Автор nekojiru
После двух столетий междоусобных войн Япония объединилась под предводительством сёгунов Токугава. Произошло это в 1603 году и период правления клана Токугава, продлившийся до Реставрации Мэйдзи (восстановления полноценной императорской власти) в 1868 году, называется эпохой Эдо.
Столицей и резиденцией императора оставался город Киото, но реальная власть, принадлежащая клану Токугава, сосредоточилась в замке Тиёда в Эдо - городе, расположенном в одноименном заливе. Название города дало имя всей эпохе, продлившийся 250 лет, сегодня этот город известен как Токио.
Наиболее яркой чертой всего периода Эдо стала строгая самоизоляция Японии. Выезд из страны был запрещен, торговые отношения, особенно с европейцами, резко ограничены. Япония закрылась от иностранцев и иноверцев, однако о жизни японцев в ту эпоху осталось много свидетельств, как литературных, так и художественных. С периода Эдо начинает свое развитие такой вид изобразительного искусства как укиё-э. Это гравюры, посвященные городской жизни. В укиё-э много жанров: портреты известных артистов, портреты самураев или красавиц, пейзажи, виды достопримечательностей и даже картины эротического содержания.
Сословия
В первую половину эпохи Эдо закрепляется жесткая сословная иерархия, оформляется кодекс самурайской чести - бусидо. Активный экономический рост приводит к росту городов и городской культуры, развиваются науки и искусства.
Японское общество эпохи Эдо можно поделить на 4 сословия: аристократы, торговцы, ремесленники и крестьяне. Аристократия была преимущественно военной, сёгуну подчинялись феодалы даймё, вассалами этих князей (даймё) были самураи. Наиболее привилегированный слой самураев в это время составляли так называемые хатамото - прямые вассалы сёгуна. Однако, была и невоенная аристократия - кугэ.
Тяжела была жизнь самурая, который лишался господина. Высокий аристократический статус не позволял ему заняться ремеслом или торговлей, но можно было уйти в монастырь или странствовать, собирая подаяние. Однако, в эпоху Эдо бродяжничество было запрещено, что не помешало сформироваться культуре ронинов. Это воины-бродяги, экс-самураи, которые частенько сбивались в разбойничьи шайки.
Театр Кабуки
В период Эдо берет свое начало театр кабуки. Пока сёгун Токугава захватывал и укреплял власть, в Киото набирала популярность танцовщица Окуни. Она была жрицей синтоистского храма и по роду своей деятельности была обучена священным ритуальным пляскам. Окуни привлекла внимание публики своим экзотическим мужским нарядом, в котором выступала. Постепенно к ней присоединились другие артисты, а импровизационный танец с переодеванием разросся до интермедий, чаще всего посвященных жизни “веселых кварталов”. Это были постановки весьма фривольные и в содержании, и в исполнении. Актрисы чрезмерно будоражили воображение воинов, так что в 1629 году сёгунат запретил женщинам участвовать в постановках. Их на сцене заменили юноши, которые также не оставили воинов равнодушными, так что в 1652 году в театре кабуки разрешили выступать только взрослым мужчинам.
“Веселые кварталы”
Ни одна из религий, распространенных в Японии в эпоху Эдо, не накладывала жестких ограничений и табу на интимную жизнь, но в 1617 году сёгун Токугава Хидэтада решает несколько ограничить пространство “без ограничений”. Так возникают увеселительные кварталы - Симабара в Киото, Симмати в Осаке и Ёсивара в Эдо.
Иерархия проституток в Японии очень сложна и многообразна. Юдзё - женщины для удовольствий, проститутки самого низшего ранга; таю и ойран - высокоранговые куртизанки. Они были образованы, умели играть на разных музыкальных инструментах и развлекали клиентов не только самым примитивным и общедоступным образом. Особенностью ойран была их характерная, украшенная длинными шпильками, прическа. Никакие проститутки не могли покинуть “веселый квартал” без сопровождения.
Гейши появляются в 1760 годах и постепенно вытесняют таю и ойран. Законодательно гейшам было запрещено оказывать услуги сексуального характера, но известно, что тут не обходилось без исключений. Пообщаться с гейшами и дамами попроще можно было в чайных домах, которых было предостаточно в “веселых кварталах”. Мужчины здесь проводили переговоры, заключали сделки и просто тусили в приятной компании. Роль жены не предполагала с ней особого времяпрепровождения.
Наш телеграм-канал.