Найти тему
ТыжИсторик

Немного о Японии начала эпохи Эдо

Оглавление

Автор nekojiru

После двух столетий междоусобных войн Япония объединилась под предводительством сёгунов Токугава. Произошло это в 1603 году и период правления клана Токугава, продлившийся до Реставрации Мэйдзи (восстановления полноценной императорской власти) в 1868 году, называется эпохой Эдо.

Цукиока Ёситоси. Диптих: Сёгун Иэясу и его четыре великих вассала. Серия "15 поколений великого семейного древа Токугава", 1875
Цукиока Ёситоси. Диптих: Сёгун Иэясу и его четыре великих вассала. Серия "15 поколений великого семейного древа Токугава", 1875

Столицей и резиденцией императора оставался город Киото, но реальная власть, принадлежащая клану Токугава, сосредоточилась в замке Тиёда в Эдо - городе, расположенном в одноименном заливе. Название города дало имя всей эпохе, продлившийся 250 лет, сегодня этот город известен как Токио.

Хисикава Моронобу (1618 - 1694)
Хисикава Моронобу (1618 - 1694)

Наиболее яркой чертой всего периода Эдо стала строгая самоизоляция Японии. Выезд из страны был запрещен, торговые отношения, особенно с европейцами, резко ограничены. Япония закрылась от иностранцев и иноверцев, однако о жизни японцев в ту эпоху осталось много свидетельств, как литературных, так и художественных. С периода Эдо начинает свое развитие такой вид изобразительного искусства как укиё-э. Это гравюры, посвященные городской жизни. В укиё-э много жанров: портреты известных артистов, портреты самураев или красавиц, пейзажи, виды достопримечательностей и даже картины эротического содержания.

Кано Таканобу. Виды Киото и его окрестностей.
Кано Таканобу. Виды Киото и его окрестностей.

Сословия

Утагава Кунитоси. Всадник в доспехах, 1885
Утагава Кунитоси. Всадник в доспехах, 1885

В первую половину эпохи Эдо закрепляется жесткая сословная иерархия, оформляется кодекс самурайской чести - бусидо. Активный экономический рост приводит к росту городов и городской культуры, развиваются науки и искусства.

Утагава Хиросигэ. Станция Оцу, 1840
Утагава Хиросигэ. Станция Оцу, 1840

Японское общество эпохи Эдо можно поделить на 4 сословия: аристократы, торговцы, ремесленники и крестьяне. Аристократия была преимущественно военной, сёгуну подчинялись феодалы даймё, вассалами этих князей (даймё) были самураи. Наиболее привилегированный слой самураев в это время составляли так называемые хатамото - прямые вассалы сёгуна. Однако, была и невоенная аристократия - кугэ.

Хисикава Моронобу. Швеи и ремесленники, XVII век
Хисикава Моронобу. Швеи и ремесленники, XVII век

Тяжела была жизнь самурая, который лишался господина. Высокий аристократический статус не позволял ему заняться ремеслом или торговлей, но можно было уйти в монастырь или странствовать, собирая подаяние. Однако, в эпоху Эдо бродяжничество было запрещено, что не помешало сформироваться культуре ронинов. Это воины-бродяги, экс-самураи, которые частенько сбивались в разбойничьи шайки.

Самурайский доспех эпохи Эдо
Самурайский доспех эпохи Эдо

Театр Кабуки

Окуни. Изображение на ширме
Окуни. Изображение на ширме

В период Эдо берет свое начало театр кабуки. Пока сёгун Токугава захватывал и укреплял власть, в Киото набирала популярность танцовщица Окуни. Она была жрицей синтоистского храма и по роду своей деятельности была обучена священным ритуальным пляскам. Окуни привлекла внимание публики своим экзотическим мужским нарядом, в котором выступала. Постепенно к ней присоединились другие артисты, а импровизационный танец с переодеванием разросся до интермедий, чаще всего посвященных жизни “веселых кварталов”. Это были постановки весьма фривольные и в содержании, и в исполнении. Актрисы чрезмерно будоражили воображение воинов, так что в 1629 году сёгунат запретил женщинам участвовать в постановках. Их на сцене заменили юноши, которые также не оставили воинов равнодушными, так что в 1652 году в театре кабуки разрешили выступать только взрослым мужчинам.

Окумура Масанобу (1686 - 1764)
Окумура Масанобу (1686 - 1764)

“Веселые кварталы”

Ни одна из религий, распространенных в Японии в эпоху Эдо, не накладывала жестких ограничений и табу на интимную жизнь, но в 1617 году сёгун Токугава Хидэтада решает несколько ограничить пространство “без ограничений”. Так возникают увеселительные кварталы - Симабара в Киото, Симмати в Осаке и Ёсивара в Эдо.

Вестибюль борделя, 1680 г.
Вестибюль борделя, 1680 г.

Иерархия проституток в Японии очень сложна и многообразна. Юдзё - женщины для удовольствий, проститутки самого низшего ранга; таю и ойран - высокоранговые куртизанки. Они были образованы, умели играть на разных музыкальных инструментах и развлекали клиентов не только самым примитивным и общедоступным образом. Особенностью ойран была их характерная, украшенная длинными шпильками, прическа. Никакие проститутки не могли покинуть “веселый квартал” без сопровождения.

Ойран с характерной прической. 1870 - 1880 гг.
Ойран с характерной прической. 1870 - 1880 гг.

Гейши появляются в 1760 годах и постепенно вытесняют таю и ойран. Законодательно гейшам было запрещено оказывать услуги сексуального характера, но известно, что тут не обходилось без исключений. Пообщаться с гейшами и дамами попроще можно было в чайных домах, которых было предостаточно в “веселых кварталах”. Мужчины здесь проводили переговоры, заключали сделки и просто тусили в приятной компании. Роль жены не предполагала с ней особого времяпрепровождения.

Наш телеграм-канал.