В субботу в Свято-Андреевском храме прошла праздничная литургия, которая завершилась крестным ходом по городу. На мероприятия, приуроченные к 1036-летию Крещения Руси, собрались не только туймазинцы – сюда приехали жители Октябрьского, Бакалинского, Белебеевского, Шаранского районов, в том числе священнослужители соседних приходов.
Крестный ход, начавшись у стен храма, через несколько минут перетекает на улицу Островского. Праздничная процессия сразу привлекает внимание пешеходов и автомобилистов. Водители притормаживают, отдавая дань уважения чувствам верующих, а горожане начинают живо интересоваться происходящим. Многие, узнав в чем дело, примыкают к шествию.
– Сынок, куда это все идут-то? – интересуется пожилая женщина. Услышав пояснения, восклицает: – Так я ж крещеная. Мне – с вами!
Следом к нам присоединяется супружеская пара средних лет, через несколько минут – женщина с ребенком. Оглядываясь по сторонам, замечаю нескольких земляков-мусульман.
– Все под одним богом ходим, – упреждают они мой вопрос. – И желания у нас одинаковые: чтобы люди жили без злобы и зависти, семьи жили дружно, а дети росли здоровыми и почитали родителей.
Люди шли по улицам Островского, 70 лет Октября, Мичурина… Но на усталость никто не жаловался.
- Цель крестного хода — это духовное совершенствование, единение с Богом, уход от мирской суеты, - улыбаясь, поясняет мне женщина средних лет. Попытка узнать ее имя для ссылки в интервью оканчивается неудачей:
- Зачем? Сегодняшнее шествие – это личностный праздник. И чем сложнее маршрут, тем больше радость в конце пути.
– Крестный ход – это своего рода проповедь, шаг навстречу Богу, – добавляет настоятель Свято-Андреевского храма отец Виталий. – Мы просим у него помощи и сил, молимся о нашем Отечестве, нашем воинстве, о скорейшем победоносном завершении специальной военной операции.
При этом цели крестного хода бывают разными. Есть покаянный крестный ход – как Царские дни в Екатеринбурге, в память об убиенной семье Романовых. Есть крестный ход, суть которого – избавление от тяжких бед и болезней. А есть благодарственный, как сегодня.
Праздничное шествие завершилось у стен храма. Но на этом торжественные мероприятия не закончились, и священнослужители торопятся на другой конец города – в этот же день на краю Райманово при участии епископа Нефтекамского и Белебеевского владыки Митрофана освятили и заложили камень в основание новой часовни Иверской иконы Божьей Матери.
Место под строительство храма выбрали жители Райманово. И, надо сказать, не прогадали – вид с холма на краю микрорайона открываются просто потрясающий: поля, леса и горы простираются на десятки километров вокруг.
– А еще мы пробурим вон в той низинке скважину и обустроим пруд, – поясняет отец Виталий. – Будет где проводить таинство крещения.
На сегодняшний день фундамент храма выведен под «ноль», затем начнут поднимать стены. Строительство финансируют благотворители. Напомним три года назад по инициативе главы Башкирии в республике стартовал проект «Атайсал». Внести вклад в развитие родной деревни, села, города может любой. На сегодняшний день реализовано около 20 тысяч инициатив.
Комментарий
Епископ Нефтекамский и Белебеевский Митрофан (в миру – Алексей Еврокатов):
– В регионе строится все больше храмов, и это радует. Но иной раз доводится слышать такое: на веру уже 30 лет нет гонений, так почему же после развала СССР мы не стали чище и добрее? Однако 70 лет без Бога не прошли даром. И сейчас вера напоминает зернышко, посаженное в каменистую почву. Чтобы оно дало всходы, его нужно удобрять и поливать.
Спроси сегодня у человека – ты верующий? И часто услышишь в ответ: верю, но очень глубоко в душе. Но вера – она либо есть, либо нет. И здесь нужно не лукавя ответить самому себе: «А в чем на практике проявляется моя вера?» Храм, он ведь не в бревнах, а в ребрах. Это замечательно, когда строится храмы. Но главное – чтобы в них ходили люди. Понимая при этом, зачем именно они сюда пришли.