведений, составляющих сборник. Не случилось у меня такого. Хотя вроде бы творчество Грина в самой своей сути несет красоту и свет в массы.

И вот возникает вопрос: что не так? Почему? Почему все читают и восторгаются или, если давненько читали, вспоминают с теплым чувством ностальгии, а мне вообще ни капельки не понравилось?

Сразу скажу, хоть в школе, которую я закончила практически 10 лет назад, в программе значились эти пресловутые «Алые паруса» А.Грина, хоть сама феерия и имеет довольно небольшой объем, я в свои 11-12 лет (кажется, примерно тогда от нас требовали ознакомится с данным произведением) так и не прочитала. Теперь вот думаю, наверное, зря. Ибо читать господина Грина в 20+ годиков, как оказалось, уже поздновато. Во всяком случае, для меня.

Что же, собственно, меня во всех этих историях отвернуло? Ведь я люблю и душевную атмосферную прозу, и всевозможное фэнтези, и от магического реализма тоже никогда не отказываюсь… Но. Есть одно существенное «но». Высшая степень наивности главные героев. Причем абсолютно во всех отношениях: и в быту, и в любви, и вообще, где только можно и нельзя. Создается такое ощущение, что все без исключения герои Александра Грина страдают не то хроническим инфантилизмом, не то легкой умственной отсталостью. Зачем что-то делать, чего-то добиваться, если судьба и так подкидывает им не то что лимон, а сразу готовый лимонад?

Не будем ходить вокруг да около, перейдем сразу к конкретике. И начнем, пожалуй, с самого простого, с «Алых парусов». Сейчас вон для выпускников целый праздник под таким названием проходит ежегодно. «Алые паруса» стали своеобразным символом осуществления мечты. А что же было у Грина? Да Ассоль, да Грей, да мечта наивной дурочки сбылась... Но как сбылась? И почему я лично считаю Ассоль девушкой максимально неумной?

«Счастье сидело в ней пушистым котёнком».

Сюжет в двух словах: маленькая девочка идет через лес в город продавать безделушки, сделанные ее отцом. Маленькой девочке понравился кораблик с алыми парусами. Маленькая девочка чуть не потеряла этот кораблик, заигравшись. Маленькая девочка встретила в лесу волшебника (по факту залетного пьянчугу), который предсказал ей встречу с прекрасным принцем на корабле с алыми парусами (на самом деле, просто спьяну ляпнул какую-то чушь). Маленькая девочка много-много лет просто сидит у окошка и ждет свою судьбинку. Все.

«Море и любовь не терпят педантов».

А нет, погодите, не все. Маленькая девочка ведет себя как умалишенная, чем отвращает от себя всю-всю деревню. Автор очень-очень старается в этом моменте надавить на читательскую пожалейку. При этом он совершенно не показывает ни одного хоть сколько-нибудь положительного действия главной героини. Да что там действия, даже мыслей положительных в голове этой дурехи не водится. И не заведется. Ведь она умеет только мечтать. Заметьте, не действовать, и даже не любить придуманный образ. Просто мечтать о нем. Зачем? Почему? Для чего? А просто потому что.

«В течение дня человек внимает такому множеству мыслей, впечатлений, речей и слов, что все это составило бы не одну толстую книгу».

Возможно, это я тут такая избалованная, но я попросту привыкла к тому, что в по-настоящему хороших книгах главный герой (героиня), чтобы получить что-то должен преодолеть определенный трудности, как-то действовать, а не просто сидеть. А Ассоль в принципе единственное, что делает – это чудит и сидит. Грей, по-моему, взял эту дуру только, чтобы иметь в своем личном распоряжении диковинный экземпляр.

Теперь далее. Не буду, пожалуй, подробно останавливаться на отдельных рассказах. Они тоже совершенно потрясающи в плане своей наивности.

-2

Роман «Бегущая по волнам». Здесь главный герой по фамилии Гарвей, пожалуй, излишне деятельная натура. Деятельная настолько (и богатая, кстати, тоже), что готов хоть на край света в прямом смысле этого слова плыть, лишь бы, как ему кажется, любимую девушку добыть. Е-мое. Он эту девушку видел-то всего раза два от силы. И то издалека. Но уже готов плыть на одном (пусть и очень красивом) корабле с контрабандистами. Готов выложить все имеющиеся у него деньги. Готов, знаете ли, рисковать жизнью. Но у меня вот в очередной раз встал вопрос: а ради чего? Ради некоего придуманного образа? Ради иллюзии собственных чувств?

«Я читал две книги - одна была в душе, другая в руках».

Причем самый сок, как это водится, в «Бегущей по волнам» скрывается в деталях. Тут весьма странно и нелогично ведется себя далеко не только главный герой. У меня возникли большие вопросы и к капитану судна, на котором поплыл Гарвей, и к людям, которые его подобрали в открытом море после предательской высадки, и вообще сплошняком ко всем героям этого чуда литературной мысли.

«Есть вещи, сила которых в их содержании. Шепот на ухо может иногда потрясти, как гром, а гром — вызвать взрыв смеха».

Нет, вы не подумайте, к авторскому слогу и даже задумке как таковой у меня вопросов нет вообще. Написано красиво, доходчиво. Читается легко. Идеи завораживают. Я вообще, читая аннотации, рассчитывала на качественные такие приключения. В какой-то степени я их получила. Но только лишь в какой-то. Потому что в целом я получила, извините, розовые сопли и бесплотные мечтания.

И Т О Г О

«У каждого человека — не часто, не искусственно, но само собой, и только в день очень хороший среди других просто хороших дней — наступает потребность оглянуться, даже побыть тем, каким был когда-то».

Уж не знаю, вызвали бы у меня бурю восторгов произведения Александра Грина, прочитай я их лет 10-12 назад. Все-таки думаю, что вряд ли. Единственная мораль, как таковая, доступная в произведениях Грина – это мечтай и все у тебя будет. Не ставь цель и добивайся ее, а именно просто придумай что-то, возможно, совсем уж нереальное и просто сиди жди, пока само по себе сбудется. Это очень странный подход в развитии арки персонажа, как по мне. При этом, повторюсь, у меня нет никаких претензий к самому написанию всех этих произведений. Написано красиво. Но, увы, совершенно однозначно не для меня.

А вы знакомы с творчеством Александра Грина? Какие из его произведений понравились лично вам? Делитесь в комментариях!

Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!