По мнению экспертов зарубежного рынка станции зарядки электромобилей могут увеличить доходность и трафик торговых центров уже в самом ближайшем будущем. Речь, понятное, дело про рынок США и это авторский пересказ заметки из электронного журнала CT+T, выпускаемого ICSC с информацией про российские реалии тоже.
По данным Colliers International, станции зарядки электромобилей - это не просто «зеленый» сервис и модный аксессуар экологической повестки, а выгодные инвестиции, которые вполне способны нарастить и выручку и посещаемость торговых объектов на 4-5 %.
Читатель-скептик скажет мне, мол, это и так ясно, но проблема в том как торговому центру или розничному оператору осязаемый эффект от тех, кто приезжает «воткнуть вилку своей машины в розетку торгового центра». Зарубежные эксперты рекомендуют внедрять модель «зарядка по подписке», чтобы клиенты покупали гарантированное время подключения по фиксированной ценен и приоритетный доступ к устройствам во время визита в торговый центр. Если зарядные станции установлены на территории ритейл-парка или у отдельно стоящего здания оператора розничной торговли, то взимание платы можно связать с программой лояльности и брать в зачет бонусы за покупки, например. Они ожидают, что производители электромобилей (EV) и поставщики услуг по зарядке уже предлагают на рынке промо-предложения и программы лояльности для водителей EV, по той же модели что и классические сети «бензиновых» заправок. И все эти стимулы способствуют как увеличению времени визита в физическую торговую точку, так и влияют на частоту и регулярность посещений.
По словам экспертов Colliers из США, «по мере того, как ускоряется процесс внедрения электромобилей, а владение EV или гибридом становится нормой жизни, то предприятия, предлагающие услуги зарядных станций, получают преимущества и выгоды как провайдеры необходимой инфраструктуры. Владельцы электромобилей с большей вероятностью поедут за покупками в те предприятия у которых на парковке есть «зарядки».
Стоимость установки станций для зарядки электромобилей высокая, но по мнению экспертов она не должна становится сдерживающим фактором и вынуждать собственников ТЦ или торговых точек откладывать их установку на потом. Во многих странах торговые точки и объекты торговой недвижимости, которые установили оборудование для обеспечения «зеленой инфраструктуры» получают право на льготы и субсидии от государства. Для информации: в США за счет господдержки можно покрыть е до 30% расходов на установку от суммы, не превышающей 100 000 долларов.
В России установка зарядных станций тоже субсидируется государством. Еще в конце 2021 года была утверждена «дорожная карта» по развитию использования электрического транспорта и создания необходимой инфраструктуры. Предполагается, что к 2030 году доля выпускаемых электромобилей в общем объёме производства транспортных средств достигнет 10% и цель в том, чтобы запустить в РФ не менее 72 000 зарядных станций (Источник) Кроме того, с 2023 года значительно расширен список регионов где предоставляются сусбсидии на установку «зарядок». Вперед, изучать распоряжение премьера Мишустина и смотреть вошел ли ваш регион в список.
В России максимальная субсидия составляет 60% от стоимости зарядного терминала и она ограничена суммой в 1,86 миллиона рублей. Государство также готово покрыть до 30% затрат на технические работы и монтаж и по этому пункту предел составляет 0,9 миллиона.
Чтобы в полной мере использовать потенциал рынка электромобилей (EV), торговые центры должны заранее продумать систему электроснабжения и способы управления спросом. Ряду объектов может потребоваться модернизация системы электроснабжения или инвестиции в возобновляемые источники энергии, чтобы обеспечить устойчивое питание зарядных станций.
Зарядка электромобилей обычно занимает от 30 минут до нескольких часов. Чтобы занять покупателей в это время, провайдеры стратегически размещают зарядные станции рядом с ресторанами и кафе. Таким образом, покупатели могут отдохнуть или пообедать, пока их автомобили заряжаются.
Крупные инвестиционные фонды, которые, в основном, владеют в США успешными супер-региональными торговыми центрами (в РФ это удел крупных банковских структур) с большими паркингами, уже давно принимают активное участие в проектах по созданию зеленой инфраструктуры. Так компания Simon открыла первую станцию зарядки электромобилей в Орландо, штат Флорида, еще в апреле 2011 года и в настоящее время у них 1 189 станций на 124 объектах недвижимости. Месяц назад компания Simon подписала соглашение с BP Pulse об установке и эксплуатации еще 900 зарядных станций для электрических авто на 75 объектах недвижимости. Первая станция начнет работу в 2026 году. BP Pulse ставит зарядные станции вблизи аэропортов, а также на фирменных «бензиновых» заправках компании BP. В 2023 году количество пунктов зарядки в сети BP Pulse выросло на 35 % по сравнению с предыдущим годом. Также у Simon есть совместный проект с Mercedes по организации 55 станций быстрой зарядки EV и часть терминалов уже работает на парковке торговых центров.
Другой крупный собственник ТЦ, компания Regency Centers с 2020 года сотрудничает с EVgo и уже установила 120 зарядных станций на 40 объектах. В прошлом месяце компании открыли новую станцию зарядки EV в Blakeney Town Center в Шарлотте, Северная Каролина.
Ритейлеры тоже не ждут, пока арендодатели установят станции. По данным Colliers, Target и Walmart, среди прочих, уже устанавливают станции зарядки EV на парковках своих отдельно стоящих торговых точек. А компания Starbucks размещает станции зарядки EV в кафе, расположенных на расстоянии около 160 км друг от друга, чтобы владельцы EV могли с комфортом преодолевать большие расстояния.